Люди

Денис Федотов: «Хватит ли у человека смелости и терпения до конца быть собой?»

О том, почему не всякому надо быть вторым Алексеем Навальным, почему публичные выступления уже не так страшны, как раньше, и почему так важно иметь собственную индивидуальность 



25.05.2017 12:45:11 Наталья Бадьина
0 431

Мы привыкли связывать ораторское искусство с античностью, с Древней Грецией и Древним Римом, с эпохой, когда впервые появилась публичная политика. Но что происходит с ремеслом публичных выступлений в современности, кто он – хороший оратор и как им стать, «Неводу» рассказал бизнес-тренер Денис Федотов – автор проектов Корпоративный университет и Первый Ораторский Клуб.



 «Важно научиться точно оценивать ситуацию и содержание, которое в ней будет уместным и нужным» 

- Ораторское мастерство полезный и, по-моему, очень интересный навык. Есть история, которая привела вас в эту сферу?


- Да, только, скорее, не к ораторскому мастерству, а к тренерству. Еще когда я был студентом, к нам приехал Владимир Козлов – ведущий тренер по переговорам в России. Меня поразила его работа, как он легко общался с залом в 200 человек. После этого я и решил заниматься ведением тренинговых групп. Что касается тренерства по ораторскому мастерству, история связана с восхищением работы другого человека, Сергея Шипунова, руководителя Университета риторики и ораторского мастерства. У него я прошел свой первый тренинг по публичным выступлениям, а затем учился вести эти программы. После чего появился Первый Ораторский Клуб. Начавшись как бизнес-проект, сейчас, к приятному удивлению, он все больше становится общественным.


А еще, для меня было открытием, что слово оратор от латинского orare – «просить». Вся человеческая жизнь состоит из того, что каждый о чем-то просит других людей. И нам это не нравится, потому что без специальной подготовки в этом мало приятного. Публичная речь – это самостоятельный навык, как изучение иностранного языка. Если соединить вместе эти две метафоры, то получается, что для успеха в жизни нужно уметь просить на специальном для этого языке. Этому мы и учим.


- И этот навык требует практики.


- Он требует практики – раз, знания – два и внутреннего подвига, преодоления себя – три.


Это новая вещь, и чтобы быть уверенным, что все получится, надо испытать себя в стрессовой ситуации, как мы и делаем на наших занятиях. После этого публичное выступление не вызывает мандража. Преодолев на тренинге гораздо более высокую планку, публичное выступление становится естественным, как обычный разговор.


- А где в Нижнем Новгороде можно применить свои знания по ораторскому мастерству?


- Первый Ораторский Клуб в «Циферблате», мы специально для этих целей создали такую площадку. Обычно на занятии 6-12 человек, а всего около пятидесяти участников. В планах запустить другие проекты, в которых люди тоже смогут проявить себя как ораторы. Но здесь будет не только отработка самого навыка, но и подготовка интересного содержания, чтобы слушатели могли действительно перенять для себя нечто полезное.


Как, например, Pecha Kucha, когда у оратора есть 20 слайдов по 20 секунд на каждый. Такую подачу придумали японские инженеры. После ряда слишком долгих совещаний они договорились, что каждый выступает в таком формате. Это распространилось. Сейчас данный формат используют для выступлений на различный темы, это здорово бодрит. И было бы лучше, если бы корпоративные совещания или отчеты проводились в таком ключе. А вообще, у нас есть множество идей.


Циферблат.jpg


- Практика практикой, но еще важная составляющая – обратная связь.


- Конечно, это причина номер один, почему происходят изменения. Есть правила, как ее следует давать. И наши тренинги мы всегда начинаем именно с этого, как дать обратную связь так чтобы ею не покалечить и дать пищу для изменений.


- Но всякий ли человек может стать хорошим оратором?


- Если мы имеем в виду яркого и харизматичного ведущего или спикера, то хочется сказать, что всякий. Мы живем в такое время, когда повсюду говорят: «У тебя всё получится, ты сможешь, если захочешь». А мне кажется, что это не так. И это связано не только с желанием, но и с внутренними установками. Если у человека никогда не было стремления быть в центре внимания, но вдруг к середине жизни оно появляется, то с помощью упражнений можно развить в себе навык. При этом человек может выступать публично, у него выработается свой собственный стиль, но он не будет связан с подачей, какая есть у харизматичных ораторов, к примеру, у Алексея Навального или Владимира Жириновского. Это люди, которые могут своей речью захватывать внимание, они привлекают своей энергетикой.


А есть те, кто обладает энергетикой содержания. У таких ораторов нет громкого голоса или сильной жестикуляции, но люди слушают их, даже если первые заикаются.


В общем, научиться ораторскому мастерству можно, но стать вторым Навальным или Жириновским – это уже сложнее.


- Насчет Владимира Жириновского: для людей у него создан определенный игровой образ. В жизни он, возможно, совсем не такой. Он образованный, очень умный человек, однако из-за имиджа люди воспринимают его иначе.


- Выход на публику, это особый контекст, который подчинен своим правилам. Мы не можем поступать так же, как при обычной коммуникации. Даже если оратор искренний, и мы говорим, что его слова тронули до глубины души, это все равно подготовленная речь для данного контекста. Может быть, она не отрепетирована, но создана для этого случая. Поэтому да, у Жириновского свой имидж, он может быть другим человеком, и это нормально.


С другой стороны, наш публичный образ – это отдельная сторона личности, и она тоже наша. Когда разговариваю с вами, я могу быть одним, а когда провожу тренинг – веду себя иначе: у меня другая динамика, другие слова. Это самостоятельная сторона нашей личности, через которую мы самовыражаемся. И каждый хочет, чтобы она проявилась, поэтому и ходят к нам на ораторский клуб.


- Думаю, это касается не только ораторского мастерства. Когда человек общается, то в компании друзей он раскрывается с одной стороны, окружающие воспринимают его соответствующим образом, а в другой среде этот же человек предстанет иначе.


- В каждом контексте человек раскрывается разными сторонами. Но не потому, что он двуличный, а потому, что контекст требует другой манеры, подачи для достижения той или иной цели. Хороший оратор понимает эти контексты и умеет с ними работать. На собеседовании я могу сказать, что я классный специалист, у меня есть следующие награды. А если в личном общении ваш друг начнет говорить о своих достижениях, то первые пару примеров вы за него порадуетесь, а потом это может начать раздражать. В личном общении нам хочется узнать чувства, истории, переживания. Важно научиться точно оценивать ситуацию и содержание, которое в ней будет уместным и нужным.

 

bd616600cb28107889d5027eb5c7b9f7b3400cbb.JPG


«У человека должны быть цель и видение, как его слова отразятся на жизни других людей» 

- Какие черты характера необходимы хорошему оратору и какие самые не подходящие?


- Главная ошибка – думать о себе. Потому что когда оратор сосредоточен на том, как его воспримут, он теряет из зоны внимания нужды аудитории, теряет возможность быть полезным. Он не чувствует этот момент, а сосредоточен на себе.


Вторая ошибка – не думать про себя. Если я заранее не продумаю, какое впечатление должно от меня остаться, чтобы моя цель была достигнута, то может случиться сюрприз. Поэтому отсутствие подготовки – очень значимая ошибка. Стоит подумать про свою цель, подумать про публику и подумать про себя: какой результат хочу получить, в каком контексте и как мне следует себя подать.


- А если человек очень стеснителен, но ему предстоит важное выступление, до которого немного времени. Как подготовиться? Что сделать в первую очередь?


- Это решается. Тут две задачи: как подготовиться за короткое время и как это сделать стеснительному человеку.


Как подготовиться: в зависимости от цели, от контекста. Здесь тоже есть свои нюансы. А то, что великолепно снимает момент волнения – это проговаривание своей речи вслух – перед зеркалом или перед слушателями. Нам надо проговорить текст, чтобы наш речевой аппарат привык к этим словам. К тому же у нас есть письменная и разговорная речь. Когда мы произносим подготовленный нами текст, то понимаем, что вот тут не стоит выражаться так сложно, а здесь наоборот – надо что-то раскрыть. Так мы переводим письменную речь в устную. Потому у людей и бывают проблемы: многие думают, что раз я написал, значит, готов, а это огромное заблуждение. Надо несколько раз проговорить свою речь. А стеснительному человеку надо сделать это в три раза больше. И уверенность появится.


- Говорят, что страх публичных выступлений на втором месте после страха смерти. Это действительно так? И какие есть приемы, чтобы этот страх минимизировать?


- Эта статистика любопытна. А как вам кажется?


- Многие с ней не согласны.


- Да, этой статистике лет 20. Раньше не было столько возможностей для публичной коммуникации, как сейчас, не был развит интернет, не было видеотрансляций...


Мне кажется, что эта статистика уже должна быть другой. Сейчас для нас публичная коммуникация – часть жизни. И слова, что она на втором месте после страха смерти, вызывают улыбку. Это было справедливо, когда для каждого человека выступление являлось редким явлением, торжественным и ответственным моментом. В наше время тоже такое есть, но это точно не второе место.


355d6b974387ba55a08bca60f77b94fe047e6b3d.JPG


- Сейчас действительно очень много возможностей. Взять те же прямые трансляции: Instagram, Вконтакте. Но это не значит, что человек становится хорошим оратором. Люди не стесняются выступать, но иногда это выглядит плохо, даже нелепо.


- Да, поэтому повышается значимость контента. Если раньше было важно хватает ли мне смелости говорить, выступать с не дрожащим голосом, не трясущимися руками, то сейчас же главная сложность в том, что сказать. Тот, кто даст людям интересное содержание, и будет востребован.


- Идет гонка за контент. Слишком много всего, обществу требуется что-то оригинальное.


- Все идет к тому, что важной будет сама личность. Мы живем в мире идей. Человек, который продуцирует и упаковывает идеи – вот оратор нового времени. Нового контента много, но хороший оратор может так его преподнести, чтобы на это обратили внимание, а в первую очередь это происходит за счет личности. Личность же складывается из внутренних убеждений, ценностей. У человека должны быть цель и видение, как его слова отразятся на жизни других людей.

 

«Надо постоянно узнавать себя»

- Еще в тему страха. Допустим, такая ситуация: человек уверен в себе, настроен, выходит на сцену и моментально впадает в ступор. Что делать? Отшутиться, извиниться?


- Понять и простить себя. Нас подведет внутренний диалог. Плохо, если я впадаю в ступор и думаю: «Дурак, забыл, вечно у тебя так». Надо начать говорить себе поддерживающие слова: «Мы разберемся. Мы готовились. Мы всё знаем и нам есть, что сказать». Это проблема старта, поэтому при подготовке на начало надо обратить особое внимание.


В нашей программе есть несколько ступеней, одна из них как раз учит тому, что делать, как импровизировать, если потерялись в выступлении.


Надо хорошо почувствовать себя и аудиторию, поэтому можно начать с вещей, не связанных с этим выступлением. К примеру, рассказать историю, которая помогла прийти к этой идее. Конечно, это должно быть что-то новое, а не «Пока я ехал к вам…».


Еще важно доверие к себе, которое возникает из идеи «я могу это сделать». Надо несколько раз выступить на разные темы, тогда сложиться ощущение, что вы выплывете из любой ситуации.


Итак, первая идея – «я могу», это убеждение, во-вторых, можно начать рассказывать, как пришел к этому, мнение других людей, пример до и после. Интересный вариант, когда выступление начинается с истории, а о том, как она закончилась, вы обещаете рассказать в конце своего выступления, чтобы была понятна суть идеи. Это создает интригу и привлекает внимание.


Циферблат2.jpg


- Тогда какой-то необычный подход лучше, чем стандартные выступления?


- Стандартное выступление, это когда оратор не включен в само выступление. Поэтому оно превращается в таковое.


Нестандартное – когда я хочу, чтобы люди очнулись, чуть-чуть поменялись. Джон Кеннеди говорил, что выступать перед публикой нужно, если вы хотите изменить мир, иначе какой в этом смысл. Если я могу влиять на людей своим выступлением, то да, это стоит делать.


- Есть различные приемы, чтобы, допустим, удерживать внимание публики. Но может получится так, что ничто не срабатывает. Что делать?


- Лучший привлекатор внимания – сам оратор с его подачей – это контакт глаз, громкость и скорость речи, интонирование, жестикуляция... Я бы начал с этого.


Во вторую очередь – приемы взаимодействия с аудиторией – вопросы, которые мы задаем сами себе: «И что мы получим в результате? К чему придем? Вы меня спросите, почему я так уверен в этой идее?». Оратор не ждет, что люди начнут отвечать, но у всех создается ощущение, что это диалог. Вопросы – важная вещь, потому что наше сознание так устроено, что мы не можем на них не ответить. Это привычка, отработанная миллион раз. Вопрос посылает команду поиска ответа: мозг, как собака за палочкой, бежит за ответом на вопрос.


А если мы задаем вопрос аудитории, то лучше, чтобы он был закрытый – предполагал ответ да или нет. Люди могут быть в замешательстве от открытого вопроса, когда неожиданно им нужно дать развернутый ответ, это напрягает. Или наоборот, найдется такой говорун, что перехватит у оратора инициативу. И придется все выступление на него отвлекаться.


Доказано: все, что движется, привлекает в 20 раз больше внимания. Поэтому оратор время от времени должен перемещаться, жестикулировать, показывать видео, вызывать на сцену, сам может выходить в зал. Меняется его позиция и локация внимания аудитории.


436c8674e04e2645a34fd8408a24137c5c8298b4.JPG


- Каждому ли необходим навык ораторского мастерства? Или люди, чья деятельность не связана с выступлениями, с общением, могут обойтись без него?


- Например, у каждого ребенка, который пошел в школу, есть способность к математике. Наверное, не все, станут великими математиками и даже не все будут связаны с этой сферой. Но знать какие-то азы необходимо для жизни. Так и здесь. И еще один момент. Ораторское мастерство – это не только выступление перед публикой. У каждого человека есть сторона личной, публичной, профессиональной и общественной коммуникации. Это значит, что даже если вы не выступаете публично, вы все равно попадаете в контексты общения, где вам нужен результат: на собеседовании, в личном общении, даже в разговоре с попутчиком в самолете или поезде. И потому, этот навык нужен всем, но в разной степени, и для разных ситуаций. В каждом случае будет требоваться отдельный набор умений.


- Мы привыкли ассоциировать ораторское искусство с античностью, но оцените современное состояние этого ремесла, и как вы думаете, что ждет это направление в будущем.


- Сейчас происходят удивительные вещи. Возможности быть публичным увеличились в сотни раз. Я могу снимать себя не только на видеокамеру, но и на телефон, ноутбук или планшет и быть известным широкой аудитории. Раньше такого не было. Думаю, можно много упустить, если не развиваться в этом. Уже сейчас востребованы курсы по видеокопирайтингу, голосовые тренинги и занятия. То, что раньше умели единицы, будут уметь почти все. Этого требует время, в котором мы живем.


Возможности будут расти, больше людей будут становиться публичными. Но в этом потоке важно иметь собственную индивидуальность, которая существует, как опора. Думаю, дальше будет мир этих индивидуальностей, непохожестей. Встанет вопрос: хватит ли у человека терпения и смелости найти и проявить свою индивидуальность. Если же он будет в зависимости от ситуации подбирать слова, имидж, то это не станет хорошим путем. Это обычно помогает адаптироваться в обществе, но не заслужить его доверие и внимание. Нужно опираться на свою веру, свои внутренние ценности. И если они по природе своей позитивны и помогают жить, это будет востребовано

    

Фото: Анастасия Невская и из личного архива Дениса Федотова 

 

 

 

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 111
Люди Роман Косолапов и Сергей Михеев Руководители Фотошколы 2.8 о том, как выбрать фотографа, о будущем фотографии и о том, почему пост в Instagram через 24 часа превращается в тыкву в отличие от качественного кадра
0 56
Люди «Мне нравится удивлять слушателей», – Дерек Браун Nevvod побеседовал с саксофонистом-инноватором Дереком Брауном и теперь делится услышанным. О его джазовых фокусах и впечатлении о России читайте в нашем материале
0 149
Люди «Для меня комиксы выразительней литературы», – Симон Кинер Швейцарский создатель комиксов Симон Кинер о воркшопе в галерее FUTURO, креативности русских, расстояниях и высоком уровне арта в России
0 156
Люди Иван Горшков: «Найти и улучшить!» Беседа об искусстве на дружеской волне – интервью с художником года по версии COSMOSCOW, Иваном Горшковым
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)