В истории волжского судоходства и судостроения, в развитии технического прогресса речного транспорта заметное место занимает Нижегородское речное училище имени И. П. Кулибина. Это первое русское речное учебное заведение было создано в 1872 году, оно подготовило десятки тысяч высококвалифицированных специалистов и успешно продолжает работать до сих пор.
Два училища: ремесленное и речное
В 1868 году, в год 50-летия со дня смерти Ивана Петровича Кулибина, общественностью Нижнего Новгорода было принято решение увековечить память великого механика. 1 апреля 1872 года было открыто Нижегородское ремесленное училище им. И.П. Кулибина, которое должно было готовить ремесленников из сирот и детей бедных родителей. Сначала открылась специальность резчиков по дереву. Потом прибавились плотники, столяры, кузнецы.
Но причём здесь река, спросите вы? Выпускники столярно-кузнечного отделения ремонтировали паровые машины. Пароходчики обращались к училищу, давали заказы на починку двигателей внешнего сгорания. В училище были модели этих самых двигателей. Выпускники иногда шли на флот, там требовались специалисты-судомеханики.
Первоначально училище не имело собственного помещения и для занятий снимали частную квартиру на пожертвования губернского земства, городской думы, Нижегородского городского общественного банка и частных лиц. От казны училище не получало ни копейки. Позднее училище заняло дом Вердеревского, которого осудили по громкому соляному делу и конфисковали у него имущество. Особняк в аренду отдали Кулибинскому училищу, а потом он перешёл в «вечное пользование». Вплоть до 1919 года училище готовило плотников, кузнецов, механиков, в том числе для нужд речного флота.
Других учебных заведений для флота тогда не было. А вот в 1887 году, после трагедии на пароходе «Вера», когда при пожаре на судне из-за неумелых действий команды погибли более 200 человек, стараниями губернатора Баранова и благодаря пожертвованиям купеческой пароходовладельческой общественности Нижнего Новгорода в городе появилось Речное училище. Это уже было профильное речное учебное заведение. Первое в России. Изначально оно не имело своего собственного помещения. Снимали квартиры, переезжали. Было два отделения - шкиперское и пароходных механиков. Через 3 года изыскали возможности построить собственное здание. Училище купило Домик Петра и участок за ним на Почаинской улице, наняли ярмарочного архитектора Иванова, он отреставрировал сам Домик Петра и построил за ним здание для Речного училища. В 1890 году здание было готово. И в тот момент, когда начали заниматься в новом месте, поняли, что отделение пароходных механиков не пользуется спросом, потому что есть Кулибинское ремесленное училище, у которого за 15 лет материальная база сложилась гораздо лучше. А на шкиперское отделение шло так много народа, что и в новом здании места всем не хватало. Поэтому механическое отделение в речном училище закрывается, с 1890 года подготовка механиков для волжского флота целиком перешла Кулибинскому ремесленному училищу.
По примеру Нижегородского речного училища были открыты речные училища в Казани, Рыбинске, Перми и других городах Поволжья.
Таким образом, с 1990 по 1919 годы обучением кадров для речного флота занимались два учебных заведения - Кулибинское ремесленное училище на Большой Печерской улице и Нижегородское речное училище, выпускавшее будущих судоводителей, командиров флота, шкиперов, располагавшееся рядом с Домиком Петра - на улице Почаинской. Эти два учебных заведения, открытые до Октябрьской революции 1917 года, считаются предшественниками и являются основой сегодняшнего Нижегородского речного училища им И.П.Кулибина, известного своей давней историей и традициями в подготовке специалистов-речников.
Начало ХХ века
В 1919 году состоялось объединение двух училищ – Речного и Кулибинского. Они были преобразованы в техникум водного транспорта, позже переименованный в Политехникум водных путей сообщения им. В.М.Зайцева.
В начале 1920-х годов закрыта Макарьевская богадельня с приютом и двумя домовыми церквями, и все эти здания отдаются техникуму, который уже стал Политехникумом, поскольку открылось много новых специальностей, помещения были нужны. И уже в конце 1920-1930 годах из всех этих трёх зданий в начале Большой Печерской перестроена та самая «сталинка», которую мы имеем и сейчас.
В 1930 году был создан Институт инженеров водного транспорта (ГИИВТ). В связи с отсутствием собственного здания и материальной базы, новый институт был включён в состав Нижегородского (Горьковского с 1933 года) учебного комбината им. В.М. Зайцева. После перехода в 1933 году ГИИВТа в собственное здание Политехникум водного транспорта сохранил имя В.М. Зайцева вплоть до 1938 года.
Годы Великой Отечественной войны
В 1941 году на фронт добровольцами ушли 18 курсантов, всего на фронте сражалось 798 студентов и преподавателей. Из них 143 человека не вернулось с полей сражения. Трое выпускников техникума были удостоены звания героев Советского Союза: Николай Вилков, Иван Петров и Михаил Ступишин. Звания Героя России удостоен А.М. Фадин за боевой подвиг, проявленный во время битвы при Сталинграде.
Оставшиеся в тылу студенты политехникума трудились на строительстве оборонительной полосы, на строительстве железнодорожной ветки Горький-Керженец или телеграфной линии, участвовали в сборе тёплых вещей для фронта, устраивали концерты для раненых бойцов. Курсанты заменяли ушедших на фронт речников, что было очень сложным и ответственным делом.
В 1944 году Горьковский речной техникум был реорганизован в Речное училище. Студенты стали именоваться курсантами. Была открыта военная кафедра, курсанты переведены на казарменное положение. В тот момент был прекращён приём девушек на все специальности, хотя в довоенную пору Политехникум выпустил двух первых на Волге женщин-капитанов (Лисина, Попова).
Жизнь училища и славные имена его выпускников
Послевоенные годы были трудным временем, когда экономика страны восстанавливалась. В 1953 году была завершена постройка первого корпуса здания «Дома курсанта» - общежития, что и поныне располагается недалеко от Сенной площади. Воспитанники училища принимали активное участие в его возведении. До этого момента курсанты проживали в заречной части, ежедневно перемещаясь на учёбу пешими колоннами.
В 1958 - в год 140-летия смерти И.П. Кулибина - училищу было возвращено его имя.
Жизнь училища всегда была очень наполненной. Курсанты участвовали в различных спортивных и творческих мероприятиях, часто брали призовые места на соревнованиях, совместно посещали театры и кино.
Славные традиции училища сохраняются и по сей день. Сегодня одной из важнейших задач является не только подготовка технически грамотных специалистов, но и воспитание морали, нравственности и гражданской ответственности курсантов. Воспитательная работа этого учебного заведения поставлена на высоком уровне, что немаловажно. Может быть, поэтому выпускники училища во все времена были востребованы обществом в различных сферах. Именно они являлись и являются основным ядром в среде командного состава Волжского бассейна и других бассейнов Российской Федерации, занимают высокие должности в системе водного транспорта страны.
Здесь получили путевку в жизнь будущие ученые - профессор Ольшамовский С.Б., профессор Андрютин Г.И., почетный академик Богданов Б.В., доктор медицинских наук Рыжаков Д.И. Есть среди прежних воспитанников и поэты, и писатели - Виктор Ильин, Вячеслав Горбачев, композитор Забываев В.А., редакторы, художники. Выпускники Нижегородского речного училища работают как в области космонавтики, так и в бизнесе. Ленинской премией увенчан труд первооткрывателя волжских скоростных трасс В.Г. Полуэктова. Именно он испытывал теплоходы на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Спутник», газотурбоход «Буревестник».
За успехи в подготовке кадров для речного флота училище награждено орденом «Знак Почета».
За историю своего существования училище подготовило свыше 50 тысяч грамотных специалистов.
Сегодня Нижегородское речное училище является структурным подразделением Волжского государственного университета водного транспорта и возглавляется Д.Н. Костюничевым.
К 145-летию училища проведена огромная работа по улучшению материальной базы и состоянию помещений училища, проводится капитальный ремонт здания, что сказывается и на качестве обучения, подкрепляет положительную мотивацию и настрой на продуктивную совместную работу курсантов и преподавателей в дальнейшем.
А мы от редакции желаем Нижегородскому речному училищу дальнейшего развития, пусть вас сопровождает попутный ветер. И как говорил Лао Цзы: «Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом – кругла. Оттого, что она так уступчива, она нужнее всего и сильнее всего».
Фото: из сети Интернет