Российский кинематограф претерпевает очень сложный период. Массовое кино страдает от вторичности и пустоты, тогда как авторское кино страдает от недостатка бюджета и рекламы. Режиссёр Виктор Демент и его «Находка» встали на защиту второго и у них получилось.
Идея фильма очень проста. Старший инспектор рыбнадзора Трофим Русанов привык судить людей. Обострённое чувство справедливости не позволяет ему видеть нюансы человеческого характера, их мотивы и побуждения. Для него не существует самого понятия «тяжести» проступка. В этом и состоит главная идея «Находки»: жизнь намного сложнее разделения на правильное и неправильное, чёрное и белое. Чтобы понять эту простую истину, Трофиму приходится пережить моральное потрясение и вынести урок, решивший его судьбу.
Игра актёров трогает. Актёрский состав фильма полностью ей отдаётся. Отдельного упоминания заслуживает великолепная работа исполнителя главной роли – Алексея Гуськова, потрясающе точно изобразившего своего героя.
Шаг вперёд в своей карьере сделал этим фильмом Виктор Демент, одновременно выступающий и как директор, и как сценарист «Находки». После своего первого неудачного опыта в качестве режиссёра («Прошлым летом в Чулимске») эту картину по праву можно считать его успешным дебютом. В купе с по-настоящему революционной для российского кино заслуженно отмеченной «Кинотавром» операторской работой, можно без тени сомнений сказать, что «Находка» - это важный шаг не только для исполнителей, работающих над фильмом, но и для российского кинематографа в целом.
Экранизация повести Тендрякова оставляет после себя то самое чувство послевкусия от хорошего кино. Кино, обладающего мерой, красотой и художественной ценностью. В особенности это ощущается при просмотре фильма в таком кинотеатре, где создается неповторимая атмосфера причастия к искусству, к искусству кинематографа.
Киноленту «Находка» можно посмотреть в киноцентре «Рекорд» с 4 по 7 февраля в 12.00 и 19.00.