Каково быть одновременно психологом и педагогом, гуманитарием и технарем, айтишником и юристом, а также немного ясновидящим?.. Тяжело, наверное, но очень интересно. Все эти качества и умения в той или иной степени должен сочетать в себе рекрутер. Рекрутер занимается подбором кадров для фирм, он анализирует огромное количество информации о десятках людей, проводить с собеседования с соискателями и своим выбором «предугадывает» будущее организации, ведь именно от кадров зависит её успех. Об этой актуальной на сегодняшний день профессии мы расскажем вам в данном материале. А точнее вы получите рассказ из первых уст от успешного рекрутера Василия Комолова из компании EPAM.
Василий Комолов уже 15 лет занимается подбором сотрудников в IT-компаниях. Свою карьеру он начинал в Intel, а сейчас работает в нижегородском офисе EPAM. Мы попросили Василия рассказать, насколько IT-рекрутеру нужно разбираться в технологиях, сможет ли робот в будущем заменить специалистов его профиля и как в ближайшее время будет развиваться IT-рынок Нижнего Новгорода.
- Василий, расскажи, рекрутер – это то же самое, что кадровик или эйчар? Или между ними есть разница?
- Разница есть. Если в двух словах, то рекрутер ищет и собеседует кандидатов в компанию, кадровик занимается их оформлением и ведением документации, а HR-специалист отвечает за развитие и мотивацию сотрудников.
В небольших фирмах все эти обязанности может выполнять один человек. В крупных компаниях их, как правило, распределяют на несколько людей или даже отделов. Лично я всегда занимался чистым рекрутингом.
- Как ты вообще попал в рекрутмент?
- Абсолютно случайно. Увидел в университете объявление о том, что в отдел рекрутинга компании Intel требуется стажер. В то время, а это был конец 2002 года, я вообще ничего не слышал о рекрутерах. Но все равно решил отправить резюме – привлекло название работодателя.
Я прошел собеседование и начал работать. Сначала мне давали самые простые задачи, например, распечатать резюме или заполнить форму о приеме человека на работу. Через месяц-полтора я уже начал сам искать кандидатов и проводить собеседования.
- А насколько хорошо ты был знаком с миром IT?
- Я вообще не был с ним знаком. По первому образованию я переводчик, по второму – пиарщик.
Первые месяцы работы в IT-компании я чувствовал себя гуманитарием в техническом лесу. Все люди вокруг меня говорили на смеси русского, английского и программистского. А мне было неловко признаться, что я чего-то не понимаю. При этом хотелось качественно делать свою работу. Тогда я начал ходить на технические совещания и активно общаться с сотрудниками и менеджерами, стал читать компьютерные журналы и новости о развитии IT-индустрии
- То есть IT-рекрутеру обязательно нужно разбираться в технологиях?
- Хорошему – да! В принципе, можно вообще ничего не понимать в IT и искать кандидатов, сравнивая ключевые слова в резюме и в описании вакансии. Но с такой задачей сможет справиться и робот. Поэтому лично я – за то, чтобы рекрутер как можно лучше разбирался в той сфере, в которой работает.
- В современном рекрутинге уже есть разделение на сорсеров – тех, кто занимается только поиском кандидатов, и интервьюеров – тех, кто проводит собеседование. По-твоему, с обязанностями первых сможет справиться и робот?
- Нет, я считаю, что робот может заменить только самых низкоквалифицированных сорсеров – тех самых, кто сравнивает слова в вакансии и резюме без понимания сферы. А вот работу опытных специалистов, которые умеют мастерски формулировать поисковые запросы и находить кандидатов не только на работных сайтах, автоматизировать вряд ли получится.
Есть рекрутеры, которые могут понять, подходит им кандидат или нет, просто узнав его бывшее место работы. Потому что они разбираются в IT-рынке и знают, какие технологии используются в той или иной компании. Не думаю, что робот сможет так же.
- Но ведь кандидата в компанию собеседует не только рекрутер, но и технический интервьюер. Зачем вообще нужен посредник в лице рекрутера?
- У рекрутера и технического интервьюера разные задачи. Рекрутер должен не только найти подходящего кандидата, но и рассказать ему о вакансии и о компании так, чтобы человека заинтересовать. Ему фактически приходится «продавать» компанию, особенно если она не очень известна на рынке.
После этого в игру вступает технический интервьюер. Он уже оценивает технические знания соискателя и принимает окончательное решение
- Что самое интересное в работе IT-рекрутера?
- Во-первых, возможность постоянно учиться новому. IT-индустрия меняется очень быстро, индустрия рекрутинга не отстает, поэтому постоянно нужно быть в курсе, какие инструменты и технологии появились, а какие вышли из моды или уже неэффективны.
Во-вторых, общение с действительно крутыми ребятами. Мне нравится осознавать, что я работаю в одной команде с людьми, которые делают мир комфортнее и технологичнее.
В-третьих, стирание границ. Если знаешь языки и не привязан к месту, можно работать вообще из любой точки земного шара. Например, живя в Нижнем Новгороде, я занимаюсь рекрутингом для офисов своей компании в США, Швейцарии, Германии.
- А что, по-твоему, самое сложное в такой работе?
- Постоянно держать руку на пульсе индустрии. Это интересно и сложно одновременно.
А еще осознавать, что результат твоей работы не зависит от тебя на 100%. Ты можешь сделать все возможное и невозможное, а твой кандидат не примет предложение о работе – передумает или найдет другой вариант. У меня таких ситуаций было много, и со временем я научился воспринимать их как данность.
- Ты уже целых 15 лет в рекрутменте. Никогда не жалел о своем выборе?
- Нет, не жалел. Иногда, конечно, появлялось желание попробовать себя в чем-то новом. Но это были смежные направления внутри HR-отдела.
Последние два года я руковожу командой рекрутеров в IT-компании EPAM. Мы ищем кандидатов на российские и зарубежные проекты компании.
- В конце апреля EPAM открывает офис в Нижнем Новгороде. Расскажи, почему компания решила прийти на IT-рынок нашего города?
- За то время, что я работаю в EPAM, мы с моей рекрутинговой командой прособеседовали очень много кандидатов из Нижнего Новгорода. Многие из них не смогли принять предложение о работе, потому что не хотели переезжать в другие города. При этом было видно, что у них достаточно высокая квалификация. Тогда мы подумали: а не открыть ли нам офис в Нижнем?
Но одного желания было недостаточно. Мы провели большое исследование IT-рынка города, используя информацию из LinkedIn, HeadHunter, материалов с анализом рынка труда. И тогда было принято окончательное решение – офису быть.
За пару месяцев мы приняли на работу больше 20-ти нижегородцев. Пока они работают из дома, но уже скоро мы переедем в наш новый офис – сейчас там заканчивается ремонт
- Как приход новой компании повлияет на IT-рынок Нижнего Новгорода?
- Думаю, для него это будет неплохая позитивная встряска. В Нижнем Новгороде много IT-компаний, но в последнее время открывались либо стартапы, либо небольшие офисы крупных компаний, рассчитанные на 30-50 человек. EPAM – новый крупный игрок на IT-рынке, который сможет предложить нижегородским айтишникам интересные задачи в международных проектах.
EPAM в Нижнем Новгороде будет заниматься сервисом по разработке готовых продуктов. Это направление бизнеса, подразумевающее, что компания участвует в полном цикле создания решения для заказчика – от идеи до выхода на рынок. При этом проекты у нас самые разные: это может быть и мобильное приложение, и онлайн-магазин, и игра с дополненной реальностью.
В нижегородскую команду будут входить не только разработчики, тестировщики и бизнес-аналитики, но и специалисты по Big Data и Data Science. Сотрудников, которые хотят начать работать в этих направлениях, будем обучать. Это новое предложение для нижегородского рынка.
А еще мы планируем развивать в Нижнем Новгороде экспертизу интернета вещей. Такого направления пока нет ни в одном российском офисе EPAM.
Фотографии с петербургской конференции HR API