Люди достигают успеха по-разному: кто-то методом проб и ошибок протаптывает себе дорогу, другие выбирают скользкий путь лазеек, поднимаются по лестнице из чужих голов, добиваясь своего блага ценой блага окружающих. Но есть и такие, кто с ранних лет обладает способностями и, развивая их, достигает вершин. Таким я вижу Артура Китова, владельца барбер-шопа «Борода и баки» (Б. Покровская, 10в) и LightAnimal, сети магазинов техники и аксессуаров Apple, Xiaomi и Meizu.
Нет, я не говорю, что успех Артура – это манна небесная, сошедшая на его макушку в детстве. Любое качественное дело требует вложений, усилий, развития. Но тяга к бизнесу, умение найти клиента и выгодно продать товар прослеживалась у Артура с детства. Магазин гаджетов и барбер-шоп – казалось бы, такие разные сферы бизнеса, однако в умелых руках оба проекта успешно работают на своего владельца.
Как студент 2 курса начал зарабатывал больше своего отца? Почему конкуренция не страшна, казалось бы, типичному магазину гаджетов и аксессуаров для смартфонов? Что привлекает бородачей Нижнего в барбер-шопе «Борода и баки»? Я задавалась этими вопросами во время разговора с Артуром, и вот какие ответы получила:
- Артур, как давно ты занимаешься бизнесами, развиваешься в этой сфере?
- Бизнесом я стал заниматься в 2011 году. Раньше я занимался хоккеем, жил этим спортом. По окончании школы встал вопрос, где мне учиться. ЕГЭ сдал не особо хорошо, но папа предложил учёбу в Москве. Сначала я, преданный хоккею, отказался, а потом прикинул: живя в общежитии Московской академии при президенте России, буду экономить 4 часа в день, те, что тратил бы на проезд до ВШЭ в Нижнем. Если человек 8 часов спит и 16 бодрствует, то я четверть жизни тратил бы на дорогу. А время в студенческие годы особо дорого. Так я уехал. Со 2 курса папа начал урезать даваемые мне деньги, я понимал, что надо чем-то заняться. На тот момент у меня была девушка, которая сейчас жена и мать моего ребенка. Конечно, мне хотелось ездить к ней в Нижний, а для этого нужны были средства. Я купил б/у айфон, продал его в НН на 5 тысяч дороже, потом купил 2 айфона, снова продал. Так продолжалось где-то месяц: привозил айфоны в Нижний и продавал. Вскоре отец разглядел в моих продажах детскую стадию бизнеса, помог развиваться, добавил 100 тысяч, на которые я купил уже 5 новых айфонов и успешно продал. Так всё и завязалось. Плюс с другом из Тулы сделали сайт, покупали айфоны и продавали через доставку, я в Нижнем, друг – в Туле.
Артур Китов с женой
- То есть бизнес начался рано, в студенческие годы?
- Да, если не учитывать детские шалости, когда я перепродавал списанные клюшки из Торпедо, в первом классе продавал соседям наклейки по завышенной цене.
- У тебя тяга к бизнесу с детства.
- Возможно. Я один раз в жизни работал неделю на кого-то в рекламной компании, меня напрягало, что я не согласен с руководством, может, тогда это все и началось. Учился на госслужащего, надеялся поменять к лучшему свою страну, но в течение 5 лет, имея практику в гос. организациях, я понял, что один Россию не поменяю.
- Получается, ты патриот, мечтаешь изменить Россию к лучшему, а не уезжать куда-то?
- Да, я безумно люблю свою страну.
- Вернемся к вопросу о бизнесе: ты говорил о сайте, который вы создали с другом из Тулы. Это сайт LightAnimal?
- Да, он самый. Друг также до сих пор работает с LightAnimal, у него успешный магазин в Туле.
- Сфера продаж LightAnimal – техника и аксессуары Apple, Meizu и Xiaomi. Подобных магазинов пруд пруди, высокая конкуренция, почему же ты решил развиваться именно в этом?
- Отличный вопрос, знал, что задашь его. Дело вот в чём: когда мы начали бизнес, рынок не был перенасыщен Apple, этот бренд стоил адекватно, многие могли позволить себе айфон. А конкуренция в Нижнем и в Туле была намного меньше. Сейчас же конкуренция возросла, поэтому мы взялись за такие бренды, как Xiaomi и Meizu, которые популярны, и конкуренция на которых пока не так велика.
- А сейчас LightAnimal уже отошёл на второй план? Наверняка твой барбер-шоп «Борода и Баки» – золотая жила.
– Это не так, я примкнул к созданию «Бороды и баков», так как прикинул, что барбер-шоп – это не та сфера, которая требует от тебя полной отдачи, чтобы ты жил в ней, нет, барбер-шоп требует немного: набор персонала да бонусы для клиентов.
- «Борода и баки» – молодой бизнес?
- Мы открылись в октябре. По открытии я понимал, что требуется видеть, чем ты отличаешься от конкурентов. Мы отличаемся доступностью: стоимость стрижки в «Бороде и Баках» на порядок ниже, чем в других барбер-шопах, но это не влияет на качество. Плюс мы угощаем гостей напитками и делаем скидки студентам.
- Действительно заманчиво. В вашей группе Вк написано, что «команда создаёт новую философию и концепцию, основываясь на канонах всемирно известных барбер-шопов». Расскажи об этой философии.
- Философия заключается в обслуживании. Барбер-шоп отличается от парикмахерской тем, что в парикмахерской тебе моют голову, стригут и говорят до свидания. Барбер-шоп – это не место, куда приходят стричься, это место, куда приходят отдыхать. Поэтому напитки от чая до бурбона важны для барбер-шопа и поэтому важен мастер, который может поддержать беседу с клиентом. Кстати, фишка «Бороды и баков»: все мастера – девушки.
- С какими сложностями ты столкнулся в барбер сфере?
- Я не парикмахер, на момент создания «Бороды и баков» система работы барберов мне была совершенно непонятна. Мы сделали классный дизайн, подошли к продукту качественно, заказали большие зеркала. Вот только когда мы сели в большие кожаные кресла перед зеркалами, поняли, что они висят высоко, парикмахеру не видно голову клиента. А на последнем собрании перед открытием пришли барберы и сказали, что в помещении мало света. Так я понял: свет – самое главное в парикмахерской.
- Сейчас бороды пока в моде. Как и любой хайп, бороды рано или поздно уйдут с лиц модников. Есть идеи, чем тогда заменить барбер-шоп? Парикмахерской?
- Верно, мода на бороды когда-то пройдёт, и всё же барбер-шоп – это место, куда мальчики и мужчины с детьми приходят отдыхать. До открытия барбер-шопа я не мог подумать, что мужчины могут красить бороду и брови, не слышал о тонировании седины на бороде. Но люди всегда стригутся. Даже если все внезапно сбреют бороды, волосы на голове останутся.
- А что насчет контингента барбер-шопа, кто чаще приходит к вам: молодые или средних лет?
- Изначально мы готовились к аудитории молодежи, однако оказалось, что молодых и взрослых клиентов примерно поровну. Кстати, очень много пап с детьми, непонятно, то ли дети привели пап, то ли папы детей.
- Нижний Новгород – относительно провинциальный город, мода доходит не молниеносно. К тому же стрижка бороды – достаточно дорогое удовольствие. Пользуются ли популярностью барбер-шопы в целом?
- Понятие «дорогое» у каждого своё. Да, Нижний бесспорно провинциален, но люди с высоким доходом не ходят в барбер-шопы, у них есть личные стилисты. Барбер-шоп – это средний сегмент между дорогим стилистом и обычной парикмахерской где-нибудь на Автозаводе. Разумеется, стрижка в барбер-шопе дороже, чем в обычной парикмахерской. Но это недорого – прийти постричься, плюс угощаться пивом в неограниченных количествах. Мы столкнулись как раз с противоположной проблемой: некоторые люди не идут к нам, потому что у нас дёшево. Многие постоянные клиенты советуют друзьям со словами: «Приходи, там круто». На что им отвечают, что за 700 рублей не может быть круто.
Фото: из архива Артура