Театр

«Однажды под Рождество» или Ёлка со смыслом

Интервью с создателями спектакля «Однажды под Рождество». О смысле праздника, ответах на сложные детские вопросы и о необычном представлении от нижегородской профессиональной команды

30.12.2017 17:48:45 Алина Мигушина
0 577

Зимние каникулы – пора отдыха от знаний. В многочисленных ёлках с Дедами Морозами и Снегурочками, костюмчиками и подарками нет ничего плохого – они как старая-добрая традиция. Но не кажется ли вам, что на пороге 2018-го года пора отыскать что-то новое, альтернативное? Nevvod расскажет о спектакле «Однажды под Рождество», где в увлекательной форме говорят на такие сложные темы, как недопонимание между родителями и детьми, истинный смысл Рождества Христова, семейные ценности, дружба и свобода мечтаний.

Заставить задуматься без лишнего «загруза», показать профессиональную игру, хореографию и вокал. Всё это входит в задачи команды спектакля «Однажды под Рождество». Мы пообщались с артистами Нижегородского камерного музыкального театра им. Степанова, являющимися создателями и участниками данного детского спектакля. Ирина Захарова – автор идеи, организатор, Михаил Захаров – хореограф-постановщик, Сергей Попов – режиссер-постановщик:   

- Почему вы делаете именно детский спектакль? С чем связан выбор такой специфической аудитории?

Ирина: у меня давно уже была такая идея. Хотелось создать спектакль для детей, чтобы поговорить с ними на тему Рождества через какую-то историю. Сначала были мысли просто взять и сочинить эту историю, но позже мы нашли её в классике. Мы с Сережей перечитали множество святочных рассказов, в конце концом оба остановились на «Бедном принце» А.И. Куприна. Сережа написал пьесу по мотивам данного рассказа, добавил персонажей, перевел значительную монологовую часть в диалоги. И в итоге компот из наших общих идей превратился в музыкальный семейный спектакль.

Сергей: да, притом в спектакль, сделанный в классическом варианте – чтобы всем всё было понятно, чтобы не загружать. Вы спросили, с чем связан выбор аудитории: ребенок – это самый честный зритель, его никогда не обманешь. Конечно, были сложности при создании спектакля для такой аудитории. Давно не работали с подобным материалом, в основном, всё для взрослых, которым зачастую нужно, чтобы на сцене просто красиво спели-станцевали. В спектакле «Однажды под Рождество» мы отходим от привычных новогодних ёлок. Их очень много в городе: Деды Морозы и Снегурочки, хороводы, сладкие подарки… Нам важно рассказать о Рождестве, дать публике поразмышлять. Детям нужно прививать верное понимание этого праздника, рассказывать им исторические факты, внедрять в их умы сакральное знание. Порой для взрослых Рождество – лишь очередной способ собраться с друзьями, и дети со временем невольно перенимают это.   


о1.jpg

Исполнитель главной роли Алексей Данилогорский
     

- Значит, «Однажды под Рождество» – это спектакль, призванный правильно рассказать о рождении Христа и связанных с этим событиях? Или основная идея в раскрытии семейных ценностей?

Сергей: конечно, донести идею о семейных ценностях очень важно. Сейчас иногда кажется, что детям нужен только смартфон, и они проводят с ним многие часы, а родители и рады – «лишь бы ребенок не болтался под ногами». В то же время у детей есть множество вопросов о жизни, в частности, о Рождестве. Но не все родители готовы дать им ответы должным образом: из-за нехватки времени или знаний.

- На днях я наблюдала такой «антипример»: в авто-сервисе в комнате ожидания была молодая семья, через большое окно ребенок с удивлением и восторгом смотрел на манипуляции механиков с машиной. Сколько было вопросов у ребенка, какие они были разные, и главное, что он действительно был заинтересован получить ответы. На что родители грозили ему пальцем и говорили сидеть молча, смотреть мультфильм по телевизору. Несправедливо как-то…

Ирина: да, но родителей тоже можно понять: ритм жизни иногда просто не позволяет им посидеть и поговорить со своим ребенком даже полчаса. Я тоже наблюдала похожий пример: тогда я участвовала в другом рождественском спектакле, в один перерыв, когда родители были с детьми, я заметила, что дети постарше (9-10 лет) уже многое понимают, и осознанно задают четкие вопросы. А младшие часто не понимают суть своего вопроса, и задают родителям десятки уточняющих. Но многим мамам и папам попросту не хватает сил или желания ответить на все из них.

Рождество, несмотря на то, что это всем знакомый праздник, является сложной темой для разговоров. Нужно донести до ребенка то, что Рождество – это не просто день в составе зимних каникул, а День рождения Иисуса Христа, сына Божия.

Сергей: иногда родители будто стесняются говорить это детям. Может быть, не знают, как правильно это сделать...

Михаил: именно поэтому «Однажды под Рождество» – это спектакль как для детей, так и для взрослых. Тема раскрывается глубоко и понятно и для тех, и для других.

Ирина: и раскрыть её действительно получается. Недавно был премьерный показ нашего спектакля на благотворительной ёлке. Интересно было наблюдать за детьми в момент просмотра пьесы: на важных для нас моментах они и впрямь затихали, смотря на героев, внимательно их слушая. Не было шуршащих фантиков, громких разговоров, игр с телефонами. 


о2.jpg

Ирина Захарова – автор идеи спектакля (справа)


Детям сложно долго сохранять внимание, поэтому наш спектакль длится всего 45 минут. Но в этот хронометраж мы уместили всё, что было необходимо: и комические ситуации, и страшненькие истории, и рассуждения. Ребенка нужно увлекать, что мы и постарались сделать.

Сергей: на первой сказке меня удивило и обрадовало, что многие дети всё же знают историю о Христе. Есть в пьесе момент, где главного героя спрашивают: «А знаешь ли ты, как родился Иисус?» И тут из зала возгласы: «Он родился в хлеву!» Определенно, есть контакт.

- В спектакле «Однажды под Рождество» важна и хореография. Несет ли она некий особый смысл?

Михаил: хореография проистекала от драматургии. Не хотелось делать отдельно стоящую хореографию, вставку посреди действия, по типу: «Ой, давайте-ка все танцевать!» Артисты двигаются, согласно смыслу спектакля. Они выражают эмоции героев в своих движениях, создают необходимую экспрессию, подчеркивающую идею высказываний.

Сергей: да, эмоция словно накапливается и выливается в пластику.

Ирина: есть и вокал, и он тоже «к месту». Юлия Пыхтина – артистка нашего камерного театра, чудесно поет в спектакле, её голос выдает как раз те мелодии, которые нужны нашей пьесе. У нее просто фантастический хрустальный вокал. Естественно, звук живой. Музыки в нашем спектакле очень много, она красивая и разная.

Михаил: по поводу хореографии стоит добавить, что в спектакле присутствует импровизация, что делает действие еще более живым и искренним. Работа артистов между собой придает чувство единения и синхронности мыслей. Конечно, канва импровизации продумана заранее, но средства для достижения поставленных режиссером целей артисты выбирают в этот момент сами. 


о3.jpg

- Какие персонажи окружают главного героя в вашем спектакле?

Сергей: сам главный герой Даня из богатой семьи, где много правил и ограничений. Он почти не выходит из дома, смотрит в окно на дворовых детей, но не может к ним присоединиться из-за наказов родителей. Два разных мира: мир Дани и мир этих дворовых мальчишек – между ними возникает конфликт. Также его окружают родители, они тоже важны и раскрывают идею. В конце – некий компромисс между желаниями Дани и запретами родителей.

Актер Алексей Данилогорский, исполняющий роль Дани, несет большую ответственность за успех всего спектакля. Именно ему нужно подать образ так, чтобы дети ассоциировали его с собой. Он раскрывает идею, конфликты, мастерски показывая детскую раздражительность, любопытство, обиду, понимание жизни… Алексей является выпускником ГИТИСА, а также руководителем и педагогом мастерской театра и кино «Teen space».    

Ирина: Дане показывают целый мир, улицы, по которым он ездил, но которых не знал толком. Показывают игры и общение. На фоне этого происходит некий духовный рост. 

Еще у нас есть персонаж, которого не было в рассказе Куприна. Мы долго думали, с помощью чего выразить определенные важные для нас мысли. И вдруг возник такой персонаж. Лично мне его появление объясняет очень многое. Это «ангел», хотя и непохожий на типичный образ ангела.

Сергей: по сути, это человек-рассказчик. 


интервьюрождество-4.jpg

Сергей Попов (режиссер-постановщик) и Михаил Захаров (хореограф-постановщик)

Ирина: «ангел» – как раз персонаж Сережи, появляющийся в середине спектакля и до конца следующий вместе с Даней, главным героем.

- По вашим словам, мне он напоминает архетип проводника: когда на протяжении действия герой встречается с разными персонажами-проводниками, помогающими ему прийти к какому-то умозаключению в конце. Напоминает «Рождественскую песнь в прозе» Чарльза Диккенса.    

Ирина: да, возможно, так оно и есть. Но наш «ангел» для каждого зрителя может быть кем-то своим: воображаемым другом, Ангелом-хранителем, просто рассказчиком и так далее. И весь спектакль «Однажды под Рождество» найдет в душе каждого отдельного зрителя свое индивидуальное отражение. Как в душе ребенка, так и в душе взрослого.   


Фото: Алина Мигушина и из группы спектакля

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 1067
Театр Пушкин как навязчивая идея Эксперименты продолжаются! Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» – версия вологодских мастеров
0 762
Театр Гости из Питера О том, что и как петербуржский экспериментальный «театр post» рассказал нижегородцам

0 900
Театр Требуха и ритм Как провести вечер буднего дня, не давая своему мозгу обмякнуть? Посетить моноспектакль «Мясо снегиря», конечно. На нем вы точно не расслабитесь
0 761
Театр Читка. «Blue/Orange» О психических расстройствах личности, социальной отрешенности и категории «нормальности» в пьесе Джо Пенхолла
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)