Современная тенденция такова, что кальянные в России можно сравнить с барами в Америке. Это считается прибыльным делом. Вопрос лишь в том: чем удивлять посетителей? Обычной кальянной нынешнего потребителя не удивишь. Кто-то создает подобные заведения чисто для своей большой «тусовки», у кого-то кальянная вызовет интерес, если в нее вложить огромное количество денег. Городской интернет-журнал «Невод» заглянул в одну из кальянных нашего города — Werkbund House на улице Рождественской и пообщался с её совладельцем Михаилом Кузнецовым.
– Расскажи, с чего начинался ваш бизнес в кальянной индустрии?
– Все началось с того, что мы сделали первую чашу — это была первая и самая большая наша победа. Она впитала в себя лучшие качества современных фанелов (кальянная чаша — прим. ред.). Три сорта глины, три оригинальных обжига, отсутствие пористости и глазури обеспечивают теплопередачу без перегревов, микротрещин и искажений вкуса.
Потом мы решили сделать наш первый деревянный кальян. Эта идея показалась нам интересной, а с учетом того, что рынок заполоняли в значительной массе стеклянные кальяны, мы подумали, что наша продукция может понравиться. Необходимо было лишь наладить производственный процесс. Подыскали помещение. Оно показалось нам большим. Тут и пришла идея сделать кальянную.
– Другими словами, это был некий риск?
– Безусловно! Все мы не из Нижнего, круг общения у нас был достаточно узкий. Представьте, у нас нет знакомых и мы, на тот момент, 24-ая кальянная в городе. Мы вложили всё, что у нас было в это дело. Перед открытием у нас не осталось денег даже на чай и печенье. Но успокаивало только одно: в городе такого нет. Несмотря на то, что с кальянной мы были далеко не первые, за счет своей уникальности мы смогли засветиться. На следующее утро после открытия я встал и небольшим ужасом понял: «Все! Назад дороги нет».
– Скажи, каковы особенности ваших кальянов?
– Мы используем в основе технологии 16 века. Глина работает как термос, поэтому в древности глиняные крынки использовали, чтобы, например, сохранять молоко прохладным. А так как кальян принято курить на холодной воде, то глиняная чаша позволяет намного дольше, чем стеклянная поддерживать нужную температуру: залитая холодная вода даже на следующий день будет холодной. Казалось бы, вода и глина не могут существовать друг с другом, но тут нам помогают современные технологии. Мы обжигаем колбы при высокой температуре и покрываем внутреннюю часть глазурью. У нас колбы падали со столов и не разбивались, мы даже на них прыгали – не раскалываются.
«Шахты» у нас - деревянные. Внутри каждой – долговечный пищевой алюминий диаметром 16 миллиметров, оригинальный диффузор. Дерево отводит жар, не давая дыму перегревается. Создать красивый, надежный и долговечный мундштук, с износостойким силиконом и оригинальным коннектором. И да, сделать этот мундштук из дерева. Эту идею получилось реализовать, благодаря пищевому алюминию диаметром 10 миллиметров, четырём слоям лака, качественному медицинскому силикону и «антивандальной» оплётки.
– Чем ещё ваша кальянная отличается от других подобных заведений нашего города?
– Наша специфика заключается в том, что мы даём посетителям дегустировать кальяны. Иными слова, мы сделали кальян, но получить общую картину нам сложно – нужно субъективное мнение.
Самый важный момент – мы не позиционируем себя как кальянная. Люди, которые к нам приходят – это не посетители, а гости. МЫ не ставим себе цель получать прибыль от кальянной. Гости приходят и тестируют: нравится – не нравится. Чтобы получить искренний отзыв очень важно быть доброжелательным и гостеприимным. У нас свободный счёт и это наш осознанный выбор. Но гости всё равно оставляют достаточную сумму, потому что понимают, сколько стоит хорошо сделанный кальян.
- Если вы не ставите целью кальянной получение прибыли, то за счёт чего живёт и развивается ваш бизнес?
- Продажа кальянов. За этот год мы научились их делать в несколько раз лучше. Сейчас активно работаем над тем, чтобы выйти на западный рынок. К сожалению, в России нет большого интереса к покупке кальянов подобного рода, а для иностранцев это будет диковинка. Также под брендом Lamma 66 мы делаем аксессуары ручной работы из аутентичных материалов.
- Аксессуары вы делаете сами?
- Раньше все заказы отвозили на производство, но однажды нам поступил большой заказ, и было принято решение о покупке собственно станка. Теперь всю свою продукцию мы делаем на собственном аппарате.
Самое распространённое – это, конечно, деревянные панельки для iPhone. Мы тестировали достаточное количество материала. Раньше, например, использовали дуб, но он через два месяца рассыпался. Было еще много вариантов, но в итоге остановились на том, который используем и сегодня – это красное дерево.
Потом мы начали делать деревянные галстуки-бабочки, которые сейчас очень популярны. Не могу сказать, что мы открывали что-то новое, главное – делали это качественно. Мы гордимся – это наше «ноу-хау» – снепбеки (одна из разновидностей бейсболок – прим. ред.) с деревянным козырьком.
P.S. После нашего разговора Михаил показал тот самый станок и мастерскую, где и создаются, не побоюсь этого слова, шедевры. В мастерской стояло более 30 уже готовых кальянов, которые ждали своих будущих владельцев. У ребят дела идут в гору, а они и не думают останавливаться.