Люди

«Мне нравится удивлять слушателей», – Дерек Браун

Nevvod побеседовал с саксофонистом-инноватором Дереком Брауном и теперь делится услышанным. О его джазовых фокусах и впечатлении о России читайте в нашем материале

15.11.2017 21:13:51 Юлия Тихомирова
0 2930

Дерек Браун – саксофонист-инноватор из Чикаго, чей необычный стиль уже покорил аудиторию не только стран Западной Европы, но и многих других стран мира: Китая, Малайзии, Бразилии, Латвии, Украины, Сербии и так далее. Браун –  ключевой  участник популярной чикагской фанк-группы Low Spark, однако известен он в первую очередь своим сольным проектом с говорящим названием BEATBoX SAX (именно так сам автор пишет название). В марте 2017 года Дерек впервые появился в России и произвёл настоящий фурор, отыграв концерты в 24 городах за 24 дня.

В этом году саксофонист не только дал концерт в здании ФилФака ННГУ им. Н.И. Лобавчевского, но и впервые провел мастер-класс в России для студентов Нижегородского музыкального колледжа им. М.А. Балакирева.


В течение шести лет Дерек преподавал музыку в американском университете, поэтому такой «опыт», урок с русскими студентами, был для него очень интересным. По его словам данное мероприятие прошло с целью вдохновить начинающих музыкантов, показать им новые возможности извлечения звука. В классическом понимании музыки, каждый инструмент имеет свою партию в общей композиции, но саксофонист утверждает, что полноценное музыкальное произведение может быть создано одним человеком.

После мероприятия человек-оркестр оценил высокий уровень музыкального образования в России (как ранее швейцарский комиксист Симон Кинер обратил внимание на высокий уровень художественного образования).


Также Дерек отметил, что именно русские музыканты внесли большой вклад в общемировой фонд классической музыки: «Чайковский, Прокофьев, Рахманинов – великие композиторы, которыми невозможно не восхищаться». 





История саксофониста напоминает классический путь музыкантов, совершивших революцию в джазе на заре его становления. Дерек Браун родился и вырос в мичиганском захолустье, где любительские занятия музыкой направлялись запросами и советами далеко не самых искушённых слушателей. Первая группа с его участием, «Afterthought», исполняла обычную смесь консервативного джаза и кантри «на белый лад». Однако уже в ней Браун начал не только писать собственную музыку, но и пробовать выйти за рамки жанра, в том числе через новый взгляд на технику игры на инструменте. Дерек вообще не шёл проторенными путями: музыкальное образование, например, он получил в не самом престижном заведении Штатов – в колледже-консерватории Университета Цинциннати. Но, возможно, именно вне классической школы джаза и должен был зародиться новый стиль. Даже место работы многообещающий выпускник выбрал не там, где положено «приличному» джазмену: Браун уехал преподавать в Христианский Университет Абилина, расположенный в небольшом техасском городке далеко от «сердца джазовой музыки». Здесь он руководил джазовым отделением и основал джазовый фестиваль, ставший ежегодным. Здесь же окончательно поставил перед собой амбициозную задачу – перевернуть с ног на голову формат сольного выступления саксофониста, сделать его полноценным по наполнению и звучанию шоу без применения электроники.

Для решения оказалось недостаточно уже известных техник вроде циркулярного дыхания и более менее очевидных перкуссионных фокусов. Браун разработал собственные приёмы, получившие названия «slap-tonguing» и «double-tonguing» (в буквальном переводе, который только усиливает всю специфику – «хлопок (щелчок) языком» и «двойная работа языком»).

В этом сезоне гастролей американец привез новые фокусы для слушателей: «Однажды после очередного концерта я понял: у меня же есть ноги, я могу притоптывать в ритм; это стало новой «фишкой», сравнимой  с моей идеей: озвучить шейкер, погрузив его в трубу саксофона. Мне нравится удивлять слушателей новыми звуковыми эффектами». На концерте в одном из лучших акустических залов Нижнего Новгорода (в корпусе ИФИЖ ННГУ), Дерек сыграл пару произведений под вокал его отца, записанный на телефон, который он также опустил в трубу своего саксофона.

Одним из ярких моментов выступления стали две композиции, для создания которых, джазмэн (зная о музыкальной образованности русских) попросил помощи у публики. Слушатели разделились на два голоса и повторяли музыкальные партии за саксофном. Зал стройно пел, а инструмент исполнял песню, которую Браун написал своей жене на 10-летие их свадьбы. 




«Моя любимая жена очень часто отправляется со мной на гастроли по Европе и  ближним странам. Увы, она сейчас не рядом физически, но каждый концерт я посвящаю ей. Ей бы понравилась Россия».


У Дерека есть традиция: он завершает выступление, либо когда запас воды в бутылках  кончается, либо когда ломается его саксофон (нововведение с последнего концерта). Публика не хотела отпускать музыканта. Фото- и автограф-сессии продолжались около получаса после официального окончания. Дерек Браун поблагодарил Нижегородский центр немецкой и европейской культуры, лично Милославского Павла и Комарова Александра за организацию мероприятий и радушный прием в Нижнем Новгороде.

Те, кто упустил возможность узреть этот джаз-перформанс, на этот раз точно не должен пропустить скандинавский джаз – «Jonas Cambien Trio»! Концерт, также организованный Центром немецкой и европейской культуры, состоится 16 ноября в Арсенале.


Фото: Диана Филатова

0 комментариев
наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)