История

Подземные пути Нижнего

О перспективах развития, существующих проблемах и интересных фактах Нижегородского метрополитена

16.12.2016 10:58:08 Зульфия Хасанова
0 4633

В России метро функционирует всего в восьми городах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Казань, Волгоград. Волгоград — спорный город в этом списке, поскольку под землю ушли трамваи, а не вагоны метро, и если верить Википедии, то правильно надо говорить: «Волгоградский скоростной трамвай (метротрам) — трамвайная система с элементами метрополитена». 


Но речь, конечно, не о Волгограде, а о нашем любимом Нижнем Новгороде, и давайте вспомним как же все начиналось и посмотрим на перспективы развития Нижегородского метрополитена. 


o9fdmUXmzGs.jpg


История возникновения метрополитена 

Несмотря на столь юный возраст (31 год), метро с каждым годом становится все более актуальным и популярным видом транспорта в Нижнем Новгороде. 20 ноября в далеком 1985 году первые три поезда вышли на линию, обеспечив сообщение на отрезке от станции «Пролетарская» до станции «Московская». Это был важный шаг не только в развитии городской транспортной системы, но и города в целом. 


Горьковский метрополитен стал третьим после Москвы (1935) и Санкт-Петербурга (1955), на год опередив Новосибирск (1986). Хотя история строительства началась на 15 лет раньше. 


1970: Московские проектные институты Метрогипротранс и Гипрокоммундортранс  разработали техническое обоснование сооружения в городе Горьком метрополитена как наиболее скоростного, комфортабельного и удобного вида транспорта. Через 7 лет было  принято постановление о начале строительства, и уже 17 декабря 1977 года была забита первая свая в котлован станции «Ленинская» и установлен памятный знак. 


Все видели букву «М в туннеле»? Она как раз установлена на месте начала строительства. 


wipBPNM1kOQ.jpg


Метро в Горьком планировалось почти по типовой советской схеме — две линии, идущие на окраины в промышленные зоны и районы массовой жилой застройки по двум берегам реки Оки, пересекаемые третьей линией в центральной части города (без образования классического «треугольника» из трёх пересечений). Как и в других городах, эти планы не были осуществлены, но Нижнему Новгороду повезло несколько больше, чем, например, Самаре: в нашем городе метро дотянулось до железнодорожного вокзала, а также было начато строительство второй линии. 


Несмотря на то, что нижегородская подземка одна из самых крупных в стране, сеть станций охватывает малую часть города. А до пуска первой станции в верхней части этот вид транспорта вообще нельзя было назвать популярным, первую нагорную станцию «Горьковская» нижегородцам пришлось ждать долгих 20 лет: ее строительство обдумывали еще в 90-е годы прошлого века, но построили лишь к 2012 году. И только после открытия «Горьковской» (4 ноября) нижегородский метрополитен стремительно начал обретать свою популярность. 


Напомним, что в мае 2015 года началось строительство станции «Стрелка». 


Сегодня Нижегородский метрополитен по протяжённости линий занимает третье место в России (после Московского и Петербургского), по пассажирообороту – пятое (после Московского,  Петербургского, Новосибирского, Екатеринбургского).   


GRs3_xZFCfU.jpg


Проезд 

После закрытия Молитовского моста на ремонт число пассажиров нижегородского метрополитена увеличилось со 103 тысяч до 141 тысячи человек в сутки - на 35%. В связи с этим руководство метро скорректировало работу подземки. Как отмечается, утром на линию выпускается дополнительный состав по маршруту «Горьковская — Московская» для пассажиров из нижней части города.

 
Эксплуатацию метрополитена осуществляет МП «Нижегородское метро». Стоимость проезда с 1 июля 2012 года составляет 20 рублей. Но несмотря на увеличение пассажиропотока, метро терпит убытки. Например, когда в 2011 году проезд стоил 12 рублей, себестоимость поездки была аж 19, 59 рублей. 


На летнем заседании думской комиссии по городскому хозяйству директор нижегородского метрополитена Олег Яушев привел следующие цифры о долгах и прибыли метро. Доходы метрополитена оказались меньше на 116 млн рублей, чем было запланировано. Директор МП объясняет это тем, что в Нижнем Новгороде стало больше автомобилей, развивается также сеть наземного пассажирского транспорта.


nizh1_1b.jpg


Станции 

Все подземные станции – мелкого заложения, они располагаются на глубине не более 15 метров (ст. Горьковская – 16 метров). 3 из 13 являются местной достопримечательностью — четырехпутная Московская, наполовину наземная Буревестник и центральная Горьковская. 


Известно, что в основе дизайна «Горьковской» лежит концепция птицы буревестника. Стилизованные под крылья символичной птицы, подсвеченные, расходящиеся от колонн к потолку арки-скобы объединяют центральный зал и посадочные платформы станции, которые украшены художественными мозаичными панно. На них изображены виды на Нижний Новгород. Самое интересное, что, отправляясь в нижнюю часть города, на путевой стене вы увидите панно с видами заречной части, а приезжая на «Горьковскую» - пейзажи нагорной части Нижнего. 


Эта долгожданная станция появилась буквально через пару лет после открытия не менее долгожданного метромоста. По поводу метромоста, который строился в общей сложности более 20 лет, существует даже нижегородская шутка: «бесконечно можно смотреть на 3 вещи – на огонь, на воду и на то, как строится метромост». 


ojoou3ExcYA.jpg


Благодаря метромосту теперь добраться из центра Автозавода до площади Горького можно чуть больше, чем за 20 минут, что раньше представлялось нереальным. Расчетное время в пути от «Горьковской» до «Московской» - около 5 минут, и это, разумеется, тоже рекорд. 


А вот, например, тема архитектурного оформления «Московской» посвящена столице России. В основе художественного решения — белый и красный цвета, символизирующие белокаменную столицу и стены Кремля. Тематика панно на станции — историческая, военных лет, праздничная и трудовая Москва. 


Станция метро «Ленинская» оформлена рядом керамических панно на тему «В.И.Ленин и Октябрьская Революция». В одном из вестибюлей 17 декабря 2012 года был поставлен бюст метростроителям - в честь 35-й годовщины начала строительства Нижегородского метрополитена. 


Станция «Автозаводская» в верхней части путевых стен оформлена панно на тему автомобилестроения. Расположена рядом с Северной проходной автомобильного завода. Собственно, изначально планировалось название станции - «Северная», но в последний момент в наименовании решили увековечить сам автозавод. 


gNvCTAz7t9g.jpg



Станция «Заречная». Название полностью отражает ее дизайн: будто бы оказываешься в подводном царстве - путевые стены выполнены в форме волн из алюминиевого каркаса. Не только речное расположение города подчеркивает название станции: бульвар Заречный и гостиница «Заречная», расположенные в этой части города, как раз по соседству со станцией. 

 
Интересные факты о Нижегородском метрополитене 

С открытием станции Стрелка (не ранее 2018 г.) предполагается окончательно разделить линии метрополитена, то есть оборот подвижного состава будет происходить на обеих линиях независимо.

 
Есть в Нижнем и станция-призрак – это станция «Ярмарка». Располагается она между действующей станцией «Московская» и строящейся «Стрелкой». Необходимость станции неоднократно оспаривалась, но тем не менее работы по её проектированию и разработке продолжались. Строительство станции началось в 1993 году, но в 1996 году с площади Ленина, как и с площади Горького, были убраны заборы и разобрана стройплощадка. Однако в ноябре 2014 года возобновились разговоры по возобновлению строительства «Ярмарки» на перспективу, не ранее 2020 года. 


13 июля 1984 г. при строительстве произошёл инцидент: в котловане станции «Московская» обрушились стены. Двое рабочих из студенческой бригады, помогавшей при строительстве метро, погибли. Существует легенда, связанная с этим событием, будто призраки погибших студентов до сих пор гуляют по тоннелям и станциям метрополитена. 


4f4e7f84b2c5e440764147.jpg


Жетоны  петербургского и нижегородского метрополитена изначально имели схожие технические данные. Нижегородские жетоны принимались петербургскими турникетами, петербургские — нижегородскими. Из-за разницы в цене (в Санкт-Петербурге стоимость поездки всегда была заметно выше, чем в Нижнем Новгороде) постоянно наблюдался отток нижегородских жетонов в Санкт-Петербург; с целью предотвратить отток, было введено ограничение на продажу до 4 штук в одни руки. Но этими мерами отток предотвратить не удавалось, и с 28 декабря 2009 года в Нижнем Новгороде были перенастроены турникеты таким образом, что принимались только жетоны «нового образца», с отверстием посередине.  Впрочем, старые жетоны принимались ещё до 15 января, после чего система окончательно перешла на новые «бублики». 


На рубеже 1990-х и 2000-х оплата производилась двумя жетонами за одну поездку. Это объясняется тем, что поездка стоила 3 рубля, а турникеты ещё не умели различать жетоны и двухрублёвые монеты. В мае 2002 года, после следующего повышения тарифа до 4 рублей, в турникет нужно было опускать две двухрублёвые монеты. Можно было опускать и два жетона (если они у кого-то сохранились). Жетоны в это время в кассах не продавались. 


Из станции «Автозаводская» можно увидеть станцию «Комсомольская», а из «Комсомольской» наоборот, так как время перегона между станциями 1:35. А общее время 4 минуты — это связано с тем, что тоннель прямой, а не изогнутый, как у других станций. Станция «Автозаводская» - первая станция Нижегородского метрополитена, имеющая один вестибюль. Вторая станция с одним вестибюлем - «Буревестник». 



В ноябре 2012 года на станции «Парк Культуры» снимался эпизод фанатской драки в метро из фильма «Околофутбола». По сюжету действие происходит в Москве на станции «Коньково». 


Перспективы развития 

В связи с проведением в Нижнем Новгороде этапов Чемпионата мира по футболу в 2018 году и строительством нового стадиона на Стрелке планируется продление Сормовской линии на восток до станции «Стрелка». После этого Автозаводская и Сормовская линии будут полностью разделены. 




Следующими этапами планируется продление: 


· Автозаводская линия — далее в центр города, до станций «Оперный театр» и «Сенная».
· Сормовская линия — на запад до станций «Варя» и «Сормово», а потом в Сормово и Починки. 


Перспективная схема развития предусматривает третью линию, которая начинается в районе Кремля и Чёрного пруда, пересекает Автозаводскую линию на «Горьковской», далее продолжается в Мызу и Щербинки, и заканчивается в зоне перспективного строительства в Подновье. Там она пересекается с продолжением Автозаводской линии, продлённой в Юго-Западный микрорайон и пересекающей Оку по второму метромосту в створе улицы Янки Купалы.

 
Для обеспечения скоростным внеуличным транспортом Кузнечихи, а также новых отдалённых микрорайонов Анкудиновка, Константиново, Бешенцево, Ольгино и Новинки в Генеральном плане предусмотрена перспективная линия скоростного трамвая от улицы Бекетова, проходящая через эти микрорайоны, пересекающая Оку по мосту в створе улицы Юлиуса Фучика, и далее идущая в аэропорт по трассе существующей трамвайной линии. 


127209_900.jpg


В качестве альтернативного рассматривается вариант трассировки третьей линии, при которой она начинается от Чёрного пруда, пересекает Автозаводскую линию на «Оперном театре», продолжается параллельно улице Ванеева, поворачивает в микрорайоны Верхние Печёры и Кузнечиха, а затем повторяет трассировку перспективной линии скоростного трамвая, заменяя его. 


Все вышеперечисленное, разумеется, в дальней перспективе, за исключением ключевых станций к мундиалю в 2018 году. Однако никто не запрещает нижегородцам надеяться на лучшее, потому что пробки - одна из насущных проблем нашего города-миллионника. Каждый вечер мы заворожено следим, как замыкаются пробки на всех четырех нижегородских мостах. 


Фотографии взяты из сети Интернет
 

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 227
История Каким люди представляли мир? Смотрим старинные карты Статья о старинных картах и открытиях, изменивших представление человечества о мире
0 1331
История Почему 536 год был худшим для жизни Перевод статьи о самом темном году в истории, подготовленный нашей журналисткой Алёной Фалько
0 12856
История Экскурсия по Ковалихе От кузнецов до мистики. Интересная история улицы Ковалихинской  
0 5170
История 145 лет истории Речного училища Первого апреля 2017 года Нижегородскому речному училищу им. И.П. Кулибина исполняется 145 лет
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)