«Задачи воздуха» – первая выставка нижегородского художника и архитектора Даниила Пирогова. Наша журналистка Алёна Семакина посетила ее открытие и убедилась, что впечатление от отдельных картин не сравнится с эмоциями от общей инсталляции и уютной атмосферы события.
За тёплыми окнами дома на Луначарской люди довешивают картины. Последняя скульптура так и остаётся на тележке. Проходящие мимо люди замедляют темп, чтобы всмотреться в эти окна. Сквозь них видна почти вся экспозиция, внутри которой весело переговариваются организаторы и гуляют первые зрители. В этот момент показалось, что вот оно – идеальное место наблюдателя. Словно долго переключая каналы локаций, ты наткнулся на что-то интересное, заставившее тебя остановиться.
Мои мысли позже озвучила Маша, одна из зрителей: «Мне понравился в первую очередь сам процесс, люди. Сначала я увидела действие через окно. Было интересно наблюдать именно за происходящим, как люди смотрят сначала в телефон, только потом на картины».
С первых картин тебе открывается история, сначала странная и непонятная. В выставке растворились две метафоры, которые сложно разгадать самому. Сам автор Даниил Пирогов объяснял свои идеи так:
| «Если говорить кратко, есть человек и есть птица. Это история о персонаже вроде меня или кого-то из нас. Он живет ежедневными проблемами, и его мир ограничен тем, что он видит. Мне было интересно рядом с таким персонажем поставить суперархаическое создание – птицу, которая не умеет летать и которая похожа на динозавра. Они проходят вместе определенный маршрут по пространству своей жизни. Один знает все про свою жизнь, а птица знает все про жизнь всех, но у нее нет своей жизни. Они задают вопросы, идя по этому пространству, но не отвечают на них». |
Рассмотрев полотна и скульптуры, обойдя эту комнату с кирпичными стенами в приглушенном свете, начинаешь чувствовать то, о чем тебе только что рассказал автор. Пусть и несколько по-своему.
«Очень интересна его (художника) концепция вселенной и то, как он передал основной образ. Как мне кажется, это все-таки немножко тоска от встречи с реальностью и с чем-то бессознательным», – поделился Алексей, еще один зритель.
Мир в восприятии художника удивителен, уникален. Для Даниила мир – архитектура:
| «Я начал заниматься искусством еще в детстве. Потом как-то так осознал, что хочу стать архитектором. Когда начал работать, понял, что мне не хватает какой-то творческой свободы. Временами уходил в искусство и сейчас я совмещаю архитектуру и искусство. Я в последнее время понял, что все вокруг нас архитектура. И соответственно нарисованные на холстах изображения, скульптуры – это все в каком-то смысле архитектура. Я перестал для себя внутри это разделять. У меня в голове разрушилась граница между архитектурой и искусством. И тогда начались «Задачи воздуха». «Какие они?», – никто не знает». |
Многие современные художники известны своими «вызовами против». Мир и его сегодняшние проблемы – объект творческого обсуждения. Эта выставка – несколько другая история:
«Остросоциальная тематика, которая сейчас безумно модная, мне, так скажем, не близка. Я понимаю, что это важно, и многие художники действительно двигаются в этом направлении. У меня скорее история переосмысления каких-то проблем, которые есть у каждого во времена, какие-то простые истины». |
«Когда я начал воспринимать архитектуру и искусство как одно целое для себя, у меня появилась мечта, связанная с определенной историей в пространстве. Она может принимать масштабы архитектуры или более маленькой скульптуры. Когда-нибудь я себе признаюсь, как выглядит моя мечта, и реализую её. Я должен до этого дорасти».
Маленькое комнатное измерение, наполненное картинами и разговорами, само по себе стало цельным произведением. Эти негромкие работы рассказали свою глубокую по смыслу историю. Однако художественное рассуждение автора намеренно осталось незавершенным.
Как признался Даниил, выставка «Задачи воздуха» была лишь первым актом.
Фото: Игорь Мурзенко