Культура

Магистратура «Гаража»: как начать карьеру в сфере искусства

Участница магистратуры Музея «Гараж» и ВШЭ – об учебе, будущем выпускника и культурном облике Нижнего Новгорода.  

05.03.2021 14:06:10 Главный редактор
0 354

Современное искусство неразрывно связано с повседневной жизнью: оно способно задавать новые общественные тенденции, менять ландшафт города и объединять разные сообщества. В этом сложном пласте необходимо уметь разбираться, чтобы считывать культурные «коды» внешнего мира. Еще сложнее – рассказывать о современном искусстве и показывать его: нужна большая практика взаимодействия с авторами, исследователями, музеями и другими площадками. Многолетняя практика. Или же обучение соответствующей профессии. Благодаря своей практикоориентированности, магистратура «Практики кураторства в современном искусстве» музея Garage и Высшей школы экономики стала одной из возможностей начала профессии куратора или арт-менеджера.

Участница программы «Практики кураторства» Ангелина Ворона рассказала нам об учебе, будущем выпускника и культурном облике родного Нижнего Новгорода.

— Расскажи немного о себе.

Мне зовут Ангелина Ворона. В 2019 году я закончила бакалавриат ННГАСУ, факультет архитектуры и дизайна по профилю архитектурного проектирования. Во время учёбы я участвовала в международных архитектурных воркшопах и зарубежных программах, где много внимания уделялось исследованию архитектуры, реставрации и посещению музеев с целью изучения примеров художественной культуры разных стран. На последних курсах университета я начала работать в архитектурно-проектной фирме, где получила ценный опыт по проектированию жилых, общественных и промышленных зданий. В свободное время, конечно, посещала выставки, изучала творчество российских и зарубежных художников, можно сказать, что современное искусство меня всегда вдохновляло. А первый серьёзный интерес к нему проявился ещё в школьные годы, когда я начала посещать тинейджерский арсенальный клуб (ТАК) в ГЦСИ Арсенал. Там мы вместе с сотрудниками музея исследовали работы художников, участвовали в мероприятиях, рефлексировали и писали небольшие работы. 


compressed_Фасад-Музея-современного-искусства-«Гараж».-Фото_-Алексей-Народицкий-(4874).jpg


«Гараж», фотография с сайта музея.


— Почему ты решила пойти в магистратуру «Практики кураторства в современном искусстве»? 

Я выбрала программу «Практики кураторства в современном искусстве», потому что одновременно с теоретическими знаниями она способна дать мне реальный практический опыт в области кураторства. Получив опыт работы архитектором, я поняла, что в реальной практике зачастую технические навыки преобладают над самим творческим или исследовательским процессом. В работе куратором я вижу больше непосредственной связи с искусством как таковым и больше творческой свободы. Меня очень заинтересовало, что выпускной работой программы может являться не только исследование, но и воплощённый выставочный проект. Дисциплины преподаются практикующими профессионалами, и обучение проходит на территории музея современного искусства «Гараж», что уже во время учёбы сможет обеспечить возможность применения полученных знаний на практике.

На твой взгляд, каков культурный ландшафт у Нижнего?

Достаточно сложный вопрос, заслуживающий отдельной исследовательской работы. Отвечу, исходя из личного восприятия. По мне, культурный ландшафт Нижнего Новгорода – весьма эклектичен. Как крутые склоны и перепады рельефа соседствуют с речными просторами, равнинными далями, так, например, и старенькие деревянные дома с резными наличниками могут располагаться в одном квартале с новыми модернистскими бизнес-центрами. Аналогично и в культурном аспекте. Наш регион очень богат как на традиционные декоративно-прикладные практики, так и стремительно развивается в области современного искусства. Из положительных свойств этой эклектичности, как по мне, можно выделить гибридность и перетекание различных форм искусства. Например, современные уличные художники непосредственно работают с историческим городским наследием. Можно найти общие черты их творчества с местными культурными традициями. Локальный контекст неотделим от того, о чём говорит современная городская культура. 


08.jpg


Художники мастерской «Тихая» (Нижний Новгород) встречают студентов магистерской программы «Практики кураторства»


После поездки с курсом в Нижний Новгород ты посмотрела на какие-то вещи иначе? Какие были впечатления от экскурсий и встреч с художниками?

Мне было самой очень интересно, как пройдёт наша первая поездка в мой родной город. Во-первых, я была очень рада, что получилось лично познакомиться и пообщаться с кураторами ГЦСИ Арсенал и художниками, за чьим творчеством я наблюдала лишь со стороны. На встречах нам рассказали, какие планы у Нижнего к 800-летию города и у нас была возможность обсудить в неформальной обстановке перспективы развития региона. Во-вторых, удивила поездка в Выксу, узнала для себя, как активно развивается этот небольшой город. До этого я была там один раз на одном из фестивалей «Арт-Оврага», а вместе с однокурсниками мы посетили и резиденцию, которая принимает современных художников. Перед нашей поездкой я составила ребятам небольшой гид по городу Nizhny Guide, в котором рассказала, какие у нас есть галереи, музеи, фестивали по современному искусству и что стоит посетить. Удивительно, но составленный менеджерами нашей программы план поездки почти полностью совпал с посещением как раз тех мест, которые я описывала. Мне было интересно наблюдать, как ребята из других городов воспринимали Нижний. Многие сразу отметили рельефность города, его эклектичность. В целом, думаю, что однокурсников заинтересовал наш город, и многие говорили, что хотели бы вернуться в Нижний Новгород ещё раз.

— Что же дает магистратура, с каким багажом после нее выходит студент?

Не буду далеко заглядывать в будущее, будет честнее и точнее обозначить тот багаж и знаний, который я уже приобрела, проучившись семестр на программе. Учёба сконцентрирована как на усвоении теоретических знаний, так и на развитии практических навыков, которые в дальнейшем мы будем тренировать при работе и реализации выпускного выставочного проекта. Так, мы изучаем теорию и историю современного искусства, начиная с 20-го века, на примерах разбираем развитие выставочной деятельности, особенности исследования в кураторской практике и специфику смежных творческих сфер – перформансов, театра и кино. В практической части нам дают большой пласт информации об организационных выставочных процессах, например, составление таймлайнов проекта, смет, транспортировка работ. Отдельно отмечу, что мы знакомимся и с работой других организаций: зарубежным опытом организации и проведения выставок поделились сотрудники галереи Perrotin и Sprüth Magers, а также работники российского представительства аукциона Sotheby’s. 


4BF7B200-44DC-4DE9-8165-065A47012B47.JPG


Студенты на экскурсии в ГЦСИ Арсенал (Нижний Новгород)


Конечно, знания и практические навыки, которые дает магистратура очень полезны и будут необходимы при дальнейшей профессиональной работе, в этом у меня абсолютно нет сомнений. Но другой, не менее важный полученный бонус – это новые знакомства с художниками и практикующими специалистами в области современного искусства.

— Ты уже думала о планах после магистратуры?

В этом году я почти каждый месяц вспоминала выражение: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Думаю, что я уже буду безумно рада, когда все музеи и галереи полностью возобновят активную деятельность без ограничений, как это и было до всех карантинов. Пока могу сказать, что в дальнейшем мне также интересно было бы изучить международный опыт выставочной практики и, например, пройти стажировку в зарубежных институциях. 



На втором фото – героиня статьи Ангелина Ворона.



Теперь посмотрим на магистратуру «Гаража» другими глазами, а именно – ее руководителя Марии Польниковой. Она рассказала нам о студентах из разных городов и важности исследовательских поездок по России:

«Магистратура Музея “Гараж” была задумана как образовательный проект, ориентированный на объединение студентов из самых разных городов России и стран постсоветсткого пространства. По итогам двух состоявшихся наборов можно уверенно сказать, что задумка удалась. Среди абитуриентов были ребята из более 20 регионов и 3 стран бывшего СССР. В конечном счете сейчас на программе учится 50% слушателей не из Москвы, что важно для развития и программы, и будущих профессиональных горизонтальных связей.

Важной частью программы магистратуры “Гаража” являются совместные поездки студентов и преподавателей в российские города с целью погружения в локальный культурный контекст. Такие поездки расширяют кругозор, дают возможность обзавестись нужными знакомствами и являются важнейшим этапом профессионального становления.

Первая поездка состоялась в октябре 2019-го года: студенты побывали в Екатеринбурге. За три дня они успели побывать на 5-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, в Уральском филиале ГЦСИ и Ельцин Центре и совершить экскурсию по архитектурным объектам Екатеринбургского конструктивизма, например, по павильону “Бессмертия искусства”.

В Нижний Новгород отправились уже оба набора программы. Они исколесили район Соцгорода, разведали, что происходит в нижегородских художественных галереях и мастерских, зашли в местный крематорий поразмышлять о смерти и даже успели съездить в моногород Выкса, где проходит знаменитый фестиваль “Арт-Овраг”, а художники со всей России расписывают граффити слепые стены многоэтажек». 


-------------------------------

Благодарим героев материала за рассказ!

Отдельную благодарность за сотрудничество выражаем Анне Наумовой – пиар-менеджеру Музея «Гараж».

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 227
Кино «Замри – умри – воскресни!» Не осуждать, а рассуждать. Продолжаем анализировать советские фильмы, которые, возможно, обошли вас стороной, но достойны внимания.
0 229
Кино Мой друг Иван Лапшин Фильм о верной дружбе и настоящей чести. Пересматриваем советское кино и делимся впечатлениями
0 517
Кино Когда веришь в любимое дело. «Марта Купер: история граффити» Как сохранилась история зарождения граффити, благодаря одной смелой девушке? Читайте о фильме «Марта Купер: история о граффити»  
0 556
Кино «Не позволяй правде испортить хорошую историю» Чашка кофе, сплетни и слухи на завтрак. Мы посмотрели фильм «Говорит Трумен Капоте» из программы кинофестиваля Beat Weekend 2020, под впечатлением!
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)