История

Подземные пути Нижнего

О перспективах развития, существующих проблемах и интересных фактах Нижегородского метрополитена

16.12.2016 10:58:08 Зульфия Хасанова
0 7100

В России метро функционирует всего в восьми городах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Казань, Волгоград. Волгоград — спорный город в этом списке, поскольку под землю ушли трамваи, а не вагоны метро, и если верить Википедии, то правильно надо говорить: «Волгоградский скоростной трамвай (метротрам) — трамвайная система с элементами метрополитена». 


Но речь, конечно, не о Волгограде, а о нашем любимом Нижнем Новгороде, и давайте вспомним как же все начиналось и посмотрим на перспективы развития Нижегородского метрополитена. 


o9fdmUXmzGs.jpg


История возникновения метрополитена 

Несмотря на столь юный возраст (31 год), метро с каждым годом становится все более актуальным и популярным видом транспорта в Нижнем Новгороде. 20 ноября в далеком 1985 году первые три поезда вышли на линию, обеспечив сообщение на отрезке от станции «Пролетарская» до станции «Московская». Это был важный шаг не только в развитии городской транспортной системы, но и города в целом. 


Горьковский метрополитен стал третьим после Москвы (1935) и Санкт-Петербурга (1955), на год опередив Новосибирск (1986). Хотя история строительства началась на 15 лет раньше. 


1970: Московские проектные институты Метрогипротранс и Гипрокоммундортранс  разработали техническое обоснование сооружения в городе Горьком метрополитена как наиболее скоростного, комфортабельного и удобного вида транспорта. Через 7 лет было  принято постановление о начале строительства, и уже 17 декабря 1977 года была забита первая свая в котлован станции «Ленинская» и установлен памятный знак. 


Все видели букву «М в туннеле»? Она как раз установлена на месте начала строительства. 


wipBPNM1kOQ.jpg


Метро в Горьком планировалось почти по типовой советской схеме — две линии, идущие на окраины в промышленные зоны и районы массовой жилой застройки по двум берегам реки Оки, пересекаемые третьей линией в центральной части города (без образования классического «треугольника» из трёх пересечений). Как и в других городах, эти планы не были осуществлены, но Нижнему Новгороду повезло несколько больше, чем, например, Самаре: в нашем городе метро дотянулось до железнодорожного вокзала, а также было начато строительство второй линии. 


Несмотря на то, что нижегородская подземка одна из самых крупных в стране, сеть станций охватывает малую часть города. А до пуска первой станции в верхней части этот вид транспорта вообще нельзя было назвать популярным, первую нагорную станцию «Горьковская» нижегородцам пришлось ждать долгих 20 лет: ее строительство обдумывали еще в 90-е годы прошлого века, но построили лишь к 2012 году. И только после открытия «Горьковской» (4 ноября) нижегородский метрополитен стремительно начал обретать свою популярность. 


Напомним, что в мае 2015 года началось строительство станции «Стрелка». 


Сегодня Нижегородский метрополитен по протяжённости линий занимает третье место в России (после Московского и Петербургского), по пассажирообороту – пятое (после Московского,  Петербургского, Новосибирского, Екатеринбургского).   


GRs3_xZFCfU.jpg


Проезд 

После закрытия Молитовского моста на ремонт число пассажиров нижегородского метрополитена увеличилось со 103 тысяч до 141 тысячи человек в сутки - на 35%. В связи с этим руководство метро скорректировало работу подземки. Как отмечается, утром на линию выпускается дополнительный состав по маршруту «Горьковская — Московская» для пассажиров из нижней части города.

 
Эксплуатацию метрополитена осуществляет МП «Нижегородское метро». Стоимость проезда с 1 июля 2012 года составляет 20 рублей. Но несмотря на увеличение пассажиропотока, метро терпит убытки. Например, когда в 2011 году проезд стоил 12 рублей, себестоимость поездки была аж 19, 59 рублей. 


На летнем заседании думской комиссии по городскому хозяйству директор нижегородского метрополитена Олег Яушев привел следующие цифры о долгах и прибыли метро. Доходы метрополитена оказались меньше на 116 млн рублей, чем было запланировано. Директор МП объясняет это тем, что в Нижнем Новгороде стало больше автомобилей, развивается также сеть наземного пассажирского транспорта.


nizh1_1b.jpg


Станции 

Все подземные станции – мелкого заложения, они располагаются на глубине не более 15 метров (ст. Горьковская – 16 метров). 3 из 13 являются местной достопримечательностью — четырехпутная Московская, наполовину наземная Буревестник и центральная Горьковская. 


Известно, что в основе дизайна «Горьковской» лежит концепция птицы буревестника. Стилизованные под крылья символичной птицы, подсвеченные, расходящиеся от колонн к потолку арки-скобы объединяют центральный зал и посадочные платформы станции, которые украшены художественными мозаичными панно. На них изображены виды на Нижний Новгород. Самое интересное, что, отправляясь в нижнюю часть города, на путевой стене вы увидите панно с видами заречной части, а приезжая на «Горьковскую» - пейзажи нагорной части Нижнего. 


Эта долгожданная станция появилась буквально через пару лет после открытия не менее долгожданного метромоста. По поводу метромоста, который строился в общей сложности более 20 лет, существует даже нижегородская шутка: «бесконечно можно смотреть на 3 вещи – на огонь, на воду и на то, как строится метромост». 


ojoou3ExcYA.jpg


Благодаря метромосту теперь добраться из центра Автозавода до площади Горького можно чуть больше, чем за 20 минут, что раньше представлялось нереальным. Расчетное время в пути от «Горьковской» до «Московской» - около 5 минут, и это, разумеется, тоже рекорд. 


А вот, например, тема архитектурного оформления «Московской» посвящена столице России. В основе художественного решения — белый и красный цвета, символизирующие белокаменную столицу и стены Кремля. Тематика панно на станции — историческая, военных лет, праздничная и трудовая Москва. 


Станция метро «Ленинская» оформлена рядом керамических панно на тему «В.И.Ленин и Октябрьская Революция». В одном из вестибюлей 17 декабря 2012 года был поставлен бюст метростроителям - в честь 35-й годовщины начала строительства Нижегородского метрополитена. 


Станция «Автозаводская» в верхней части путевых стен оформлена панно на тему автомобилестроения. Расположена рядом с Северной проходной автомобильного завода. Собственно, изначально планировалось название станции - «Северная», но в последний момент в наименовании решили увековечить сам автозавод. 


gNvCTAz7t9g.jpg



Станция «Заречная». Название полностью отражает ее дизайн: будто бы оказываешься в подводном царстве - путевые стены выполнены в форме волн из алюминиевого каркаса. Не только речное расположение города подчеркивает название станции: бульвар Заречный и гостиница «Заречная», расположенные в этой части города, как раз по соседству со станцией. 

 
Интересные факты о Нижегородском метрополитене 

С открытием станции Стрелка (не ранее 2018 г.) предполагается окончательно разделить линии метрополитена, то есть оборот подвижного состава будет происходить на обеих линиях независимо.

 
Есть в Нижнем и станция-призрак – это станция «Ярмарка». Располагается она между действующей станцией «Московская» и строящейся «Стрелкой». Необходимость станции неоднократно оспаривалась, но тем не менее работы по её проектированию и разработке продолжались. Строительство станции началось в 1993 году, но в 1996 году с площади Ленина, как и с площади Горького, были убраны заборы и разобрана стройплощадка. Однако в ноябре 2014 года возобновились разговоры по возобновлению строительства «Ярмарки» на перспективу, не ранее 2020 года. 


13 июля 1984 г. при строительстве произошёл инцидент: в котловане станции «Московская» обрушились стены. Двое рабочих из студенческой бригады, помогавшей при строительстве метро, погибли. Существует легенда, связанная с этим событием, будто призраки погибших студентов до сих пор гуляют по тоннелям и станциям метрополитена. 


4f4e7f84b2c5e440764147.jpg


Жетоны  петербургского и нижегородского метрополитена изначально имели схожие технические данные. Нижегородские жетоны принимались петербургскими турникетами, петербургские — нижегородскими. Из-за разницы в цене (в Санкт-Петербурге стоимость поездки всегда была заметно выше, чем в Нижнем Новгороде) постоянно наблюдался отток нижегородских жетонов в Санкт-Петербург; с целью предотвратить отток, было введено ограничение на продажу до 4 штук в одни руки. Но этими мерами отток предотвратить не удавалось, и с 28 декабря 2009 года в Нижнем Новгороде были перенастроены турникеты таким образом, что принимались только жетоны «нового образца», с отверстием посередине.  Впрочем, старые жетоны принимались ещё до 15 января, после чего система окончательно перешла на новые «бублики». 


На рубеже 1990-х и 2000-х оплата производилась двумя жетонами за одну поездку. Это объясняется тем, что поездка стоила 3 рубля, а турникеты ещё не умели различать жетоны и двухрублёвые монеты. В мае 2002 года, после следующего повышения тарифа до 4 рублей, в турникет нужно было опускать две двухрублёвые монеты. Можно было опускать и два жетона (если они у кого-то сохранились). Жетоны в это время в кассах не продавались. 


Из станции «Автозаводская» можно увидеть станцию «Комсомольская», а из «Комсомольской» наоборот, так как время перегона между станциями 1:35. А общее время 4 минуты — это связано с тем, что тоннель прямой, а не изогнутый, как у других станций. Станция «Автозаводская» - первая станция Нижегородского метрополитена, имеющая один вестибюль. Вторая станция с одним вестибюлем - «Буревестник». 



В ноябре 2012 года на станции «Парк Культуры» снимался эпизод фанатской драки в метро из фильма «Околофутбола». По сюжету действие происходит в Москве на станции «Коньково». 


Перспективы развития 

В связи с проведением в Нижнем Новгороде этапов Чемпионата мира по футболу в 2018 году и строительством нового стадиона на Стрелке планируется продление Сормовской линии на восток до станции «Стрелка». После этого Автозаводская и Сормовская линии будут полностью разделены. 




Следующими этапами планируется продление: 


· Автозаводская линия — далее в центр города, до станций «Оперный театр» и «Сенная».
· Сормовская линия — на запад до станций «Варя» и «Сормово», а потом в Сормово и Починки. 


Перспективная схема развития предусматривает третью линию, которая начинается в районе Кремля и Чёрного пруда, пересекает Автозаводскую линию на «Горьковской», далее продолжается в Мызу и Щербинки, и заканчивается в зоне перспективного строительства в Подновье. Там она пересекается с продолжением Автозаводской линии, продлённой в Юго-Западный микрорайон и пересекающей Оку по второму метромосту в створе улицы Янки Купалы.

 
Для обеспечения скоростным внеуличным транспортом Кузнечихи, а также новых отдалённых микрорайонов Анкудиновка, Константиново, Бешенцево, Ольгино и Новинки в Генеральном плане предусмотрена перспективная линия скоростного трамвая от улицы Бекетова, проходящая через эти микрорайоны, пересекающая Оку по мосту в створе улицы Юлиуса Фучика, и далее идущая в аэропорт по трассе существующей трамвайной линии. 


127209_900.jpg


В качестве альтернативного рассматривается вариант трассировки третьей линии, при которой она начинается от Чёрного пруда, пересекает Автозаводскую линию на «Оперном театре», продолжается параллельно улице Ванеева, поворачивает в микрорайоны Верхние Печёры и Кузнечиха, а затем повторяет трассировку перспективной линии скоростного трамвая, заменяя его. 


Все вышеперечисленное, разумеется, в дальней перспективе, за исключением ключевых станций к мундиалю в 2018 году. Однако никто не запрещает нижегородцам надеяться на лучшее, потому что пробки - одна из насущных проблем нашего города-миллионника. Каждый вечер мы заворожено следим, как замыкаются пробки на всех четырех нижегородских мостах. 


Фотографии взяты из сети Интернет
 

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 46935
История Сколько ступенек у Чкаловской лестницы? Вместе с экскурсоводом Зульфиёй Хасановой отправляемся знакомиться с историей одной из главных городских достопримечательностей и попутно считаем на ней ступеньки
0 21854
История История ёлочной игрушки О традиции наряжать ёлку, о трансформации ёлочной игрушки и о нижегородской фабрике стеклянных украшений
0 21140
История «Горьковское гнездо ГУЛАГа» Страницы печальной истории края
2 18839
История Как бомбили город Горький

Вместе с экскурсоводом Зульфиёй Хасановой вспоминаем трагические и одновременно героические страницы из истории нашего города

Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)