В феврале 1916 года из Риги в Нижний Новгород был эвакуирован железо-конструкционный завод «Молот». Именно тогда и начал свою историю будущий Горьковский завод связи имени А.С. Попова.
«Поперек конвейера перед фарами первых собранных автомобилей протянулась алая лента с лозунгом: «На социалистических колесах вперед по пути к социализму!» Под звуки заводского гудка, гром оркестра и радостные крики «ура!» шофер первой машины плавно спускает ее с конвейера и выводит на заводской двор. За ней сходят еще девять машин. Блестя свежей краской и лаком, они встали в ряд. Рабочие облепили их, гладили кабины, разглядывали машины как диковинку. Радостным возгласам не было конца. С огромным интересом всюду pacсматривали первые нижегородские автомобили». Так советская пресса описывала событие, произошедшее 1 февраля 1930 года на заводе «Гудок Октября», расположенном в Канавино, тогдашнем пригороде Нижнего Новгорода. Из ворот завода вышли первые нижегородские автомобили.
Вы удивитесь, почему автомобили и какой «Гудок октября»? Это же завод радиоаппаратуры. Да, но так было не всегда…
К началу 1928 года по численности автомобильного парка (менее 20 тысяч автомобилей) СССР уступал даже таким небольшим государствам, как Финляндия, Польша, Румыния и Португалия.
Для широкой автомобилизации страны необходимы были сотни тысяч машин в год, имевшиеся же два автозавода в стране давали лишь 3-4 тысячи автомобилей в год. Импорт был не реален и не мог существенно решить эту проблему, а мощности отечественных предприятий явно не соответствовали резко возросшему спросу на автомобили, главным образом грузовые. Выход заключался в создании современных заводов, работающих по высокопроизводительной технологии, хорошо освоенной заводами США.
Дорожные условия глубинных районов США напоминали русские. Это хорошо подтверждалось опытом эксплуатации американских автомобилей, ввезенных в СССР. К 1929 году американские автомобили составляли треть советского автопарка, а самыми распространенными были автомобили «Форд», завоевавшие в мире всеобщую популярность своей простотой, надежностью и дешевизной.
Эта дешевизна сыграла важную роль в выборе именно «Форда» в качестве основы самого массового советского довоенного грузовика. Чем масштабнее выпуск, тем ниже себестоимость – в 1927 году средняя стоимость легковой модели «Форд» равнялась 738 долларам США (около 1500 тогдашних рублей), а минимальная – 380 долларам (около 760 рублей). В то же время стоимость легковых автомобилей в Германии составляла 3500-6500 рублей.
31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. «Автострой» получал от «Форд Мотор Компани» техническую помощь: планы, патенты, чертежи, необходимые для постройки и пуска нового завода, – право на изготовление у себя моделей «Форд» и ежегодное обучение в США 50 инженеров, техников и мастеров. В свою очередь, советская сторона обязалась сообщать Форду все улучшения в модели, введенные нашими инженерами. Техническое сотрудничество определялось на срок в девять лет. Со стороны СССР договор был подписан заместителем председателя ВСНХ СССР В. Межлауком и председателем «Амторга» С.Г. Броном, а с американской стороны – самим Генри Фордом.
В качестве оплаты советская сторона должна была приобрести в течение четырех лет 72 тысячи комплектов деталей. Таким образом, договор с Фордом давал возможность сразу же начать сборку автомобилей, не дожидаясь окончания строительства Нижегородского автозавода.
Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-AA. Местом для строительства завода производительностью 100 тысяч автомобилей в год был выбран Нижний Новгород.
Место для строительства нового автозавода выбрали в районе деревни Монастырка под Нижним Новгородом, срок строительства определили в три года, то есть завод должен был вступить в строй в начале 1932 года.
Почему выбрали именно Нижний Новгород? Наличие квалифицированной рабочей силы, расположение города на слиянии рек Волги и Оки, что обеспечивало дешевизну подвоза сырья и отправку готовой продукции водным путем, близость уральской металлургической базы, удаленность от государственных границ – вот доводы, предопределившие выбор.
Не дожидаясь окончания строительства, было принято решение организовать сборку автомобилей из американских машинокомплектов. В качестве одной из площадок для сборочного завода был выбран посёлок Канавино Нижегородской губернии (ныне в составе Нижнего Новгорода).
Один из автосборочных заводов было решено разместить вблизи строящегося автогиганта. Выбор пал на Канавино, где был расположен завод сельхозтехники «Гудок Октября». В июле 1929 года директор завода «Гудок Октября» получил указание построить корпус завода и выделить его в самостоятельное производство.
В ходе реализации договора с Фордом завод был переоборудован в автосборочный и получил название «Первый автосборочный завод» (Вторым автосборочным станет завод имени КИМа в Москве). Точнее – на этом предприятии был организован автосборочный цех с конвейерной сборкой. Из США морским путем через Мурманск уже начали поступать машинокомплекты. Завод был полностью подготовлен для сборки американских грузовиков в начале 1930 года, и 1 февраля страна получила первые автомобили, изготовленные в Нижнем Новгороде.
1 февраля 1930 года из ворот завода вышли 10 грузовиков Ford-AA. С 1931 года часть грузовиков оснащалась задними двухосными тележками фирмы Timken. Трёхосные грузовики получили обозначение Ford-Timken. В 1932 году был пущен в строй Нижегородский (позже Горьковский) автозавод. 1-й автосборочный фактически становится его филиалом (но юридически это было оформлено только 1 января 1940 года). В начале года завод дособирает последние Форды, после чего занимается подготовкой кадров для ГАЗа.
В последующие годы разрабатываются различные автобусы, фургоны, санитарные автомобили. Выполнялись также разовые заказы на изготовление автомобилей специального назначения, производился капитальный ремонт кузовов.
Во время Великой Отечественной войны завод продолжал выпуск штабных и санитарных автобусов, причём объёмы производства были увеличены. Кроме того было освоено производство полевых кухонь и походных кузниц.
В соответствии с Постановлением СНК СССР от 17.02.1946 завод становится самостоятельным предприятием и получает название Горьковский автобусный завод (ГЗА). В то время это был единственный в СССР специализированный завод по производству автобусов. В 1949 году создаются несколько моделей капотных и бескапотных автобусов на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Для производства выбирают капотный автобус ГЗА-651 и санитарный ГЗА-653. Их выпуск начинается в конце 1950 года.
15 декабря 1951 года выходит Постановление СМ СССР о перепрофилировании ГЗА на выпуск средств связи. Всё оборудование, оснастку и документацию на производство автобусов было предписано передать на Павловский завод им. Жданова.
С января 1952 года ГЗА становится Горьковским заводом радиоаппаратуры. В 1975 году ему присвоено имя А.С. Попова.
И производство радиоаппаратуры тоже было выбрано не случайно. Ведь радиовещание возникло именно в Нижнем Новгороде. С нашим городом связана жизнь и деятельность знаменитого русского учёного, изобретателя радио Александра Степановича Попова - несколько лет он заведовал электростанцией при Всероссийской Нижегородской ярмарке.
В 1918 году в нашем городе была организована знаменитая радиолаборатория, и уже 27 февраля 1919 года Нижегородской радиолаборатории удалось вместо «морзянки» запустить в эфир человеческий голос: «Алло, говорит нижегородская радиолаборатория!». Регулярное вещание началось 27 декабря 1924 года, а через год нижегородская станция первой в стране начала ретрансляцию широковещательных передач из Москвы.
На заводе появилось конструкторское бюро, и спустя некоторое время будущий Горьковский завод аппаратуры связи им. А.С. Попова одним из первых в стране стал работать на госзаказ.
Начался выпуск авиационных средств связи. Надежность и простота эксплуатации сделали возможным их применение в различных летательных аппаратах. С 1956 года завод стал производить радиостанции воздушного и наземного базирования для управления авиацией.
В 1975 году за успешное выполнение государственных заданий постановлением Совета Министров РСФСР Горьковскому заводу аппаратуры связи было присвоено имя выдающегося изобретателя радио Александра Степановича Попова.
Сегодня предприятие обладает широким спектром возможностей в области производства радиоэлектронных приборов. Горьковский завод аппаратуры связи имени А. С. Попова осуществляет производство, техническое обслуживание, ремонт и модернизацию авиационных и наземных радиостанций, авиационных модулей комплексов радиосвязи, самолетных переговорных устройств, аппаратуры речевого оповещения.
Почти 85 процентов всего парка самолетов РФ и стран СНГ оснащены изделиями завода аппаратуры связи имени А. С. Попова!
А кроме радио появилась на заводе и отрасль физиотерапии в 2001-2002-ом годах, и сегодня эта отрасль для предприятия не менее стратегически важна, чем другие. Физиотерапия является одной из альтернативных форм лечения, признанной официальной медициной. Широкое распространение физиотерапевтические приборы получают и в быту: сейчас предприятие выпускает приборы, лечение которыми возможно в домашних условиях.
Сейчас территория завода производит немного унылое впечатление, там появились арендаторы, не связанные с производством завода – медицинская клиника, типографии, склады и так далее.
Но завод жив, производство не остановилось, благодаря труду и любви работников завода. А редакция «Невода» в юбилей желает ГЗАСу им. А.С. Попова дальнейшего развития и новой, не менее насыщенной истории, длинною в столетия.