Театр

Маяковский в жёлтом

История о порыве, любви, жертвенности. Говорим с Константином Кибардиным – режиссёром нового спектакля о поэте Владимире Маяковском

02.06.2019 17:12:35 Виктория Пактовская
0 563

Это история о порыве, любви, жертвенности и, в первую очередь, о человеке.
Я хочу показать именно это, по-другому я просто не вижу

В каком цвете должна быть представлена жизнь поэта-футуриста? Человека, который не принимал всё устоявшееся, признанное, но в итоге стал классиком.

Константин Кибардин, режиссер спектакля-размышления «Маяковский в жёлтом», приоткрывает завесу тайны жизни певца революции. Спектакль представлен в формате fashion media drama, с провокационными советскими лозунгами, минимализмом в стиле. Словом, каждая деталь в спектакле имеет значение.

- Как вы пришли к режиссуре?

- Мне всегда нравилось и хотелось заниматься режиссурой. Хотя изначально я закончил театральный институт в качестве актера. Но этого было мало, всегда хотелось что-то делать, писать, ставить самостоятельно. Так, в 2014 году, в Нижнем Новгороде я поставил «Бешеную балерину». Тогда я решил участвовать в фестивале от союза театральных деятелей и получил небольшой грант. И, естественно, я просто не мог не сделать этот спектакль.

Тогда критики не особо чествовали этот спектакль. А вот зрители наоборот, сказали: «Когда следующий? Давай ещё!». По итогу получилось, что среди всех спектаклей фестиваля – мой единственный живучий до сих пор.

Я не скажу, что я до конца режиссер спектакля «Маяковский в жёлтом», потому что здесь все-таки принимало участие большое количество людей. Они видят со стороны и подсказывают. Наверное, по итогу я не скажу, что создавал всё один. Всё потому, что режиссеров здесь много, не только я. Дело в том, что для того, чтобы быть полноценным режиссером, нужно видеть свой спектакль со стороны. А я работаю внутри, мне тяжело оценивать ситуацию, поэтому мне часто помогают. 


DSC_3645.JPG


Константин Кибардин в роли Владимира Маяковского в спектакле «Маяковский в жёлтом»

- Что стало самым сложным в организации спектакля?

- Всё. Важно иметь много друзей, людей, которые помогали бы во всех сферах. Кто-то должен быть ответственным за техническую часть, декорации, костюмы. Должна быть команда, где каждый человек знает, что от него требуется. То, что я делаю всё самостоятельно, – не совсем правильно. Важно всё скоординировать. С режиссурой мне очень помог Руслан Кутлыев. 

- Какими стали первые шаги навстречу «Маяковскому в жёлтом»? Что было первостепенным?

- Создать сценарий и набрать актеров. Много подбирал и пробовал актеров из ТЮЗа и «Комедии», «Драмы». Поменялся практически весь состав, кроме парней, что удивительно. Вышло так, что изначально была подобрана команда девушек, потом, спустя несколько месяцев, начали появляться парни. Я тогда подумал, «какие девчонки надежные», но по итогу весь состав девушек сменился. Конечный состав я нашел за полгода.

В этом спектакле участвуют актеры «Комедии». Я бы даже отнес их к свободным художникам, которые ушли из этого театра. Например, я и главная героиня раньше играли там. Также есть один актер ТЮЗа, выпускник театрального училища, две студентки консерватории с третьего курса. Я вообще не боюсь работать с студентами. Более того, у нас даже есть актер, который в повседневной жизни работает программистом! И он играет на сцене. Актеров в спектакле восемь, а героев девять. Всё они переодеваются во время спектакля и получается тринадцать образов. 


DSC_3775.JPG

- Откуда появилась идея спектакля? Почему именно Маяковский?

- Это давно сидело у меня в голове. Не могу сказать, как именно родился образ, потому что это происходит независимо и как-то «вне меня». Когда я был ещё пацаном, мне совершенно не нравилась советская тематика. Честно говоря, я Маяковского даже не любил. Но когда я переехал в Нижний Новгород, образ Маяковского жил в моей голове восемь-девять лет.

Так-то я ещё в институте читал его стихи, потому что они мне подходят. Именно с института я начал постепенно его принимать и действительно понимать. Когда я наконец-таки смог его принять, то его история жизни начала мне нравиться, даже захватывать. Стала нравиться его жизнь, отношения. Я стал смотреть на него не как на что-то неприятное советское, а как на что-то живое, человеческое. Стал максимально понимать его как творческого человека.

Меня тоже часто захлестывают эмоции, я могу делать необдуманные поступки. Поэтому Маяковского может сыграть только тот, кто понимает его чувства и поступки. Я бы хотел видеть этот спектакль со стороны, поэтому если найдётся высокий, харизматичный Актер, он станет новым Маяковским. Тяжело режиссировать, продюсировать и играть одновременно. 


DSC_4020.JPG

- Маяковский в сознании нашего народа предстаёт в различных ипостасях: для кого-то он жесткий человек, «двигатель революции», а для других он ранимый, глубоко несчастный человек. Какого Маяковского видит ваш зритель?

- Я не делаю его бездушным, хотя в определенных моментах он действительно был таким. В центре внимания представлены его отношения с женщинами. С теми, кого он боготворил, благодаря которым писал свои поэмы и лучшие стихотворения. Словом, о тех, кто был его Музой, влиял на него. Акцент на любви к женщинам, на человечности Маяковского. Совершенно не случайно его самые приятные стихи – о женщинах. Это история о порыве, любви, жертвенности и, в первую очередь, о человеке. Я хочу показать именно это, по-другому я просто не вижу. Если это интересно, значит «надо».

- Почему по вашему замыслу Владимир Маяковский предстает не в красном или в черном, а именно в желтом цвете?

- На мой взгляд, в случае с Маяковским, желтый цвет – это цвет вызова. Потому что мало кто знает, но первое, во что он одевался, это была желтая кофта в полоску. Это было очень вульгарно, вызывающе, вызывало споры и негатив в обществе. Словом, пошла мощная реакция. Люди возмущались «как же так можно одеваться»? И я хотел сделать то же самое, добиться эффекта этого вызова.

- Как вы решились на новое прочтение биографии известнейшего поэта?

- Я очень долго изучал его жизнь и творчество. Когда искал идеи для воплощения своего замысла на сцене, то вдохновлялся работами других режиссеров. Например, работами Бутусова. Кто-то может сказать, что я что-то скопировал, ну и пусть. Это же искусство, а оно принадлежит всем. Обратившись к чему-то созданному, можно усовершенствовать это или прочитать иначе. 


DSC_3657.JPG

Я хочу, чтобы зритель максимально принял участие в этом. Чтобы почувствовал себя одним из действующих лиц того времени. Чтобы зритель покинул зал с мыслью, что Владимир Маяковский – тоже человек. Показать, как на самом деле можно любить, как любил сам Маяковский. Ведь если Маяковский любил, то он покупал не одну розу, а скупал целый киоск; не один одеколон, а весь магазин. Словом, настоящая мечта женщины: если любит, то до беспамятства, с полным обожанием и отдачей. Важно показать, какие чувства, страсти и эмоции могут скрываться в одном человеке.

- Как распознать ваш авторский почерк в данном спектакле?

- Я люблю трагикомедию, трагифарс. Когда рядом с комедией стоит трагедия, то ты понимаешь, что невозможно смотреть произведение и только страдать. Я хочу передать грусть через смех. Только время покажет, что выйдет из спектакля про Маяковского. Моноспектакль «Бешеная балерина» я изменял в течение пяти лет.

Я считаю, что любое произведение – как человек: со временем растет и развивается. Поэтому мне не очень нравится в театрах стабильность игры. Актеры превращаются в машины, они играют одно и то же. Моя природа этого не приемлет. 


DSC_3860.JPG

Театр привлекателен тем, что мы испытываем эмоции здесь и сейчас. Поэтому я говорю своим актерам, чтобы они принимали тот факт, что каждый спектакль им придется играть немного иначе. Не так, как это было в прошлый раз. Мой театр именно такой.

--------------------------------

Пока по подиуму вышагивают ожившие фигуры советского прошлого, с потолка спускаются манекены в белых балахонах, вождь дирижирует оркестром революции, эпоха Маяковского ускоряет свой бешеный темп. Герой своего времени ищет истину и счастье. Благодаря картинам спектакля, поэтапно складывается общее полотно судьбы Маяковского. Именно каждая деталь этого полотна создает общую картину и становится предвестником гибели поэта.

Красота и экспрессия «Маяковского в желтом» кроется в деталях.


0 комментариев
Другие статьи по темам
0 1206
Театр «Однажды под Рождество» или Ёлка со смыслом Интервью с создателями спектакля «Однажды под Рождество». О смысле праздника, ответах на сложные детские вопросы и о необычном представлении от нижегородской профессиональной команды
0 1538
Театр Пушкин как навязчивая идея Эксперименты продолжаются! Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» – версия вологодских мастеров
0 1126
Театр Гости из Питера О том, что и как петербуржский экспериментальный «театр post» рассказал нижегородцам

0 1367
Театр Требуха и ритм Как провести вечер буднего дня, не давая своему мозгу обмякнуть? Посетить моноспектакль «Мясо снегиря», конечно. На нем вы точно не расслабитесь
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)