В поддержку отечественных киноделов 2016 год был объявлен в России годом кино. В рамках этого культурного события Nevvod попытается дать вам ответ на вопрос – почему отечественный кинематограф не смотрится презентабельно на фоне западного и почему всё больше и больше людей весьма скептично относятся к нашему кино.
Ни для кого не секрет, что российское кино сейчас переживает кризис. Это «сейчас» начинается примерно с 90-х годов XX века. Такие легенды русского кинематографа, как Тарковский, Эйзенштейн, Герасимов, Бондарчук (старший), Гайдай уходили из жизни, а новые дарования появляться не торопились (да и не торопятся, честно говоря). По итогам «Кинотавра» главный редактор журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея сказал, что кризис многоуровенный и колоссальный, а за все прошедшие года так и не останется фильма, который оставит след в истории.
Чтобы разъяснить ситуацию, приводим, на наш взгляд, четыре главные причины отвержения от русского кинематографа:
1. Недостаток таланта.
Больше всего спад качества кинолент за эти 20 лет заметен по жанру комедии. Если в XX веке мы имели Гайдая, то сейчас у нас есть... Жора Крыжовников, Сарик Андреасян и целая партия вышедших в тираж КВНщиков, которых не взяли в «Камеди клаб». Как следствие мы имеем не «Бриллиантовую руку» и «Кавказскую пленницу», а «Беременного», «Самый лучший день» и «Выпускной». Сейчас в стране крайне мало мастеров своего жанра – каким бы он ни был. Да и однозначного «Да, это признанный гений российского кино» о «молодой крови» сказать нельзя.
2. Неразборчивость Министерства культуры в том, что нужно финансировать, а что – нет.
Безусловно, есть талантливые личности – Твердовский, Серебренников, Найшуллер – они могли бы снимать больше хорошего кино. Но Найшуллер не был тепло встречен со своей идеей о съёмке фильма от первого лица в России, зато его поддержали в США, а Твердовский и Серебренников в своих фильмах не блещут патриотизмом и показывают Россию такой, какая она есть, за что тоже обделены финансовой поддержкой Минкульта.
Конечно, количество сеансов фильмов без поддержки Минкульта сокращается в два, а то и в три раза: если у профинансированного государством фильма будет по 10 сеансов в день, то у не получившего поддержку творения – максимум 3. Когда выбираешь фильм, безусловно, на выбор влияет реклама. Фильмы, проспонсированные государством, получают больше рекламы и это естественно. Когда ехали по городу, видели ли вы хоть один рекламный щит с «Учеником»? Зато «Дуэлянт» есть на каждой остановке.
3. Непрезентабельность на фоне зарубежного кинематографа.
«Новое» русское кино на Западе не воспринимают. Вообще. Конечно, Тарковского и Гайдая они помнят, возможно, даже знают кто такой Саша Белый. Сейчас ввиду выхода трейлера «Защитников» многие узнали о Сарике Андреасяне. Если вы не застали, то в этом трейлере плохо прорисованный медведь, скопированный с Халка, говорит: «А где моё?». Наше кино просто не хочет развиваться. Сравнивать нехорошо, но зарубежные страны имеют сотни фильмов, миллионы затрагиваемых тем, тысячи жанров, десятки кинокомпаний и, главное, большое количество талантливых людей и места для их реализации. У нас остался Мосфильм и появились пара новых кинокомпаний, таких как Hype Film, которые пытаются продвинуться. Но куда им до известных всем Universal pictures, 20th Century Fox и Columbia Pictures.
4. Всё новое – хорошо забытое старое.
Заключительная причина – небольшое вытекающее оправдание. Всё, что наши киноделы хотят воплотить в жизнь, уже было показано некоторое время назад. Конечно, это работает не только в сторону того, что заимствования делают наши соотечественники. Алехандро Гонсалес Иньярриту, например, при работе над оскароносным для ДиКаприо «Выжившим» заметно вдохновился творчеством Тарковского.
На самом деле причин много больше, но все они вытекают из этих четырёх. Диссертации и научные статьи на проблемные темы пишут студенты ВГИКа и других кинематографически направленных учебных заведений, но пользы нашему кинематографу это, видимо, не приносит. Мы же, в свою очередь, искренне надеемся на решение в скором времени всех проблем – очень хочется рассказать своим детям, какой великий фильм был снят в наше время.