Люди

Никита Nomerz: «Стрит-арт в чистом виде нелегален»

«Невод» пообщался с известным уличным художником Никитой Nomerz о его новых проектах и документальном фильме «В открытую»



30.11.2015 14:00:00 Дарья Колосова
0 3373

- На твоем сайте указан список твоих проектов. Я заметила одну странную деталь: в 2014 году ты участвовал всего лишь в одном. В чем причина такого перерыва в творчестве?

- Когда я решил составить список проектов, в которых я принимал участие 2014 год пустовал, потому что в то время я служил в армии. Для меня это было осознанное решение и выбор. И я решил, что службу в армии тоже впишу в список проектов. Конечно, это скорее шуточное дополнение, но сама служба для меня стала неким социальным экспериментом. Год назад, 4 декабря, я вернулся к делу.


- Ты вернулся и продолжил заниматься прежними проектами или же восприятие изменилось?

- У меня есть серия работ под названием «Живые стены». Взаимодействуя с особенностями объектов я наделяю здания характерами и эмоциями, рисую лица, даю пространству новую жизнь. Это был мой основной проект, которым я занимался последние 4 года. Но однажды я понял, что этот проект начинает меня стеснять, так как именно я подстраивался под место, ограничиваясь определенным сюжетом. Мне хотелось большего. Одной из последних работ из этой серии стал заключенный за решеткой на улице Октябрьской — она была закончена как раз перед моим уходом в армию. Достаточно символично вышло не только из-за ограничения свободы на целый год, но и мои внутренние ощущения связанные с самим проектом. Я окончательно понял, что сам становлюсь заложником своей стилистики. После армии я плотно стал заниматься новой серией работ. Она совершенно иная как и визуально, так и по наполнению. Пока эти работы я не выкладывал, но в скором времени начну рассказывать про этот новый проект. 


номерз_5.jpg


- Многие прежде чем придти в стрит-арт занимаются нелегальным рисованием. Ты тоже прошел через такую «школу»?

- Стрит-арт в чистом виде — это тоже нелегальное рисование! И несмотря на то, что я сейчас участвую в различных фестивалях и часть моих работ создаются легально, параллельно я продолжаю делать многие работы не согласованно с администрацией. Для меня всегда важнее согласовать с самим собой. А есть ли на это разрешение «сверху» — не так важно. Но прежде чем заниматься стрит-артом, я все же начинал с граффити. Хотя это всегда было в мирном русле, мы просто собирались с друзьями и делали совместные работы. Позже пошли технические и идейные эксперименты. Так я перебрался в сферу уличного искусства вместе с моим другом, художником Артемом Филатовым.


 - Что ты думаешь по поводу критики уличного искусства и его кураторства? Существует мнение, что тусовка граффити-райтеров и уличных художников достаточна закрыта от внешнего влияния и анализа.

- Интерес к стрит-арту сейчас действительно растёт, причем не только у общественности, но и в среде профессионалов, в том числе критиков, кураторов и искусствоведов. И в отличие от закрытой граффити-тусовки уличное искусство открыто для общества гораздо шире. Большинство уличных художников не прячут свои лица, рисуют днем и готовы к диалогу с прохожими, готовы к участию в различных проектах. Но при этом кураторов уличного искусства не может быть, если, конечно, мы говорим про стрит-арт без примесей. Другое дело — это выставочные и фестивальные проекты, где могут участвовать уличные художники. Там есть кураторы. Но это уже другая история. 


номерз_20.jpg


- Ты делал работы для проекта «Результ/Арт» в НижПолиграфе. Каким образом эта площадка будет развиваться дальше?

- Проект «Результ/Арт» организовали ребята из Питера, они хотели устроить не просто фестиваль, но и оставить после себя новое пространство, полезное городу. Вдохнуть в заброшенное место новую жизнь и показать его потенциал активным жителям города. Цеха НижПолиграфа идеально подошли. И, несмотря на то что «Результ/Арт» закончился, сейчас на этой площадке остались работы уличных художников. К сожалению, на самом мероприятии всё арт-составляющие стало скорее дополнением, создающим атмосферу. Основной акцент события был именно на музыкальной части. Сейчас не известно, будет ли это место постоянно функционировать, как творческое пространство, но уже сейчас в НижПолиграфе открылась мультимедийная выставка полотен Дали.


- Как погодные условия влияют на работу уличных художников? В холодное время года не получается рисовать часто? 

- Зима в России сбавляет темпы уличных художников. Конечно, мерзнут руки и баллоны с краской. Но стрит-арт не ограничивается только рисованием на стенах. Можно делать инсталляции, создавать арт-объекты. Несколько недель назад в мастерской я делал работу на фанере, которую потом закрепил на Плотническом переулке. Так «домашние» работы становятся частью стрит-арта. 


номерз_12.jpg


- Помню момент, когда несколько работ нижегородских уличных художников пострадали от пожара. Как ты относишься к тому, что уличное искусство постоянно находится под угрозой?

- В тех случаях с пожаром в первую очередь пострадали люди, дома и город. О пострадавших работах уличных художников стоит говорить в последнюю очередь. Но если говорить в целом — это часть правил игры. Когда я рисую на улице, то понимаю, что моя работа может прожить всего несколько часов. Возможно, сейчас ту фанеру с Плотнического переулка уже не найти. Уличное искусство этим и интересно, после последнего штриха она живет собственной жизнью. Она уже не принадлежит тебе, работа становится общей, тебе остается только фотография. Поэтому всегда интересно наблюдать за судьбой работ, они могут дополняться прохожими, другими художниками, может быть разрушена и испорчена погодными условиями. Это то что отличает уличное искусство от искусства, спрятанного в галереях. Оно живет полноценной жизнью и доступно, открыто для всех.


- Наверное, поэтому твой фильм о российском стрит-арте назван «В открытую»?

- Название отображает основную идею проекта. Этот фильм об искусстве, которое открыто для всех и живет на улице. А также — я собрал материал с людьми, которые обычно остаются в тени, но в фильме они в открытую рассказывают, что и зачем делают. В России еще нет полноценного документального фильма, который рассказывал бы о художниках со всей страны. С 2011-го года я начал постепенно собирать материалы: ездил по фестивалям, общался с художниками из регионов. За 4 года накопилось много интервью и видео о процессе рисования, а также материалов о фестивальных и выставочных практиках. Героями моего фильма стали не только стрит-арт художники, но и граффити-райтеры. Несмотря на то, что сейчас происходит разделение этих двух понятий, мы все связаны тонкой нитью и грань граффити и уличного искусства часто очень размыта. И мне хотелось бы отобразить эти точки соприкосновения художников, работающих в разных направлениях, стилях и техниках. 

На данный момент опубликовано только промовидео этого проекта, сам фильм должен быть готов к концу зимы.



 

Фото: Павел Шамин

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 34
Люди Миша и лес Очень доброе интервью с композитором Мишей Мищенко о работе руками, о самом ценном, что может быть между людьми, и о том, что вдохновение – для слабаков
0 158
Люди Я – представитель поколения Y Сколько вам лет, от 18 до 35? Тогда мы расскажем, кто вы
0 197
Люди Детали большого механизма. Волонтеры FIFA 2018 Nevvod пообщался с нижегородскими волонтерами FIFA 2018. О закулисье футбольного торжества – в нашей статье
0 938
Люди Тимофей Копылов Интервью и видео-версия интервью с Тимофеем Копыловым – фронтменом группы Рекорд Оркестр. О шоу «Голос», музыке, выборах и охламонах
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)