«Разлука с лошадьми длилась около 10 лет, и я сделала карьеру в совершенно другой сфере, спрятав мечту о лошадях куда-то в антресоли подсознания»…
Недавно на почту журнала нам пришло письмо об одном мероприятии, связанном с иппотерапией. Письмо прислала Марина Лукина – специалист по иппотерапии и логопед-дефектолог. Мы решили пообщаться с опытным специалистом и узнать, что такое иппотерапия, как она помогает людям и какие удивительные истории порой случаются в практике Марины. О противопоказаниях и нюансах мы тоже не забыли. Благодарим Марину за уделенное на интервью время и за то, что теперь мы можем поделиться рассказанным вами с нашими читателями.
- Расскажите, как давно вы занимаетесь иппотерапией, проводите занятия?
- Я занимаюсь иппотерапией с 2016 года – именно тогда я впервые по стечению обстоятельств заменила специалиста по иппотерапии, еще не имея никакого профильного образования. И первые ознакомительные занятия открыли для меня удивительный мир, в котором лошади помогают детям и взрослым научиться сидеть, ходить, держать голову, пользоваться руками и ногами, говорить, справляться с собственными эмоциями… Этот список можно продолжать до бесконечности. Уже через месяц я поехала на курсы повышения квалификации по иппотерапии в Санкт-Петербург, через 3 месяца подала документы в магистратуру по логопедии (потому что у неговорящих детей, с которыми я занималась иппотерапией, появлялась речь, и мне стало интересно, почему так происходит и что я могу с этим дальше сделать). Еще через год я прошла профессиональную переподготовку по иппотерапии в том же Санкт-Петербурге, еще через год – закончила курсы профессиональной переподготовки по адаптивной физической культуре, чтобы лучше понимать, как работать со всадниками, у которых есть патологии опорно-двигательного аппарата. И хотя на настоящий момент я сама являюсь преподавателем, все равно продолжаю учиться. По-другому никак: за 4 года моей работы – это порядка 100 детей – у меня не было двух одинаковых всадников, и я должна понимать, как работать с каждым из них.
- Что для вас иппотерапия? Наверняка вы вкладываете что-то свое в этот термин за годы работы.
- В России так сложилось, что иппотерапией называют все подряд: от катания в парке и проката лошадей в конном клубе до реальной иппотерапии и развивающей верховой езды. На самом деле, собственно иппотерапия – это лишь один из методов абилитации и реабилитации с использованием лошади, где всадник сидит пассивно, а лошадь управляется коноводом, при этом само занятие проходит индивидуально и обязательно в сопровождении специалиста по иппотерапии (у которого должно быть базовое медицинское, педагогическое или физкультурное образование + дополнительное образование по иппотерапии). Кроме иппотерапии, есть еще развивающая верховая езда, оздоровительная верховая езда и ипповенция. Для меня всё это – настоящая магия! В профессиональных руках лошади способны творить чудеса, выступая в качестве своеобразного катализатора любой методики – будь то логопедия, АФК или психология.
Я очень люблю приглашать скептиков в конюшню – только не в качестве занимающегося, а в качестве зрителя. Чтобы они своими глазами увидели, Как лошадь влияет на человека: как расправляются плечи, как загораются взгляды, как детки впервые сидят самостоятельно и как молчуны начинают лепетать. И не всегда обязательно садиться верхом: иногда достаточно просто оказаться рядом с этим огромным животным, почувствовать его энергетику.
- Объясните механику иппотерапии? Благодаря чему она может помочь при разных заболеваниях?
- Хочу подчеркнуть, что в России в настоящее время, вопреки существующей мировой практике, все методы абилитации и реабилитации с использованием лошади официально не признаны, хотя имеется достаточная доказательная база, проведено множество любопытных исследований. Эффективность занятий на лошадях обусловлена двумя факторами – психогенным и биомеханическим. Эмоциональная связь с лошадью мотивирует, повышает уверенность – ребенок ведь даже не догадывается, что с ним проводят коррекционную работу! Поэтому у нас не бывает негативизма, который нередко проявляют дети «за столом», устав от многочисленных встреч с дефектологами, логопедами, врачами, где требуют-требуют-требуют… А биомеханика очень проста: шаг лошади, точнее импульсы, которые идут от спины, создают правильный стереотип движения у всадника. Ни одно животное на планете не может таким похвастаться. Если понаблюдать за всадником, шагающим на лошади, то можно увидеть, как его таз, позвоночник и нижние конечности двигаются таким образом, будто человек идет самостоятельно на своих двоих – вот так, пассивно, иппотерапия и способствует обучению хождению.
Впрочем, сначала мы учимся пассивно ползать и держать голову – все на той же спине лошади. Очень важно качество шага, поэтому для иппотерапии не подходят пони, тяжеловозы, рысаки, ослики, которые имеют не подходящую биомеханику движения. Это вовсе не нечто абстрактное, родители сами могут оценить качество шага животного: задними ногами лошадь должна заступать на 1-2 копыта от передних ног. Больные, хромые, возрастные лошади не используются, потому что все свои патологии они передают всаднику – не буквально, конечно, а в виде аритмии движения, а это может быть больно для спастичных мышц (спастичность/спастика – непроизвольное резкое сокращение мышц конечностей в состоянии пассивного движения прим. ред.).
- Вы являетесь логопедом-дефектологом и специалистом по иппотерапии. Как сочетаются эти две специализации в процессе работы?
- Прекрасно сочетаются! Существует огромное количество исследований, доказывающих взаимосвязь работы тела и мозга. Проще говоря, наш мозг управляет движением, но существует и обратная связь: мы можем активизировать работу мозга за счет создания двигательной активности. Конечно, я не засовываю шпатель ребенку в рот на шагающей лошади, не делаю артикуляционную гимнастику (это может быть опасно), но ведь и логопедия – это не только постановка звуков, но и создание речевого импульса, развитие понимания речи, расширение словарного запаса. В прошлом году я защитила диссертацию на тему «Комплексный подход у безречевых детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией, с элементами иппотерапии» и экспериментально подтвердила, что при включении занятий иппотерапией эффективность логопедических занятий значительно повышается.
- В разных источниках пишут, что иппотерапия помогает бороться с психологическими барьерами по части коммуникации. Человек словно переводит опыт общения с животным на общение с людьми. А вы как считаете?
- Наверное, речь об ипповенции, а не об иппотерапии, когда целью занятий является эмоциональное благополучие человека. Таким должны заниматься специалисты психотерапевты, психологи. Я не психолог и не лезу в сферу, о которой имею лишь посредственное представление. Однако по собственному опыту могу сказать, что рядом с лошадью я забываю обо всех проблемах, настроение поднимается как-то само собой. Кстати, примерно то же самое мне говорят родители детей, которые часто добровольно вызываются походить рядом, помочь поводить лошадь.
- Расскажите самую удивительную историю из своей практики?
- Все истории моих детей по-своему удивительны. Например, ко мне привели мальчика, который не говорил: он физически не мог этого делать, потому что его нижняя челюсть не двигалась, не помогали ни массажи, ни остеопат. Мы положили его на лошадь на живот так, чтобы подбородок ребенка касался шеи лошади, и просто шагали. Через два занятия от мамы пришла СМС: «Логопед в шоке! Челюсть двигается!».
Вторая история про взрослую девочку с аутизмом, которая не терпела посторонних людей, очень боялась общественных мест. Мы начинали с того, что занимались в манеже одни, там не должно было никого быть, иначе случалась истерика. Но однажды обстоятельства сложились так, что с нами в манеж вышел еще один всадник – и никакой истерики не произошло. Для меня стало открытием, что всадника на лошади девочка не воспринимала как «опасного чужого»! Я использовала это и стала специально приглашать всадников с нами в манеж (конечно, под моим контролем и с соблюдением техники безопасности) – в результате мы пришли к тому, что в манеже с нами параллельно занимались 4-5 всадников, а также их тренеры. Плохой реакции не было, казалось, даже наоборот: моя девочка проявляла интерес. И в какой-то из дней ее мама мне сказала: «Мы вчера ходили в парк!». Такая рутинная штука – прогулка в парке, которую любой из нас совершал не раз – вдруг оказалась доступна и девочке, ранее не терпевшей общественных мест. Это была победа!
- Почему вы решили связать свою деятельность с работой с лошадьми?
- Я с детства увлекалась лошадьми, даже несколько лет занималась в детской секции по верховой езде, но занятия пришлось оставить в связи с моим переездом в Нижний Новгород ради учебы. Здесь занятия мне были не по карману: я училась на дневном, работала, чтобы оплатить съемное жилье… Разлука с лошадьми длилась около 10 лет, и я сделала карьеру в совершенно другой сфере, спрятав мечту о лошадях куда-то в антресоли подсознания. Даже не знаю, как это назвать – сила мысли? стечение обстоятельств? судьба? Получилось так, что меня попросили сделать рекламу одному новому конному клубу – я выполнила задание так качественно, что мне предложили постоянную работу. И всё! Я с радостью променяла высокооплачиваемую престижную работу на то, чтобы быть рядом с лошадьми. И хотя первоначально я занималась организацией мероприятий, буквально через 2 месяца я обратила внимание на иппотерапию, ну а дальше вы уже знаете. Теперь у меня не только своя лошадь, но и еще одна в аренде.
- Лошадь может стать другом для человека?
- Лошади всё равно, какие мы, сколько у нас рук и ног, видим ли мы, слышим ли, ей безразлично, как мы выглядим и сколько зарабатываем – это безусловное принятие нас такими, какие мы есть, подкупает. Поэтому, да, отношения действительно завязываются! Это чертовски приятно, когда огромное сильное животное узнает звук твоих шагов и приветственно ржет, когда ты еще только на пороге конюшни.
Впрочем, я знаю еще более «нежные» отношения: одна лошадь на моей конюшне не только узнает машину хозяйки, но и защищает девушку в опасных ситуациях. Однажды с конюшни сбежал жеребец, проломив забор загона, где он гулял, с тренировки мимо этого загона, к несчастью, как раз возвращались та самая девушка со своим конем. Так ее лошадь стала защищать хозяйку, крутясь вокруг нее и закрывая собой от опасного жеребца.
- В каких ситуациях иппотерапия может быть полезна? Или же: кому следует обратиться к иппотерапии?
- Я бы начала с противопоказаний – их достаточно много. Например, ломкость костей, острые стадии всех заболеваний, миопия высокой степени, онкология, сколиоз 3-4 степени, патологии шейного, поясничного отдела позвоночника, аллергии – при таких диагнозах занятия противопоказаны. С осторожностью можно заниматься при эпилепсии и судорожной активности, болезнях почек – лечащий врач должен принять решение о целесообразности занятий, а никак не родители и не специалист по иппотерапии. В остальном, занятия на лошадях в большинстве случаев принесут пользу, если вы обратились к квалифицированному специалисту и если используется подготовленная подходящая для конкретных целей лошадь.
Иппотерапия рекомендована при ДЦП, поражениях опорно-двигательного аппарата, развивающая верховая езда будет полезна при различных задержках в развитии; оздоровительную верховую езду мы предлагаем тем, кто уже настолько уверенно сидит верхом, что может самостоятельно управлять лошадью. Есть даже специальные соревнования по адаптивному конному спорту. Ну а ипповенция – беспосадочная работа – рекомендована тем, кто хочет обрести внутреннюю гармонию. Кстати, занятия на лошадях имеют очень серьезный побочный эффект: они вызывают привыкание! Сначала вы хотите приезжать на конюшню все чаще и чаще ради этих бархатных носов, потом начинаете привозить мешками морковь и яблоки, а затем сами не замечаете, как у вас уже заводится своя лошадь… Шучу, конечно. Или нет)
-----------------------------------------------------------------------
Фотографии: АНО НЦИ «Контакт»