Люди

Роман Косолапов и Сергей Михеев

Руководители Фотошколы 2.8 о том, как выбрать фотографа, о будущем фотографии и о том, почему пост в Instagram через 24 часа превращается в тыкву в отличие от качественного кадра

20.11.2017 19:51:23 Наталья Бадьина
0 199

«Важно, чтобы курсы были с куратором – в процессе обучения необходим фидбэк»

- Для руководителей фотошколы первый вопрос, возможно, покажется нелепым, но тут необходимо хорошее обоснование. Можно ли самостоятельно научиться фотоискусству, используя ролики на YouTube и сайты, предлагающие уроки фотографии. Или обучение в специальной школе, прохождение мастер-классов вживую необходимы? 

Сергей: в процессе обучения очень важен фидбэк. Если ты узнал о каком-то приеме, нужно его опробовать и понять, получилось у тебя или нет. Без эксперта это сложно сделать. Конечно, кому-то удается взглянуть на свою работу со стороны, но это, думаю, исключения. Важно, чтобы курсы были с куратором, чтобы были домашние задания и как можно больше практики.

Роман: мы и все, кто начинал фотографировать 10 лет назад, учились сами, потому что не было других возможностей. В то время я читал все статьи о фотографии в интернете. Да, информацию можно найти, однако необходим фидбэк.

- Есть легендарные самоучки, вы тоже учились фотографии самостоятельно – это исключения из правил?

Роман: нет. Занимаешься ли ты самостоятельно или ходишь на курсы, успех обучения заключается в собственной работе. Невозможно научить человека, если он сам этого не хочет. Поэтому надо иметь желание учиться, практиковаться. Обучение и самообучение идут параллельно и вместе. 


ф2.jpg

- Тогда такой вопрос. Что важнее: технические навыки или стиль?

Сергей: важно всё. Технические навыки – это база, без которой нельзя сделать грамотный снимок. Хотя тут тоже бывают исключения. Есть классные фотографы, у которых спросишь про технические аспекты, а они их не знают. Многое зависит от жанра: в одних важно разбираться в технических деталях, а в других этот навык практически не играет роли.

- Да. Есть фотографы, которые прославились фотографиями, которые, например, очень отфотошоплены, а есть те, кто снимает отличные кадры и не на зеркальную камеру.

Роман: фотография как предмет искусства может быть разной. К примеру, у человека есть идея – сделать коллаж из разных фотографий, он над ним и работает. А есть фотограф, который выходит на улицу, делает кадр, никак его не обрабатывает, и фотография получается тоже крутая. Это все визуальное искусство.

«Людей, которые хорошо могут снять репортаж, много. Но тех, кто сдаст фото в срок, приедет вовремя, будет отвечать на все звонки, редко встретишь»

 

- Сейчас много фотографов-любителей, некоторым достаточно iPhone и регулярных публикаций фото в Instagram. Почему возник такой бум на фото? Опять же доступность?

Роман: большую роль сыграло развитие социальных сетей. Все сейчас делятся своей жизнью – это делается с помощью визуального контента. Соцсети в том числе подтолкнули на изучение фотографии.

Сергей: при этом надо понимать, что в некоторых жанрах нельзя снять фото на телефон. Потому и можно людей разделить на профессиональных фотографов и фотографов-любителей. Последние снимают те жанры, для которых достаточно телефона.

Роман: некоторые вещи требуют определенного технического оснащения, например, спортивная съемка. Это сложно выполнить с телефона. Но сейчас развитие фото подтолкнуло и развитие техники. Снимок, сделанный на камеру мобильного телефона при хорошем освещении, не отличишь от фотографии с зеркальной камеры. Но в телефоне, конечно, есть ограничения. 

Сергей: а если говорить о рекламной, коммерческой съемке, то она делается на профессиональную камеру, потому что здесь решаются технически сложные задачи. 

Роман: даже если сравнивать камеры с камерами: разница в том, что, покупая профессиональный фотоаппарат, ты сам себе упрощаешь жизнь. Более дорогая камера позволяет снимать в сложных условиях: при плохой освещенности помещения, в дождь… Проще получить кадр, который ты хочешь, как фотограф.

- Но для важных событий, портретной съёмки или, например, коммерческой предметной необходимы профессиональные фотографы. На что следует обратить внимание при выборе фотографа и как его вообще можно найти? 

Сергей: чтобы выбрать, нужно разбираться в этом или иметь друга, который в этом разбирается. Потому что человек, который ничего в этой сфере не понимает, не сможет отличить профессиональные фото от непрофессиональных. И даже двух фотографов с одинаковым портфолио важно уметь различать. Один из них, скажем, на реальной фотосъемке не сможет получить нужный вам результат. Допустим, фотограф снимает красивые пейзажи, а его зовут на съёмку свадьбы. Это не тот жанр, в котором он хорош, там есть куча нюансов. 


ф3.jpg


Роман: в работе профессионального фотографа съёмка и то, как ты умеешь фотографировать, конечно, важно. Но другая сторона – твоя ответственность, как ты общаешься с заказчиком. Людей, которые хорошо могут снять репортаж, много. Но тех, кто сдаст фото в срок, приедет вовремя, будет отвечать на все звонки, редко встретишь. Это проблема на рынке. Успешными фотографами становятся те, кто может по-деловому отнестись к процессу съемки. Есть клише, что фотографы, дизайнеры – творческие люди, которые могут делать что угодно, но мы стараемся не соответствовать этому клише. А как выбрать: смотреть фотографии – нравится или нет – и разговаривать с человеком. По тому, как он общается, уже можно понять, насколько он ответственен. И попробовать – а иначе и не узнаешь. 


- Да, в зависимости от съемки каждый обратит внимание на тот или иной аспект. Тогда просто назовите 3 качества хорошего фотографа.

Роман: вкус, ответственность и технические навыки.

- Технологии развиваются, информации о фото всё больше. Как считаете, что произойдет с фотографией через 10 лет?

Сергей: сложно загадывать так далеко, но сейчас очень трудно пробиться начинающему фотографу, потому что ему приходится конкурировать в социальных сетях с тысячами других фотографов. А что касается развития фото, не думаю, что что-то кардинально поменяется. 

Роман: вопрос, что дальше будет происходить со снимками. Думаю, они будут оцифровываться, появятся виртуальные носители. Возможно, как из фильмов про будущее, возникнут голограммы.

Сергей: как в фильме «Время» – у людей на запястье были часы, и они могли передавать друг другу время. Еще будем передавать фотографии силой мысли. Лет шесть назад никто не мог подумать, что можно будет одной ссылкой прислать фотографии. Нужно было записывать диск, печатать обложки, встречаться с клиентом. 

Роман: я думаю, будут более совершенные камеры, но фотография останется. Возможно, появятся новые разрешения для фото, новые технологии.

Сергей: а в классической фотографии, где техника играет небольшую роль, мало что изменится. Неважно, на что ты фотографируешь, на выходе суть картинки не меняется. Какая разница, чем ты добился конечного снимка: профессиональной камерой, телефоном или камерой обскура, сделанной из спичечного коробка. 


- Тогда дело за идеями.

Сергей: говоря про фотографию, надо понимать, что важно нести своей работой ценность. Фотография должна быть не только сейчас, но и через 10, 50 и 100 лет. Есть фотографии, которые ты снял, выложил в историю в Instagram и через 24 часа фотография превратилась в тыкву. А есть фотографии, которые ты пересматриваешь, которые передают атмосферу времени. Важно, чтобы фотография имела некую ценность.

«Люди начали писать и спрашивать, как сделать снимок, как настроить фотоаппарат, как выбрать технику. Таких запросов стало много и уделять время каждому человеку стало сложно, поэтому развилась идея курсов»


ф1.jpg

 

- Как вы пришли в фотографию?

Роман: мы пришли в фотографию сильно до фотошколы. Фотошколе сейчас 4,5 года, а зеркальная камера у меня появилась в 2007 году, так и начал фотографировать.

Сергей: это длинная история. Если вкратце: когда я учился в школе, делал иллюстрации к научной работе. У меня была компактная камера, мне надо было запечатлеть, как образуется струя после падения капли воды на поверхность воды – кумулятивный эффект. В тот момент я обучился техническим навыкам, чтобы делать такие снимки. Потом купил зеркальную камеру, фотографировал все подряд. Позже фотографировал рок-концерты, на одном из таких событий познакомился с фотографом и узнал, что можно на такой съёмке и зарабатывать. А дальше пошло-поехало.

- А как пришла идея организовать фотошколу?

Роман: сначала была школа Magic Button, ее организовал Сергей, сам там преподавал. В этой школе прошло несколько потоков. Потом мы встретились, стали сотрудничать как фотографы. Тогда и решили организовать что-то более глобальное: пригласить преподавателей, сделать различные курсы.

Сергей: в определенный момент люди начали писать и спрашивать, как сделать такой-то снимок, как настроить фотоаппарат, как выбрать технику. Таких запросов стало много, и уделять время каждому человеку стало сложно, поэтому развилась идея курсов. А дальше Рома рассказал. Наверное, в то время как раз был бум на фото.

- Тогда о курсах. В фотошколе есть не только основы съёмки и обработки фото, но и курс по модной или, например, по предметной съемке. Какое направление вам ближе?

Роман: у нас с Сережей похожая сфера. Мы раньше снимали свадьбы, сейчас нет. В основном работаем с компаниями, делаем рекламную съемку, репортажную, портретную. Еще у Сергея есть различные фотоактивности, к примеру, фотобудка, которая устанавливается на мероприятиях, или инстапринтеры – выкладываешь фото в Instagram – они печатаются.

Мне кажется, мы всё снимали. Единственное, я не занимаюсь модной съемкой, у меня к этому душа не лежит. У Сергея был опыт подобной съёмки, но мы не fashion-фотографы. Мне нравится решать бизнес-задачи. Когда не просто поснимал девушку, и это фото пошло ей в ВКонтакт, а когда твое фото будет работать в рамках крупной компании. Ты понимаешь, что ценность такой фотографии значительно выше, ответственности больше, поэтому интереснее реализовывать такие проекты.

«Мы решили возродить формат фотоклуба, чтобы фотографы могли общаться оффлайн, получать не только знания, но и эмоции»

 

- Название 2.8 – понятно тем, кто знаком с технической стороной фото. Но давайте разъясним эти цифры для всех.

Роман: мы говорим: приходите к нам и узнаете.

Сергей: да и неважно, как бы она называлась: 2.8, фотошкола «Цветочек»…

Роман: раньше фотошкола называлась Magic Button. Потом были разные версии: «Кулибин», например, но получилось 2.8. Удобно – цифры и цифры.

- О цифрах – сколько уже в Нижнем Новгороде выпускников вашей школы?

Роман: если считать только наших выпускников (а есть еще партнеры, которые организуют свои проекты на базе фотошколы), то порядка 800-1000 человек. Не считаем мастер-классы, открытые занятия, которые у нас проходят постоянно.

Вокруг нашей школы образовалось большое комьюнити. Мы стремились к этому: собирать людей, которым фотография интересна. Недавно мы организовали фотоклуб. По отклику людей видно, что живого общения, обмена мнениями не хватает.

Сергей: мы решили возродить такой формат, чтобы фотографы могли общаться оффлайн, получать не только знания, но и эмоции.
  

Роман: много людей, которые окончили курсы, до сих пор общаются между собой, дружат, поддерживают контакты. Все наши администраторы, многие штатные фотографы – это наши выпускники. Всем нравится атмосфера, все стараются в ней подольше задержаться.

- А вы отслеживаете, какой процент выпускников остается именно в сфере фотографии, делает профессию фотографа основной?

Сергей: нужно в самом начале разделить людей на тех, кто хочет фотографией заниматься для себя, и на тех, кто хочет попробовать себя в коммерческой съемке. Если говорить о курсе по основам фотографии, большая часть приходит обучиться фотографии для себя. 


ф4.jpg

Роман: у некоторых цель научиться пользоваться фотоаппаратом, который оказался для этих людей технически сложным. А на курс fashion-съёмки приходят фотографы, которые хотят развиваться в фотографии дальше.

- Насколько навык фотографирования необходим современному человеку?

Роман: это зависит от желания человека.

Сергей: если у человека лежит душа к художественной фотографии, если он знает, что можно лучше, но не получается, тогда есть смысл.

Роман: если есть потребность делиться своим видением мира, то, конечно, лучше это делать качественно.

- Что у вас в планах как у руководителей?

Сергей: построить фотозавод. Шутка.

Роман: стараемся вводить больше новых курсов.

Сергей: фотография – это то, что не стоит на месте. Надо меняться, быть актуальным. Мы подстраиваемся под то, что происходит: модернизируем курсы, меняем декорации в студиях.

- Что для вас фотография?

Сергей: это картинка, которая будет актуальна по прошествии большого количества времени. Для меня это один из решающих моментов.

Роман: а для меня это способ познания мира, возможность реализоваться. 


Фото: из личных архивов интервьюируемых и Фотошколы 2.8 

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 62
Люди «Открой рот» и молодая пенсионерка О чемпионате по чтению вслух и самой яркой его участнице, «молодой пенсионерке» Светлане Мишаковой
0 100
Люди «Мне нравится удивлять слушателей», – Дерек Браун Nevvod побеседовал с саксофонистом-инноватором Дереком Брауном и теперь делится услышанным. О его джазовых фокусах и впечатлении о России читайте в нашем материале
0 204
Люди «Для меня комиксы выразительней литературы», – Симон Кинер Швейцарский создатель комиксов Симон Кинер о воркшопе в галерее FUTURO, креативности русских, расстояниях и высоком уровне арта в России
0 215
Люди Иван Горшков: «Найти и улучшить!» Беседа об искусстве на дружеской волне – интервью с художником года по версии COSMOSCOW, Иваном Горшковым
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)