Вторая статья из нашей серии про нерастиражированное советское кино – о драме «Замри – умри – воскресни!», поставленной в 1989 году Виталием Каневским. А здесь вы можете прочитать первую статью.
Вы наверняка видели кино про дружбу, людей и спонтанность выбора. Но фильм, о котором дальше пойдет речь, непременно удивит вас. Эта картина глубоко окунет вас в реалии жизни, несмотря на то, что ей уже более 30 лет. Фильм показывает нам жизнь маленького шахтерского городка Сучана. Жители его очень разнообразны, но объединяет их бедность и запустение.
Этот фильм – про детей, которым пришлось рано повзрослеть. Про взрослых, которые пережили тяжелое время войны и пытаются выжить. Эти дети не думают, что будет завтра или через десять лет, они живут настоящим, наслаждаются моментом. Но не забывают о чести и искренности. В их фразах, мимике, действиях можно наблюдать настоящую жизнь без прикрас и напыщенности.
Пейзаж города Сучана в фильме
Валерка познакомился с Галией на толкучке – это что-то вроде небольшого рынка. Они стали вместе работать и часто из-за этого спорить. Но затем Галия проявила великую сдержанность и поддержку к Валерке, что послужило началом их крепкой дружбы.
Они не были самыми лучшими героями или какими-то «особенными», они были обычными детьми, как и все в Сучане. Именно это заставляет нас поверить в них, надеяться, что если дети справляются, то смогут и все остальные. Если Валерка и Галия вырастут и возмужают, то и все остальные – тоже.
В фильме показаны разные люди, как хорошие и добрые, так и, что называется, негодные. Многие становятся похожими на то место, в котором живут, в фильме «Замри – умри – воскресни!» героев окутывает грязь и бедность. Они злятся и ругаются, дерутся, не принимают свой возраст и правила приличия. Некоторые из них недавно вышли с зоны (которая находится в этом же городке), а кто-то скоро там окажется. Тяжелые судьбы этих людей отрывками их жизни бросаются нам в глаза, но не в осуждение, а в рассуждение.
Автор погружает нас в разруху, бедность, грязь и «чернуху». Но дети с их искренностью (и особенно оптимизм Галии) наполняют фильм надеждой. Именно этих наших разных и ярких эмоций добивается режиссер. Страх сменяется улыбкой, а отвращение – верой.
Виталий Каневский интересно продумал сцены от первого лица: часто мы видим картинку снизу вверх, то есть на высоте роста главных героев. Это, например, поездка на машине, где мы смотрим на город через маленькое окно, которое доступно обзору Галии. А также танцы в доме культуры, которые видны нам сквозь толпу, в которой Валерка пытается найти мать.
Актерам удалось наделить детей настоящими чувствами, показать их взбалмошность и рассудительность, их безумные игры и взрослые поступки: у Валерки украли коньки, и он крадет их в ответ, но в другой сцене он уже проявляет храбрость и уверенность сбегая с мамой от высокого мужчины, который следует за ними в темноте. А Галия едет к тетке, чтобы найти Валерку и вернуть его домой.
Фильм обязателен к просмотру, чтобы увидеть, какими иногда могут быть люди, какими не стоит становиться и как выбранные решения могут повлиять не только на свою жизнь. «Замри – умри – воскресни!» рассказывает нам о дружбе и помощи, даже в моменты, когда кажется, что гордость должна быть выше добродетели.
Этот фильм оставляет неизгладимое впечатление, заставляет переосмыслить свою жизнь и иначе расставить приоритеты, он дает настоящую пищу для ума.