В один тёплый летний день, после долгожданного закрытия сессии я встретилась с подругой, которая недолго думая предложила мне принять участие в одной акции. Ее проводили ребята из Высшей Школы Экономики, в рамках деятельности студенческого волонтерского отряда КоМоТоС.
Иногда мне кажется, что я сумасшедшая, правда :) По моему мнению, если бы обычному человеку предложили съездить на весь день в школу, которая находится в Починках (не в тех, до которых ехать 30-40 минут из центра города, а в других Починках, находящихся на самом краю Нижегородской области, до которых путь займёт 3-4 часа), отменив все свои планы, кто угодно бы покрутил у веска! Моя реакция была полностью противоположной: я обрадовалась возможности узнать что-то новое для себя и сделать хотя бы небольшое, но всё же очень доброе дело (речь о школе-интернате для детей с умственной отсталостью). С этого момента началась моя небольшая история знакомства с особенными детьми.
Единственное, что немного пугало меня, – ребята в интернате были необычными. Честно сказать, это даже вводило меня в ступор. Мне было непонятно, как нужно общаться с этими ребятами, как понять их. Но отказываться от поездки не хотелось совсем, я отдавала себе отчёт, что это хороший опыт коммуникации, и, может, мы поднимем настроение детям.
Волонтёры Вышки придумали, как можно развлечь учеников интерната. Наша небольшая программа состояла из игры по станциям и мастер-класса по скрапбукингу. Мы делили ребят на две группы, я была куратором одной из команд, и в мои обязанности входило на протяжении всего квеста сопровождать ребят, давать им небольшие подсказки и направлять их мысли в нужное русло. Я уже была как-то куратором на подобных мероприятиях, в прошлый раз это был квест в моей школе, мне казалось, что это самая легкая роль... Но в этот раз всё было совсем по-другому.
Итак, в «день Х» в 7 часов утра все вместе мы выехали в Починковский район. Ехали долго, много общались между собой, украшали кексы и другие подарки. Время летело незаметно, и уже в обед мы с огромными пакетами декораций стояли напротив Починковской школы-интерната.
Стоит отметить, что, конечно же, мы немного переживали. Мы впервые приехали в эту школу, не знали, как нас примут и как всё пройдёт. У других волонтеров уже был опыт общения с подобными ребятами и они, на мой взгляд, немного лучше меня понимали, как нужно вести себя. Но я была настроена решительно и хотела, в первую очередь для себя, понять, как найти с особенными ребятами общий язык.
Оказалось, нас уже давно ждали. Старшая вожатая показала нам классы, в которых можно было разместить станции, выделила отдельное помещение под наши личные вещи. Пока актёры готовились к своим небольшим выступлениям, я решила немного побродить по школе.
Честно сказать, почему-то поначалу мне было тяжело там находиться. Может быть, на мои ощущения так повлияло волнение, но мне действительно было как-то не по себе. Помещение казалось тёмным и тусклым, старопрокрашенные стены не добавляли уюта в обстановку. Пока я рассматривала коридоры, учителя начали вести учеников в актовый зал, где после приветственных слов должен был начаться наш квест. Ребята, на первый взгляд, по большей части были совершенно обычными школьниками, много улыбались, почти все здоровались и смеялись. Одни даже подбегали обниматься, это растрогало меня, и ощущение того, что я нахожусь не в своей тарелке, начало постепенно отходить.
Наши декорации были расставлены, а ученики рассажены в актовом зале. Пора было начинать. После приветственных слов мы сами не заметили, как ребята распределились по группам, столпившись рядом со мной и вторым куратором, которую, кстати говоря, тоже зовут Настя. Мне досталась небольшая команда из 10 человек, преимущественно девочек. Мы сыграли в снежный ком, чтобы узнать имена друг друга, ребята между собой были почти все знакомы.
После того, как я убедилась, что все ребята знают друг друга по именам, я предложила придумать для нашей команды название. В ответ я услышала только тишину. Я предприняла попытку ещё раз подбодрить ребят, но идей не было совсем. Если честно, это немного испугало меня. Неужели ребята не могут справиться с таким простым заданием? К счастью, мой испуг был неоправдан и вызван простой невнимательностью – за пеленой собственных переживаний, я совсем забыла о том, что ребята ещё стесняются меня, и им не так уж просто (как и многим другим детям), найти общий язык с человеком, старше их. Я решила попробовать поспрашивать каждого лично, и одна девочка предложила назвать команду «Чемпионы», все ребята согласились.
Квест начался, и я вместе со своей командой начала рыскать по этажу в поисках нужных героев и предметов. Сначала ребята были неактивные, им тяжело было понять, чего требуется в той или иной игре, но стоит отметить, что ближе к середине квеста они раскачались, начали решать разные задачи без моих подсказок, сами смогли построить логическую цепочку событий, которые с ними происходили, что не могло меня не радовать.
Когда коридоры интерната заполнились ребятами, которые были полностью погружены в процесс игры, пространство перестало казаться унылым. Дети, сами того не планируя, разряжали обстановку!
Хоть мои маленькие чемпионы и проиграли более старшей команде, придя к цели вторыми, я видела в глазах ребят радость и благодарность. Это очень вдохновляло.
Честно, я не ожидала, что кураторская работа так вымотает меня. К концу нашего квеста я чувствовала себя выжатой, как лимон… Видимо, сказалось то, что я старалась привлечь к активной игре каждого члена своей команды, найти с каждым общий язык. Плюс ребята часто терялись, и мне приходилось бегать по этажу и искать их. Да и сложности в преодолении барьера коммуникации давали о себе знать. Также я заметила, что ребята, которые стояли на станциях, проводили игры и давали задания ученикам интерната, устали намного меньше меня. Я действительно ошибалась, когда думала, что кураторская работа – это легко.
После окончания квеста мы все вместе провели зарядку, ребята начали постепенно разбегаться, многих забирали родители, в итоге на общей фотографии нет даже половины учеников школы-интерната. Кстати говоря, слева от ребят стоит второй куратор Настя:
Когда наконец моя задача была выполнена, и уже другие люди начали проводить мастер-класс, я с облегчением выдохнула. Я много общалась с воспитателями и учителями интерната. Они рассказали мне историю этой школы, как функционирует интернат и многое другое. Более того, мне даже провели небольшую экскурсию по школе, за что я была очень благодарна педагогам!
В таких комнатах живут ученики школы-интерната, по восемь человек (на фотографии – половина комнаты):
Столовая находится на цокольном этаже, в неё ведёт атмосферный коридор:
Сама столовая светлая, достаточно чистая, внешне мне очень напомнила маленький кафетерий в лагерях, в которых я бывала в детстве:
Внутри здание нуждается в ремонте, воспитатели и сами не стесняются говорить об этом, уточняя, что не хватает финансирования:
Пока я расспрашивала учителей, гуляла по интернату, мастер-класс уже подошёл к концу и ребята сделали небольшие открытки своим мам:
Было видно, что преподаватели хотели оставить у нас только хорошие впечатления об их школе. Каждый раз, когда нам что-то требовалось, они учтиво помогали нам, а после всех запланированных мероприятий накормили в столовой:
В разговорах с воспитателями и учителями меня больше всего интересовал вопрос, как лучше всего взаимодействовать с особенными детьми. Ведь с подобными вопросами я столкнулась лицом к лицу, когда готовилась к поездке. Я искала ответы в интернете, где ничего вразумительного найти мне так и не удалось, задавала вопросы другим волонтёрам, которые отвечали мне что-то типа: «Просто не беспокойся, всё получится само собой». Эти и другие ответы не могли полностью удовлетворить моё желание знать, мне хотелось больше конкретики.
Для себя и для вас я сформулировала несколько правил общения с людьми с особенностями развития:
0. Тонкая грань. Априори перед каждым разговором мы задаём вопрос сами себе: хочу ли я разговаривать с этим человеком сейчас? После утвердительного ответа идет следующий внутренний вопрос: а хочет ли он говорить со мной? Этот вопрос мы часто не озвучиваем своему собеседнику, ведь как правило поведение оппонента способно само за себя дать ответ на этот вопрос. С особенным человеком все может быть намного интереснее, поэтому потрудитесь задать этот вопрос не только себе, но человеку, стоящему напротив вас. Мы же не хотим нарушать чужие личные границы, не правда ли?
1. Всё очень просто. Формулируйте свои мысли как можно проще, используйте короткие предложения, это способствует пониманию вас собеседником. Говорите чётко и в меру громко, старайтесь избегать заумных языковых оборотов, говорите максимально простыми словами, заменяя сложные языковые единицы более легкими. Желательно при коммуникации смотреть в глаза друг другу.
2. Доброта – залог успеха. Ведь каждому из нас совсем несложно лишний раз улыбнуться, показав заинтересованность в разговоре! Вас могут понять не сразу, нужно быть терпеливыми, грубость, разумеется, неуместна. Поверьте, рано или поздно вы точно сможете понять друг друга, поэтому всё, что нужно сделать – это приложить усилия со своей стороны, а ваш оппонент обязательно ответит взаимностью. Старайтесь быть более отзывчивыми в общении с особенными людьми, совсем несложно лишний раз уточнить, комфортно ли вашему собеседнику и не нужна ли ему какая-либо помощь.
3. Вы на равных. Не нужно преувеличивать разницу между вами и собеседником. Говорите с ним, как с вашим хорошим другом, принимая в расчет его особенности.
4. «Чем ты увлекаешься?» При общении отмечайте для себя, что интересно собеседнику, о чём ему больше всего нравится разговаривать. Ваш новый друг так же, как и вы, имеет свои интересы и хобби, было бы неплохо узнать о них, чтобы иметь возможность всегда поддержать разговор. Каждый из нас уникален и неповторим по-своему, просто дайте возможность показать свою индивидуальность вашему оппоненту!
5. Дай волю художнику внутри себя! Если вы понимаете, что слов вам мало – смело берите в руки карандаш и начинайте рисовать, конечно же, если обстановка располагает к этому ;)
6. «Как тебя называть?» Стоит отметить, что этот пункт крайне важен, не только в общении с необычными людьми, но и при упоминании их в любом разговоре. Люди часто не знают, как правильнее и корректнее назвать таких людей. Обращаю ваше внимание на то, что нельзя называть их «больными», «ограниченными» или «неполноценными» – это оскорбительно. Максимально уместно и этично прозвучит словосочетание «человек с особенностями в развитии». Также стоит отметить, что в подобных словосочетаниях «человек» должен всегда стоять на первом месте, так как, в первую очередь, мы говорим, что они люди, а уже после этого речь может идти об их особенностях. Будьте аккуратны в выражениях, ведь вы не хотите обидеть вашего нового друга :)
7. Главное – начать. Самое сложное в процессе понимая людей с особенностями – это первые шаги. Если желание общаться взаимное, поверьте, вы найдёте средства коммуникации, которые будут подходить вам обоим. Даже если вам, возможно, поначалу казалось, что вы разговариваете на разных языках.
8. «Я не грубый, я просто говорю, что думаю и называю вещи своими именами!» Особенные люди действительно часто говорят, что думают. Казалось бы, что может быть проще этого? Но в их речи может проскользнуть то, о чём не принято говорить, или что-то, задевающее вас. Конечно же, не нужно обижаться, просто поймите, они не со зла.
9. В каждом человеке должна быть изюминка. Не стоит обращать особое внимание на разные особенности человека, с которым вы разговариваете (например, на его мимику и прочее).
10. У страха глаза велики. Могу вас точно уверить, что на самом деле всё совсем не так сложно, как вам кажется. Я говорю так смело, потому что сама убедилась в этом на собственном примере. Просто попробуйте найти общий язык с этими интересными людьми и, поверьте, вы так же, как и я, вскоре начнёте испытывать к ним сильнейшую симпатию!
Мне стыдно признаться, но раньше, когда я видела необычных людей на улице, я старалась обойти их стороной. Подобная реакция была вызвана, в первую очередь, страхом неизвестности. Я не понимала, как мне необходимо вести себя с особенными людьми, что делать, если у меня не получится донести информацию до них. После поездки в школу-интернат моё отношение к таким людям сильно изменилось.
Я очень хочу призвать вас ни в коем случае не остерегаться особенных людей, а идти с ними на контакт, проявляя инициативу. Эти люди интересны, у них своё мировоззрение, общение с ними способно принести вам множество позитивных эмоций. Если вы будете активно общаться с людьми с особенностями в развитии, то совсем скоро вы придёте к мысли о том, что они не такие, как о них думает большинство. Они откроются вам, как искренние, добрые и очень благодарные люди.
Преодолеть коммуникативный барьер не так сложно! Попробуйте сделать шаг навстречу людям с особенностями :)
Фото автора