Культура

«Вечные сюжеты» на картинах. Тогда и сейчас

Сравниваем, как художники прошлого и настоящего обращаются к «вечным сюжетам». Узнаем, как изображали свадьбу, любовь, войну и быт

18.07.2020 14:56:58 Анастасия Степаненко
0 224
Мы решили поразбираться и сравнить, как одни и те же (казалось бы) темы изображали художники прошлых столетий и как это делают наши современники.


Началом нашим будет свадьба

Свадьба – это не только праздник и «пир горой», но также событие, наполненное таинством и обрядами. Чем точно схожи картины современных художников и художников прошлого, так это тем, что на первый план часто выходит само торжество. Не всегда показаны жених и невеста, а в картине нашего современника Алеса Кочевника (листайте слайдер ниже) даже не ясно, кто кем является.

В картинах прошлого часто просматривается помпезность, стремление украсить изображение. Заметно, что особенно старательно художники писали платья невест. Они всегда роскошные, с большим количеством оборок и кружев. Но сами невесты не всегда радостно переходят на новый этап жизни. Невестам тяжело прощаться с миром своего детства и юношества, такие моменты заметны на картинах с подготовкой к свадьбе.

Также художники прошлых эпох зачастую обращаются к моментам выполнения обрядов и соблюдения традиций, таким, как выкуп невесты или сватовство. 



1. Алес Кочевник. Свадьба. 2013. Картон, акрил, фломастеры.
2. Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962.
3. Михаил Зичи. Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны. 1867.
4. Фирс Журавлев. Перед венцом. 1874.
5. Фирс Журавлев. После свадебной церемонии. 1874.
6. Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1566–1567.
7. Василий Пукирев. Неравный брак. 1862.


Художники современности же реже обращаются к свадебной теме, в целом. А еще они не используют тщательную рисовку, академическую школу сейчас вообще редко можно встретить. Образы словно еще не завершены и являются лишь фантазией, не совсем воплотившейся в реальности.

Раньше для живописца было важно передать точно то, что он наблюдает, а теперь куда важнее чувства и эмоции, которые появятся у зрителя, когда тот увидит выражение мыслей автора. Куда важнее метафизика восприятия картины и ее идея, последующая за наблюдением рефлексия.

Особенно интересной, на мой взгляд, является картина Юрия Пименова «Свадьба на завтрашней улице» (1962). На ней изображено не только образование новой ячейки общества, но также развитие города, зарождение его современного облика. Очень символично показан переход от прошлого к светлому будущему, не только влюбленной пары, но и улицы, города, даже страны.

«Скажите, Вы когда-нибудь любили?»

Любовь – прекрасное чувство. Оно толкает на подвиги, на необдуманные зачастую поступки. Но также любовь (платоническая ли, любовь между матерью и ребенком, страстная любовь между мужчиной и женщиной… любая) вдохновляет живописцев на создание произведений.


1. Юрий Пименов. Лирическое новоселье. 1965.
2. Дэниэль Дэль Орфано. Красный зонт. 2000-е годы.

Произведения современных художников пропитаны романтикой. Некоторые передают буйство любви с помощью ярких красок, другие показывают ее нежность. Художники творят в различных жанрах и техниках (к примеру, Леонид Афремов использует нож вместо кисти), передавая чарующий миг с множеством смыслов.

Картины современных художников попадают в самое сердце. Они и нежные, и динамичные. Неизвестно, встречаются влюбленные или прощаются: задача определить это ложится уже на зрителя. А художник будто дотрагивается до наших чувств.



Картина Леонида Афремова


Художники прошлого стараются тонко передать чувство, сопровождающее людей на всем пути жизни. Они показывают любовь, как правило, нежной и романтичной. Картины часто написаны в пастельных тонах. На первый план выходят любящие друг друга мужчина и женщина как архетипические образы.

И современные художники, и творцы прошлых эпох показывают любовь через сближение (физическое, зачастую через поцелуй).


1. Э.-К. Берн-Джонс. Пигмалион и Галатея. 1868–1870.
2. Пьер-Огюст Кот. Первая любовь. 1870.
3. Франческо Айец. Поцелуй. 1859.
4. Густав Климт. Поцелуй. 1907–1908.


«Выиграна война, но не мир»


Художники находят вдохновение даже в таком сложном и неоднозначном явлении, как война. Живописцы передают на своих полотнах боль за родных и близких, документируют время «в полях», демонстрируют перемены в быту во время войны; показывают радость народа от окончания войны.

Мария Иванова-Очерет в густых темных красках изображает тему ценности человеческой жизни:


очерет.jpg

Мария Иванова-Очерет. По крови. 2010-е годы.


очеретбл.jpg

Мария Иванова-Очерет. Ленинград. Блокада. 2004.

Интересно, что картины о войне прошлых лет, так и современные, в целом, можно разделить на две группы. Первая – изображение хода войны, вторая – изображение долгожданного окончания войны. Картины из условной первой группы всегда мрачны, они давят на зрителя болью, с которой связана война. В картинах второй группы, наоборот, много ярких и светлых красок, внушающих веру в будущее; хотя вся эта радость – все равно со слезами на глазах.

Отдельно пару слов о празднике Дня Победы. На картинах художников XXI века можно увидеть 9 мая таким, каким знаем его мы; и сравнить с изображением парада советских времен. Художники-современники пишут семейные застолья, постаревших ветеранов с медалями и весну как символ победы и начала новой жизни.


в1.jpg

Сергей Ишков. Песня. 2000.


в4.jpg

П. Кривоногов. Капитуляция фашистских войск в Берлине. 1946.


в2.jpg

П. Кривоногов. Победа. 1948.


Документируя повседневность


Отойдем от темы войны. Давайте посмотрим на мирный быт, нашу повседневность, как ее изображают живописцы?

Современные художники часто обращаются к теме обычной жизни. А в контексте домашнего быта нередко пишут женщин, хлопочущих по дому. Эти картины похожи на отрывки из одного и того же кинофильма. Они дополняют друг друга, но также могут существовать и самостоятельно. А еще они поражают своей разнообразной цветовой палитрой!


б1.jpg

Андрей Коуч. Бытовые зарисовки. 2010-е годы.


б2.jpg

Картина Кэролин Уолкер. 2010-е годы.


Художники прошлого, в свою очередь, обращались к крестьянскому быту, к его трудностям, но также и к моментам отдыха, моментам объединения семьи и народа.

В картинах, посвященных быту, люди расслаблены, они получают удовольствие от того, что с ними происходит, они вне времени, которое несется мимо них.




1. Константин Маковский. Крестьянский обед во время жатвы. 1871.
2. Алексей Венецианов. Спящий пастушок. 1823–1826.
3. Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861.

У художников прошлого и настоящего есть много различий в стилях и в идеи произведений. Но и те, и другие обращаются к «вечным» темам и можно найти много общего в их картинах. Художники преимущественно пишут людей и их жизнь, обращаются к различным стадиям жизни и развития людей, к различным историческим моментам. 


Иллюстрации из сет интернет













0 комментариев
Другие статьи по темам
0 232
Кино Любимая анимация под новым углом: Макото Синкай Продолжаем разбираться в пасхалках и символах анимационных фильмов. Сегодня сравним два самых популярных аниме Макото Синкая
0 299
Культура Современный Раскольников – почему бы и нет? Продолжаем рубрику «Характеры и портреты». Сегодня порассуждаем о современном образе Родиона Раскольникова и нарисуем его портрет
0 144
Кино Мифология в анимации. Мультфильм «Белая Змея» Всем, кто хочет проникнуться атмосферой загадочной Азии, ценителям анимации и хорошего сюжета: о фильме «Белая Змея» и мифе, в нем заложенном

Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)