Кино

«Мало одного таланта: нужна смелость, чтобы изменить людей»

О новом фильме «Зелёная книга», показывающем реальный мир и крушащем стереотипы

03.02.2019 19:03:18 Кристина Симакина
0 1109

Всем известно выражение «противоположности притягиваются», но ситуация в 50-60-ые годы США прошлого века полностью этот тезис опровергала. Если применять это выражение к делам сердечным, то всё становится довольно ясно, но если под этими самыми «противоположностями» рассмотреть расовую принадлежность человека, то большинство американцев во второй половине 20 века могли бы здесь поспорить и высказать своё абсолютно «верное» слово (являющееся что тогда, что сейчас совсем однобоким).

События в Соединённых Штатах были полны горечи и накала. Борьба людей за свои права, отличавшихся лишь цветом кожи, имела целенаправленный и очень острый характер. Всё дошло до такой крайности, что в каждом штате страны имелись свои определённые законы, ограничивающие права афроамериканцев и запрещающие им те вещи, которые были доступны любому «белому» в социуме. К примеру, существовали отдельные перроны и «места ожидания» for colored only (только для «цветных»), отдельные входы/выходы в магазины, отдельные кассы в лавках с мороженым, умывальники, места в транспорте, школы; запреты на присутствие в определённых «белых» барах, отелях, театрах; запреты на брак с «белыми», свободу передвижения по стране, право на голосование и избрание в органы власти; а в некоторых штатах действовал закон «после заката», который подразумевал под собой территорию «белых», как только сядет солнце. И ещё много-много всего абсурдного.

Самое интересное, что подобные нечеловеческие условия подразумевались как «глоток воздуха», были определённой свободой для цветных (чернокожих и индейцев), которые долгое время были в заточении рабского закона США. А вот последующие поправки к американской конституции навсегда запретили рабство, сформировав за собой официальную расовую сегрегацию (сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения прим. ред.). Именно поэтому люди хоть и были свободны, но ощущали они эту свободу очень условно...


У каждого из нас на слуху имя Мартина Лютера Кинга (борца за права чернокожих), но известны ли вам другие имена? Имена тех, кто сражался за жизнь на собственном поле боя, имея в арсенале уникальный творческий талант? Нет? Тогда слушайте…

«Зелёная книга» – фильм, действия которого (между прочим, имеющие под собой реальную основу) разворачиваются на фоне гастрольного тура по штатам джазового пианиста Дона Ширли и его помощника Тони Валлелонга. Не будет лишним упомянуть, что подобного рода «Зелёная книга» существовала в действительности, издавалась она в США целых 30 лет (создатель – почтовый служащий Виктор Хьюго Грин, а после – его вдова Элма Грин) и была настоящим «путеводителем для чернокожих автомобилистов».

Теперь ближе к самому сюжету кинокартины: два человека, которые (словно две параллельные прямые) никогда бы и не пересеклись, не будь той особой нужды «чёрного» человека обратиться за защитой к небезызвестному «белому» асу в урегулировании конфликтов.

Не буду скрывать – сначала мне был противен Тони: его образ жизни, поведение, отношение к людям – всё в нём вызывает неприязнь, отталкивает от персонажа Вигго Мортенсена. Затем же, по мере развития обстоятельств, в которых он оказывается, ты вдруг осознаёшь, что он вовсе не так плох. Образ его – лишь оболочка. Тот самый «мыльный пузырь», который ему жизненно необходим. Лишь благодаря своей колкости, твёрдости и болтливости он имеет возможность обеспечить свою семью и, как рыба в воде, довольствоваться в своей жизни авторитета влиятельных людей.


11.jpg


Судьбоносное предложение, вакансия, меняет его жизнь в корне. Встреча с интеллигентом Доном Ширли (актёр Махаршала Али) наталкивает его на революцию собственного «Я» и позволяет взглянуть на устоявшиеся взгляды совершенно под иным углом. «Я смотрю на него в зеркало, и он постоянно о чём-то думает. Мне почему-то кажется, что от такого ума никакой радости», – говорит Тони в одном из эпизодов.


Однако изменения не обошли стороной и самого пианиста: благодаря своему помощнику и водителю он крушит свои привычки, а также находит в Тони-болтуне того, кого сам Тони не ожидал в себе обнаружить. «Мир полон одиночек, боящихся первого шага», – говорит Валлелонга. Дон прививает ему вкус буквально ко всему, начиная от музыки и заканчивая умением выражать свои мысли в письмах к любимой жене. Музыкант постоянно попадал в передряги, которые были несправедливы не только к нему, но и ко всем афроамериканцам, несшим нелёгкое бремя в те годы. Но его талант и род деятельности, которому он сознательно посвятил всю жизнь, делает его настоящим «дивергентом»: чужаком как для своих, так и для чужих. В одном из, по моему мнению, сильнейших эпизодов фильма, стоя на трассе под дождём, абсолютно подавленный, униженный и опустошённый, Ширли выдаёт: «Я недостаточно чёрный и недостаточно белый… Скажи мне, Тони, кто я такой?». Он не пытался что-то кому-то доказать, напротив, своими действиями Дон лишь в очередной раз демонстрирует человечность и воспитанность. А также то, как нелепа, несправедлива и не обоснована злость людей к тому, чего они просто-напросто не понимают: «Насилием ничего не добьёшься, только достоинство побеждает».


12.jpg


Две противоположности проезжают немало миль бок о бок, оказываются в нелёгких ситуациях и общими усилиями их преодолевают. Не думаю, что стоит лишний раз упоминать, что все эти обстоятельства на пути от выступления к выступлению сближают их, но тот факт, что это дало положительную «трещину» во взглядах и изменило их определённый «внутренний код», сделав не просто партнёрами по работе, а настоящими друзьями – остаётся нерушимым.


После просмотра кинокартины, заявленной как трагикомедия, ты абсолютно точно понимаешь, что потраченное время того стоило – внимание было украдено не зря. Кинокартина, показывающая мир таким, каков он есть, и крушащая те самые устойчивые и вросшие с корнем стереотипы. Фильм душераздирающий и одновременно внушающий свет, выводящий на улыбку… Искренний и трогательный.


15.jpg


Каждому из нас важно помнить: что бы ни случилось, каких бы людей ты ни встретил на своём пути – всегда есть надежда… Всегда есть этот «свет» и вера в то, что мир намного лучше и шире тех обстоятельств, которые довелось тебе повстречать и с боем пережить. Талант и смелость – вот, что должно идти бок о бок... А Человечность, вера в самих людей и стремление к миру нам в этом помогут.


Редакция журнала Nevvod.ru благодарит кинотеатр «Орлёнок» за возможность видеть премьеры и рассказывать о них своим читателям!


Иллюстрации из сети интернет



0 комментариев
Другие статьи по темам
0 21
Кино Фестиваль Kinocom Fest 1.1. Советы от мастеров Зачем нужны кинообъединения? Почему дипломированный артист театра и кино обычно в кино не попадает и как все же там оказаться?
0 98
Кино Studio 54 – клуб эскапизма «Студия 54» – рай для знаменитостей 1980-х. Клуб, в котором понятия нормы и приличия растворялись в кокаиновых облаках, громкой музыке диско и эпатаже…
0 140
Кино Раскрываем программу кинофестиваля Beat Weekend 2019 Организаторы объявили программу кинофестиваля, в которую вошли разные фильмы об искусстве, музыке и культурных деятелях
0 198
Кино «Если есть зло, значит есть и добро». Новый фильм Александра Велединского выйдет в прокат 29 августа «В Кейптаунском порту» – новый фильм Александра Велединского («Географ глобус пропил») можно будет посмотреть в нижегородском «Орлёнке» с 29 августа
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)