Блокнот

«Как понимать произведения искусства. Новые опыты. От Сезанна до Хёрста»

На прошлой неделе в «Арсенале» состоялась лекция главного редактора журнала «Логос» Валерия Анашвили  



19.04.2016 15:00:00 Мария Седойкина
0

«Как можно понимать и не понимать произведения искусства?» - именно с этого вопроса начал свои рассуждения Валерий Анашвили. На примере нескольких работ он рассказал о революции в изобразительном искусстве, о тщательно разработанной символике и о ключевых фигурах мирового художественного процесса.



«Райский сад», неизвестный немецкий художник, XV в.

В середине XIV века Европу настигла эпидемия чумы, которая унесла четверть населения, и к началу следующего столетия в европейских городах проживало максимум 10 тысяч человек. Города больше напоминали деревни, узкие неосвещенные улицы были полны нищими и прокаженными. Среди всего этого появилась картина «Райский садик», в основе которой лежит библейский сюжет. Автор этой картины – неизвестный немецкий художник.

Каждый элемент здесь имеет значение. Прекрасный садик обнесён забором, это есть рай. Художник позволяет нам увидеть то, что мы встретим за чертой. Действующими лицами здесь являются Святая Варвара, Екатерина Александрийская, Святая Мария, младенец Иисус.


1_Маленький райский сад (Little Garden of Paradise)_1410-1420_дерево, темпера_26.3 х 33.4_Франкфурт, Штеделевский институт искусства.jpg


Мы видим в синем платье Марию, читающую Библию. Автор демонстрирует смирение и скромность Марии, несмотря на то, что она является посредником между Богом и людьми. Большое количество цветов, в том числе роз без шипов, символизируют чистоту Марии. Гвоздики же – распятие, а любые красные цветы – страдания Христа.

В центре картины младенец Иисус цепляет струнки псалтериума (старинный струнный щипковый инструмент – прим.ред.), который по форме напоминает распятого Креста и символизирует Святую Троицу. На этой картине важно увидеть наличие звука: мелодию псалтериума, пение птиц, журчание ручья-колодца. Считалось, что ощущение божественного счастья можно познать именно через музыку, так как с помощью неё божественные существа общались с небожественными.


«Труд», Форд Мэдокс Браун, 1852 г.

Работа представителя прерафаэлитизма, английского художника Форда Мэдокса Брауна, написанная в середине XIX века. Идея написать эту картину у Брауна возникла, когда он наблюдал за работой землекопов на Хит-Стрит в Хэпстеде (один из центральных районов Лондона). Автор изобразил эпизод расширения канализационной системы Лондона, которое проводилось для борьбы с распространением тифа и холеры. Картина насыщена героями и символикой, здесь можно увидеть и женщин, и мужчин, и детей, и животных.

Женщина распространяет брошюры Общества Умеренности (общественное объединение граждан пропагандирующих трезвость и здоровый образ жизни), стоит торговец пива, дети в лохмотьях, а на руках самого маленького – траурная повязка – его мать умерла.

1.jpg


Если посмотреть на рабочих в центре картины, то заметим, что среди них есть рыжеволосые, а в Средние века обладатели рыжих волос считались посланниками Дьявола. Один из рабочих иронически жуёт стебелёк цветка, что символизирует красоту физического труда.
Браун стремился передать важность и сложность их работы. Рабочие представлены на первом плане, аристократов же мы видим сзади. Вся картина основана на противоположностях, в том числе противопоставляются труд и праздность.


«Смерть Офелии», Джон Эверетт Милле, 1852 г. и «Офелия», Александр Кабанель, 1883 г.

В 1852 году английский художник Джон Эверетт Милле создаёт картину «Офелия» или «Смерть Офелии», в основе которой лежит сюжет пьесы Шекспира «Гамлет». Милле изображает момент, когда королева, мать Гамлета, рассказывает о смерти Офелии:


«Где ива над водой растет, купая
В воде листву сребристую, она
Пришла туда в причудливых гирляндах
Из лютика, крапивы и ромашки,
И тех цветов, что грубо называет
Народ, а девушки зовут перстами
Покойников. Она свои венки
Повесить думала на ветках ивы,
Но ветвь сломилась. В плачущий поток
С цветами бедная упала. Платье,
Широко распустившись по воде,
Её держало, как русалку…»

                                 Уильям Шекспир «Гамлет»

0_1079f2_5fd591b2_XXL.jpg


Мы видим переход от жизни к смерти, мелькает тень безразличия. Особой символикой на этой картине обладают растения. «Причудливые гирлянды» из лютика, крапивы и ромашки имеют особое значение: лютики – символ неблагодарности, крапива – боль, ромашки – юность. Плачущая ива над Офелией – отвергнутая любовь и маргаритки в руке девушки, как символ невинности.

Милле был не единственным художником, кто изображал сцену смерти Офелии. В их числе был и Александр Кабанель, который сотворил свою «Офелию» в 1883 году. В этой картине мы уже не видим страдания, поза Офелии достаточно театральна.


1422-2.jpg


К концу XIX века живопись пришла в «точку невозврата». Многие работы создавались только на радость публике и не несли какого-то символического значения. Часто стали изображаться элементы гарема, например, в работах Жерома «Женщины гарема кормят голубей» и «Молитва в мечети». Эти картины схожи по структуре работы и даже имеют одинаковую цветовую гамму.

Художнику уже не хватает возможности по-разному изобразить эти картины, он повторяется. Возникает потребность возродить живопись новыми средствами, и именно тогда появляется импрессионизм, он то и вносит в живопись новые краски.

Позднее возникает и постимпрессионизм, эти два направления очень близки. Ярким представителем постимпрессионизма становится Поль Сезанн. Он окончательно отошёл от того, чтобы форма диктовала восприятие разной формы объектов. Плоскости и очертания предметов становятся всё более доминированными.

В XIX веке тенденции символики начинают трансформироваться. Живопись XIX века отличается тем, что она носит характер передачи тех вещей, которые невозможно понять без живописи. Литература и проповеди не передадут этого взаимодействия персонажей и символов.



«Логос» — российский философско-литературный журнал. Редакцией заявлено продолжение западнической традиции и гибкая редакционная политика, направленная на обсуждение современных проблем российского общества и ознакомление публики с основными тенденциями и новыми веяниями российской и мировой литературно-философской мысли. Журнал издаётся в Москве с 1991 года. Выходит 6 раз в год. Учредителями журнала в разное время являлись: Высшая школа экономики, Центр феноменологической философии философского факультета РГГУ, фонд «Прагматика культуры», издательский дом «Территория будущего» и другие. Ныне учредителем журнала является Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара. Журнал входит в Список научных журналов Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.



Фото: Яна Варакина


0 комментариев

Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)