Современное искусство неразрывно связано с повседневной жизнью: оно способно задавать новые общественные тенденции, менять ландшафт города и объединять разные сообщества. В этом сложном пласте необходимо уметь разбираться, чтобы считывать культурные «коды» внешнего мира. Еще сложнее – рассказывать о современном искусстве и показывать его: нужна большая практика взаимодействия с авторами, исследователями, музеями и другими площадками. Многолетняя практика. Или же обучение соответствующей профессии. Благодаря своей практикоориентированности, магистратура «Практики кураторства в современном искусстве» музея Garage и Высшей школы экономики стала одной из возможностей начала профессии куратора или арт-менеджера.
Участница программы «Практики кураторства» Ангелина Ворона рассказала нам об учебе, будущем выпускника и культурном облике родного Нижнего Новгорода.
— Расскажи немного о себе.
Мне зовут Ангелина Ворона. В 2019 году я закончила бакалавриат ННГАСУ, факультет архитектуры и дизайна по профилю архитектурного проектирования. Во время учёбы я участвовала в международных архитектурных воркшопах и зарубежных программах, где много внимания уделялось исследованию архитектуры, реставрации и посещению музеев с целью изучения примеров художественной культуры разных стран. На последних курсах университета я начала работать в архитектурно-проектной фирме, где получила ценный опыт по проектированию жилых, общественных и промышленных зданий. В свободное время, конечно, посещала выставки, изучала творчество российских и зарубежных художников, можно сказать, что современное искусство меня всегда вдохновляло. А первый серьёзный интерес к нему проявился ещё в школьные годы, когда я начала посещать тинейджерский арсенальный клуб (ТАК) в ГЦСИ Арсенал. Там мы вместе с сотрудниками музея исследовали работы художников, участвовали в мероприятиях, рефлексировали и писали небольшие работы.
«Гараж», фотография с сайта музея.
— Почему ты решила пойти в магистратуру «Практики кураторства в современном искусстве»?
Я выбрала программу «Практики кураторства в современном искусстве», потому что одновременно с теоретическими знаниями она способна дать мне реальный практический опыт в области кураторства. Получив опыт работы архитектором, я поняла, что в реальной практике зачастую технические навыки преобладают над самим творческим или исследовательским процессом. В работе куратором я вижу больше непосредственной связи с искусством как таковым и больше творческой свободы. Меня очень заинтересовало, что выпускной работой программы может являться не только исследование, но и воплощённый выставочный проект. Дисциплины преподаются практикующими профессионалами, и обучение проходит на территории музея современного искусства «Гараж», что уже во время учёбы сможет обеспечить возможность применения полученных знаний на практике.
— На твой взгляд, каков культурный ландшафт у Нижнего?
Достаточно сложный вопрос, заслуживающий отдельной исследовательской работы. Отвечу, исходя из личного восприятия. По мне, культурный ландшафт Нижнего Новгорода – весьма эклектичен. Как крутые склоны и перепады рельефа соседствуют с речными просторами, равнинными далями, так, например, и старенькие деревянные дома с резными наличниками могут располагаться в одном квартале с новыми модернистскими бизнес-центрами. Аналогично и в культурном аспекте. Наш регион очень богат как на традиционные декоративно-прикладные практики, так и стремительно развивается в области современного искусства. Из положительных свойств этой эклектичности, как по мне, можно выделить гибридность и перетекание различных форм искусства. Например, современные уличные художники непосредственно работают с историческим городским наследием. Можно найти общие черты их творчества с местными культурными традициями. Локальный контекст неотделим от того, о чём говорит современная городская культура.
Художники мастерской «Тихая» (Нижний Новгород) встречают студентов магистерской программы «Практики кураторства»
— После поездки с курсом в Нижний Новгород ты посмотрела на какие-то вещи иначе? Какие были впечатления от экскурсий и встреч с художниками?
Мне было самой очень интересно, как пройдёт наша первая поездка в мой родной город. Во-первых, я была очень рада, что получилось лично познакомиться и пообщаться с кураторами ГЦСИ Арсенал и художниками, за чьим творчеством я наблюдала лишь со стороны. На встречах нам рассказали, какие планы у Нижнего к 800-летию города и у нас была возможность обсудить в неформальной обстановке перспективы развития региона. Во-вторых, удивила поездка в Выксу, узнала для себя, как активно развивается этот небольшой город. До этого я была там один раз на одном из фестивалей «Арт-Оврага», а вместе с однокурсниками мы посетили и резиденцию, которая принимает современных художников. Перед нашей поездкой я составила ребятам небольшой гид по городу Nizhny Guide, в котором рассказала, какие у нас есть галереи, музеи, фестивали по современному искусству и что стоит посетить. Удивительно, но составленный менеджерами нашей программы план поездки почти полностью совпал с посещением как раз тех мест, которые я описывала. Мне было интересно наблюдать, как ребята из других городов воспринимали Нижний. Многие сразу отметили рельефность города, его эклектичность. В целом, думаю, что однокурсников заинтересовал наш город, и многие говорили, что хотели бы вернуться в Нижний Новгород ещё раз.
— Что же дает магистратура, с каким багажом после нее выходит студент?
Не буду далеко заглядывать в будущее, будет честнее и точнее обозначить тот багаж и знаний, который я уже приобрела, проучившись семестр на программе. Учёба сконцентрирована как на усвоении теоретических знаний, так и на развитии практических навыков, которые в дальнейшем мы будем тренировать при работе и реализации выпускного выставочного проекта. Так, мы изучаем теорию и историю современного искусства, начиная с 20-го века, на примерах разбираем развитие выставочной деятельности, особенности исследования в кураторской практике и специфику смежных творческих сфер – перформансов, театра и кино. В практической части нам дают большой пласт информации об организационных выставочных процессах, например, составление таймлайнов проекта, смет, транспортировка работ. Отдельно отмечу, что мы знакомимся и с работой других организаций: зарубежным опытом организации и проведения выставок поделились сотрудники галереи Perrotin и Sprüth Magers, а также работники российского представительства аукциона Sotheby’s.
Студенты на экскурсии в ГЦСИ Арсенал (Нижний Новгород)
Конечно, знания и практические навыки, которые дает магистратура очень полезны и будут необходимы при дальнейшей профессиональной работе, в этом у меня абсолютно нет сомнений. Но другой, не менее важный полученный бонус – это новые знакомства с художниками и практикующими специалистами в области современного искусства.
— Ты уже думала о планах после магистратуры?
В этом году я почти каждый месяц вспоминала выражение: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Думаю, что я уже буду безумно рада, когда все музеи и галереи полностью возобновят активную деятельность без ограничений, как это и было до всех карантинов. Пока могу сказать, что в дальнейшем мне также интересно было бы изучить международный опыт выставочной практики и, например, пройти стажировку в зарубежных институциях.
На втором фото – героиня статьи Ангелина Ворона.
Теперь посмотрим на магистратуру «Гаража» другими глазами, а именно – ее руководителя Марии Польниковой. Она рассказала нам о студентах из разных городов и важности исследовательских поездок по России:
«Магистратура Музея “Гараж” была задумана как образовательный проект, ориентированный на объединение студентов из самых разных городов России и стран постсоветсткого пространства. По итогам двух состоявшихся наборов можно уверенно сказать, что задумка удалась. Среди абитуриентов были ребята из более 20 регионов и 3 стран бывшего СССР. В конечном счете сейчас на программе учится 50% слушателей не из Москвы, что важно для развития и программы, и будущих профессиональных горизонтальных связей.
Важной частью программы магистратуры “Гаража” являются совместные поездки студентов и преподавателей в российские города с целью погружения в локальный культурный контекст. Такие поездки расширяют кругозор, дают возможность обзавестись нужными знакомствами и являются важнейшим этапом профессионального становления.
Первая поездка состоялась в октябре 2019-го года: студенты побывали в Екатеринбурге. За три дня они успели побывать на 5-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, в Уральском филиале ГЦСИ и Ельцин Центре и совершить экскурсию по архитектурным объектам Екатеринбургского конструктивизма, например, по павильону “Бессмертия искусства”.
В Нижний Новгород отправились уже оба набора программы. Они исколесили район Соцгорода, разведали, что происходит в нижегородских художественных галереях и мастерских, зашли в местный крематорий поразмышлять о смерти и даже успели съездить в моногород Выкса, где проходит знаменитый фестиваль “Арт-Овраг”, а художники со всей России расписывают граффити слепые стены многоэтажек».
-------------------------------
Благодарим героев материала за рассказ!
Отдельную благодарность за сотрудничество выражаем Анне Наумовой – пиар-менеджеру Музея «Гараж».