Кино

«Мало одного таланта: нужна смелость, чтобы изменить людей»

О новом фильме «Зелёная книга», показывающем реальный мир и крушащем стереотипы

03.02.2019 19:03:18 Кристина Симакина
0 4328

Всем известно выражение «противоположности притягиваются», но ситуация в 50-60-ые годы США прошлого века полностью этот тезис опровергала. Если применять это выражение к делам сердечным, то всё становится довольно ясно, но если под этими самыми «противоположностями» рассмотреть расовую принадлежность человека, то большинство американцев во второй половине 20 века могли бы здесь поспорить и высказать своё абсолютно «верное» слово (являющееся что тогда, что сейчас совсем однобоким).

События в Соединённых Штатах были полны горечи и накала. Борьба людей за свои права, отличавшихся лишь цветом кожи, имела целенаправленный и очень острый характер. Всё дошло до такой крайности, что в каждом штате страны имелись свои определённые законы, ограничивающие права афроамериканцев и запрещающие им те вещи, которые были доступны любому «белому» в социуме. К примеру, существовали отдельные перроны и «места ожидания» for colored only (только для «цветных»), отдельные входы/выходы в магазины, отдельные кассы в лавках с мороженым, умывальники, места в транспорте, школы; запреты на присутствие в определённых «белых» барах, отелях, театрах; запреты на брак с «белыми», свободу передвижения по стране, право на голосование и избрание в органы власти; а в некоторых штатах действовал закон «после заката», который подразумевал под собой территорию «белых», как только сядет солнце. И ещё много-много всего абсурдного.

Самое интересное, что подобные нечеловеческие условия подразумевались как «глоток воздуха», были определённой свободой для цветных (чернокожих и индейцев), которые долгое время были в заточении рабского закона США. А вот последующие поправки к американской конституции навсегда запретили рабство, сформировав за собой официальную расовую сегрегацию (сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения прим. ред.). Именно поэтому люди хоть и были свободны, но ощущали они эту свободу очень условно...


У каждого из нас на слуху имя Мартина Лютера Кинга (борца за права чернокожих), но известны ли вам другие имена? Имена тех, кто сражался за жизнь на собственном поле боя, имея в арсенале уникальный творческий талант? Нет? Тогда слушайте…

«Зелёная книга» – фильм, действия которого (между прочим, имеющие под собой реальную основу) разворачиваются на фоне гастрольного тура по штатам джазового пианиста Дона Ширли и его помощника Тони Валлелонга. Не будет лишним упомянуть, что подобного рода «Зелёная книга» существовала в действительности, издавалась она в США целых 30 лет (создатель – почтовый служащий Виктор Хьюго Грин, а после – его вдова Элма Грин) и была настоящим «путеводителем для чернокожих автомобилистов».

Теперь ближе к самому сюжету кинокартины: два человека, которые (словно две параллельные прямые) никогда бы и не пересеклись, не будь той особой нужды «чёрного» человека обратиться за защитой к небезызвестному «белому» асу в урегулировании конфликтов.

Не буду скрывать – сначала мне был противен Тони: его образ жизни, поведение, отношение к людям – всё в нём вызывает неприязнь, отталкивает от персонажа Вигго Мортенсена. Затем же, по мере развития обстоятельств, в которых он оказывается, ты вдруг осознаёшь, что он вовсе не так плох. Образ его – лишь оболочка. Тот самый «мыльный пузырь», который ему жизненно необходим. Лишь благодаря своей колкости, твёрдости и болтливости он имеет возможность обеспечить свою семью и, как рыба в воде, довольствоваться в своей жизни авторитета влиятельных людей.


11.jpg


Судьбоносное предложение, вакансия, меняет его жизнь в корне. Встреча с интеллигентом Доном Ширли (актёр Махаршала Али) наталкивает его на революцию собственного «Я» и позволяет взглянуть на устоявшиеся взгляды совершенно под иным углом. «Я смотрю на него в зеркало, и он постоянно о чём-то думает. Мне почему-то кажется, что от такого ума никакой радости», – говорит Тони в одном из эпизодов.


Однако изменения не обошли стороной и самого пианиста: благодаря своему помощнику и водителю он крушит свои привычки, а также находит в Тони-болтуне того, кого сам Тони не ожидал в себе обнаружить. «Мир полон одиночек, боящихся первого шага», – говорит Валлелонга. Дон прививает ему вкус буквально ко всему, начиная от музыки и заканчивая умением выражать свои мысли в письмах к любимой жене. Музыкант постоянно попадал в передряги, которые были несправедливы не только к нему, но и ко всем афроамериканцам, несшим нелёгкое бремя в те годы. Но его талант и род деятельности, которому он сознательно посвятил всю жизнь, делает его настоящим «дивергентом»: чужаком как для своих, так и для чужих. В одном из, по моему мнению, сильнейших эпизодов фильма, стоя на трассе под дождём, абсолютно подавленный, униженный и опустошённый, Ширли выдаёт: «Я недостаточно чёрный и недостаточно белый… Скажи мне, Тони, кто я такой?». Он не пытался что-то кому-то доказать, напротив, своими действиями Дон лишь в очередной раз демонстрирует человечность и воспитанность. А также то, как нелепа, несправедлива и не обоснована злость людей к тому, чего они просто-напросто не понимают: «Насилием ничего не добьёшься, только достоинство побеждает».


12.jpg


Две противоположности проезжают немало миль бок о бок, оказываются в нелёгких ситуациях и общими усилиями их преодолевают. Не думаю, что стоит лишний раз упоминать, что все эти обстоятельства на пути от выступления к выступлению сближают их, но тот факт, что это дало положительную «трещину» во взглядах и изменило их определённый «внутренний код», сделав не просто партнёрами по работе, а настоящими друзьями – остаётся нерушимым.


После просмотра кинокартины, заявленной как трагикомедия, ты абсолютно точно понимаешь, что потраченное время того стоило – внимание было украдено не зря. Кинокартина, показывающая мир таким, каков он есть, и крушащая те самые устойчивые и вросшие с корнем стереотипы. Фильм душераздирающий и одновременно внушающий свет, выводящий на улыбку… Искренний и трогательный.


15.jpg


Каждому из нас важно помнить: что бы ни случилось, каких бы людей ты ни встретил на своём пути – всегда есть надежда… Всегда есть этот «свет» и вера в то, что мир намного лучше и шире тех обстоятельств, которые довелось тебе повстречать и с боем пережить. Талант и смелость – вот, что должно идти бок о бок... А Человечность, вера в самих людей и стремление к миру нам в этом помогут.


Редакция журнала Nevvod.ru благодарит кинотеатр «Орлёнок» за возможность видеть премьеры и рассказывать о них своим читателям!


Иллюстрации из сети интернет



0 комментариев
Другие статьи по темам
0 9749
Кино Химия кино: как разные жанры влияют на мозг и тело Мы смотрим фильмы, не задумываясь, как они меняют нас. Наша журналистка рассказывает, как влияет на мозг и тело кино разных жанров
0 7601
Кино Мифология в анимации. Мультфильм «Белая Змея» Всем, кто хочет проникнуться атмосферой загадочной Азии, ценителям анимации и хорошего сюжета: о фильме «Белая Змея» и мифе, в нем заложенном

0 7546
Кино «Замри – умри – воскресни!» Не осуждать, а рассуждать. Продолжаем анализировать советские фильмы, которые, возможно, обошли вас стороной, но достойны внимания.
0 7239
Кино Пугалки родом из детства Осторожно особо впечатлительным! Редакция «Невода» делится своими детскими страхами
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)