В праздник студентов мы решили узнать, какова история высшего образования и, следовательно, студенчества в Нижнем Новгороде. Много интересной и полезной информации удалось почерпнуть в книге Натальи Стоюхиной «Гуманитарное образование в провинции. Нижегородский университет в первые годы советской власти», научном сборнике под названием «Образование в Нижегородской области: история и современность» и «Энциклопедии образования Нижегородской области».
Оказалось, что до 1896 года в Нижнем Новгороде было всего 14 гимназий, среди которых особенно выделялись Дворянский институт и Мариинский институт благородных девиц. Также образованием нижегородцев занимались духовное, коммерческое и ремесленное училища. Богатые дворяне предпочитали нанимать своим детям гувернеров, купцы и состоятельные мещане отдавали своих детей в частное обучение дьячкам. Большинство же горожан никакого образования не имело. В 1896 году в Нижнем прошла Всероссийская промышленная и художественная выставка, после которой наш город очень сильно изменился, и его, как бы мы сейчас сказали, «рейтинг» среди других городов России значительно вырос. Вырос и культурно-интеллектуальный потенциал нашего города. В результате всего этого мысли жителей Нижнего Новгорода, а особенно представителей интеллигенции, обратились к развитию образования. Но, к сожалению, никаких подвижек в этой сфере не произошло в течение еще многих лет.
Ситуация изменилась только когда 17 октября (30 октября по новому стилю) 1911 года в Нижнем Новгороде был открыт Нижегородский учительский институт. Обучались в институте три учебных года, курсы именовались «классами», а студенты — «воспитанниками». Воспитанниками института были в основном крестьяне. В июле 1914 года состоялся первый выпуск института из 28 человек.
Следующий этап развития образования в Нижнем Новгороде наступил, когда 17 января 1916 года в помещении Нижегородской городской Думы был торжественно открыт Народный университет - всесословное высшее учебное заведение. Народный университет в Нижнем Новгороде стал одним из четырех учебных заведений подобного типа в России. В нем не существовало ограничений для студентов по вероисповеданию, национальности, полу. Главной задачей Народного университета являлось предоставление возможности расширения и углубления знаний всем жителям Нижнего Новгорода. Процесс обучения делился на две ступени: в течение первых двух лет обучения студент мог закончить научно-популярное отделение факультета, получая при этом законченное среднее образование в рамках выбранной специальности. Перейдя на третий и четвертый курс, студент поступал на академическое отделение факультета, где и получал собственно высшее образование. Таким образом, обучение длилось 4 года (за исключением химического отделения, где был еще и пятый курс).
Еще один важный шаг произошел всего через несколько месяцев после открытия Народного университета. Из-за военных действий, происходивших в ходе Первой мировой войны в Нижний Новгород был эвакуирован из Варшавы Политехнический институт. Временно аудитория и научные кабинеты были размещены в здании Реального училища Нижнего Новгорода и в доме Осиповой на Ошарской площади. Открытие Политехнического института состоялось 1 октября 1916 года.
После революции, в 1918 году, на основе объединенных Народного университета и Политехнического института был открыт Нижегородский Государственный университет – первый университет в Советской России. Почти сразу же начал издаваться «Вестник Нижегородского университета». 16 сентября 1918 года в Нижегородском Государственном университете начались занятия на десяти открывшихся факультетах. Число студентов составило 2532 человека.
В этом же году Нижегородский учительский институт был преобразован в Нижегородский педагогический институт, а декретом СНК РСФСР «О правилах приема в высшие учебные заведения» были отменены вступительные испытания, плата за обучение и социальные ограничения для потенциальных абитуриентов.
Какими были Нижегородские студенты тех времен? Н.И. Кочин в своей книге «Нижегородский откос» рисует такую картину студенчества: «Вузы заполнялись девушками, инвалидами, юнцами. Попавшие в институт получали отсрочку от военной службы, и среди студентов было немало здоровых молодцов. Поэтому студенческий состав этих лет был неповторимо пестр во всех отношениях и живописен. Тут можно было встретить и деревенского паренька в лаптях и посконной рубахе, и дворянских детей в форменных студенческих шинелях с гербовыми пуговицами царских времен, и купеческих сынков в лисьих шубах. Но большая часть тут приходилась на голодных детей разных мелких служащих из многих городков и весей Среднего Поволжья. Было несколько рабочих из Сормова. Существовали студенты кто как мог. Деревенским родные привозили еду из дому – зимой на салазках, летом – на горбу. Городским было всего труднее – кто проедался в пух садился на один паек. Трудно даже представить себе, что при такой ситуации можно было думать про науку». Однако о науке студенты все-таки думали: «Аудитории любимых профессоров ломились от слушателей. Стоял дым коромыслом - лекции превращались в диспуты. Даже вечерами залы были битком набиты, до отказа: доклады, совещания, лекции, рефераты, диспуты. Выступал каждый, кто хотел и о чем хотел, слушатели, оппоненты всегда находились. Независимость суждений была полная. Утром профессор читал лекцию, а вечером студенты собирались в той же аудитории и опровергали ее, предварительно оповестив профессора. Профессора, если приходили, а это случалось очень часто, выступали в свою очередь оппонентами студентов. Это никого не удивляло. Никто никого не оскорблял, притеснять за чужие мнения считалось нарушением свободы. Студенты входили в аудитории когда вздумается, и покидали ее тоже по желанию. Но порядок не нарушался, делалось это деликатно и не в ущерб делу».
Жизнь вузовских профессоров по всей стране в первые годы после революции была довольно тяжелой – сказывалось отсутствие нормального заработка, продуктов, всеобщий голод в стране, разрушенная промышленность. В 1919 году была создана «Комиссия по улучшению быта ученых», которая разработала на 1920-1921 годы так называемый «академический паек». Но все равно, жизнь профессоров в Москве и Санкт-Петербурге была тяжелой, и многие из них переехали в Нижний Новгород, где уровень жизни был лучше. Нижегородский Государственный университет обрел многих новых профессиональных преподавателей.
В книге «Гуманитарное образование в провинции. Нижегородский университет в первые годы советской власти» приводится характеризующее типичные для того времени университетские будни высказывание Питирима Сорокина, работавшего в 1920-е в Петрограде: «Депрессия охватывала меня каждый раз, когда я приходил в университет. В здании его больше не слышались голоса и смех. Оно было погружено в темноту. Лекции читались только вечером. Все лекции и семинары проходили только в студенческом общежитии. Я читал лекции в полной темноте, в аудиториях, где почти не было слушателей. Когда появлялась необходимость свериться с конспектом, я просил кого-нибудь одолжить огарок свечи. Обычно мне передавали стеариновый огрызок, который я задувал как можно быстрее из экономии. Студенты же, которые писали в темноте, не глядя, вообще могли заниматься чем угодно».
В связи с тяжелым экономическим положением в стране 29 марта 1922 года коллегия Главпрофобра приняла решение о полном закрытии Нижегородского Государственного университета, но губернские органы власти не позволили этого сделать. Губисполком 27 июля 1922 года вынес постановление о включении содержания университета в местный бюджет, что позволило сохранить Нижегородский Государственный университет. Благодаря этому многие современные студенты Нижнего Новгорода имеют возможность учится в ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
В 1920 году в Нижегородском Государственном университете был организован медицинский факультет – «дедушка» современной Нижегородской государственной Медицинской Академии. В 1930 на его основе был организован самостоятельный Горьковский медицинский институт, который и был позже (в 1994 году) преобразован в НижГМА.
Но какова же дальнейшая судьба Нижегородского педагогического института после 1918 года? Следуя указанию Комиссариата просвещения, губернский отдел народного образования 13 ноября 1919 года объединяет Нижегородский педагогический институт и Нижегородскую учительскую семинарию (сначала она находилась в Риге и называлась Женской учительской семинарий, но во время Первой мировой войны была эвакуирована в Нижний Новгород) в единое высшее учебное заведение — Институт народного образования. В 1921 году по распоряжению Наркомпроса Нижегородский институт народного образования снова преобразуется в педагогический институт. В 1926 году педагогический институт был присоединен к Нижегородскому университету на правах факультета с 5 отделениям, а с 1930 года он вновь стал самостоятельной организацией. В 1993 Педагогический институт был преобразован в университет и получил название «Нижегородский государственный педагогический университет». Новый исторический этап в его развитии связан с присоединением к нему Волжского государственного инженерно-педагогического университета в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2011 года. 7 сентября 2011 года постановлением Правительства Нижегородской области вузу присвоено имя Козьмы Минина.
Остальные высшие учебные заведения Нижнего Новгорода имеют не столь глубокие исторические корни. Нижегородский государственный архитектурный университет был создан 23 июня 1930 года как Нижегородский инженерно-строительный институт. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова открыт в 1937 году на базе высших губернских курсов иностранных языков, работавших в городе с сентября 1917 года. Имя Н.А. Добролюбова было присвоено ему в 1961 году. Нижегородский филиал Московского гуманитарно-экономического института (создан в 1994 году) был открыт в 1998 году.
Фото: из сети Интернет