Нижний Новгород усиленно готовят к Чемпионату мира 2018 – нашему городу надо в самом лучшем виде предстать перед иностранными болельщиками. Но иногда мнения нижегородцев о том, как именно должен измениться город, расходятся. Сейчас это касается облика знаменитой Стрелки, дискуссии о внешнем виде которой продолжаются уже не первую неделю, но не утихают и по сей день. Доказательством этому служат жаркие обсуждения в социальных сетях, все увеличивающееся число подписей под петицией о сохранении портовых кранов и пакгаузов и продолжающееся рассмотрение этого вопроса в Администрации Нижнего Новгорода. Тема все еще волнует жителей города, поэтому Nevvod решил написать о существующей проблеме и обратиться к создателю петиции – архитектурному критику и журналисту Марине Владимировне Игнатушко. Обо всем по порядку.
К ЧМ 2018 Администрация Нижнего Новгорода собирается провести на Срелке перепланировку и демонтаж портовых кранов и пакгаузов. Одна часть нижегородцев (среди опрошенных нами это оказалось даже подавляющее большинство) положительно относится к данной перепланировке. Их аргументы строятся на том, что краны и пакгаузы находятся в плачевном состоянии, их вид якобы портит Стрелку, а главное, многие просто не понимают, зачем эти краны и пакгаузы вообще нужны, какова их ценность для города. Другая часть нижегородцев выступает за то, чтобы краны и пакгаузы были сохранены.
Архитектурный критик и журналист Марина Владимировна Игнатушко создала петицию на имя губернатора Нижегородской области Валерия Павлиновича Шанцева с просьбой о сохранении данных объектов на Стрелке. Сейчас петицию подписали уже более семисот нижегородцев. В ней говорится, что портовые краны и пакгаузы являются неотъемлемой частью истории Нижнего Новгорода, и что они могут стать одной из достопримечательностей города. Кстати, мало кто знает, что на Стрелке находятся фрагменты павильонов шестнадцатой Всероссийской художественной и промышленной выставки, проходившей в Нижнем Новгороде в 1896 году. Это признанная историческая ценность.
В общем, ситуация складывается довольно сложная. Для того, чтобы лучше в ней разобраться, мы решили задать интересующие нас вопросы автору петиции – Марине Игнатушко.
- В петиции говорится о том, что портовые краны и пакгаузы на Стрелке являются значимой частью истории нашего города. Почему?
- А разве нет? Проблема в том, что эта территория была долгое время закрытой – порт –охраняемый режимный объект. И Стрелка десятилетиями была полнейшей абстракцией для большинства горожан. Мифическое место слияния великих рек. Даже собор на Стрелке открыли только в 90-е. И никто не озаботился популяризацией новейшей истори этого места, не пытался понять его смысл, дух места. Поэтому не удивительно, что молодые люди не имеют ни малейшего представления о Стрелке.
В других странах давно работают с индустриальным наследием и историей. У нас поманили чем-то вроде парка – и хорошо. А если и тут сделать парк – Стрелку откроют для всех! Но ценность любого места определяется в том числе и количеством культурных слоев – напластованием историй и фактов. Чем больше – тем значительнее и привлекательнее. И Стрелка – это не просто новодельный парк в микрорайоне. Отсюда шагнула в историю города и на мировую карту нижегородская ярмарка. Порт связал закрытый город с пятью морями. Жизнь на реке, интенсивность коммуникации даже закрытого города позволяли именовать его неофициальной столицей Волги. А открытие, сделанное в прошлом году, связавшее пакгаузы напрямую с Всероссийской промышленно-художественной выставкой, уникально для нашей страны. Такие конструкции XIX века – от выставочных павильонов – единственные на сегодняшний день. Кроме того, оказалось, что и склады вдоль Оки – достижение своего времени, построены по проекту главного архитектора ВДНХ. Так что порт – это не то, от чего надо срочно избавляться ради двух недель чемпионата. Не отдельные объекты, а порт с обслуживающими его механизмами – кранами – может быть основой современного парка с общедоступными общественными пространствами.
- В петиции вы пишете, что в зарубежных странах инсталляции с использованием старой техники очень популярны. Расскажите о каком-нибудь конкретном примере?
- Почему бы вам не заглянуть в «Гугл»: краны парки набережные? Откроется, например, Амстердам: на старом кране устроили небольшой отель. В порту Стокгольма кран раскрашен под жирафа. В Дюссельдорфе, Буэнос-Айресе, Валенсии портовые сооружения оставлены в общественных пространствах в виде символов. Во всем этом можно заметить один принцип: кран становится ориентиром не только на местности, но и в истории. Люди видят: здесь был порт и сразу (в зависимости от воображения и образования, конечно) представляют, как город мог развиваться. Кран – это артефакт, помимо того, что технари считают по нему и конкретную информацию.
- О вашей петиции написали в различных социальных сетях, и, конечно же, к этим записям появились многочисленные комментарии. Судя по ним, многие люди все-таки не понимают смысла сохранения исторических объектов на Стрелке. Их наиболее частые аргументы, что краны и пакгаузы только портят вид, мешают гулять, что это – лишь ржавый металлолом. Что бы вы ответили этим людям?
- Ни один комментатор не обосновал внятно, что значит – портят вид. Вид на что? Когда на закате вся Стрелка выглядит сплошной тяжелой массой с уже почти потерянным силуэтом храма, краны кажутся ажурными. При тихой воде они отражаются в реке, изображения множатся. Помимо панорамных впечатлений есть впечатления и от самих объектов. Мы три весны проводили на Стрелке творческие эксперименты с художником Ксавье Жюйо и его студентами из парижской архитектурной школы Ля Виллетт. Краны, крыши, стены, поручни ограждений, баржи – все можно превратить в арт-объекты. Не все это видят и понимают – так позовем художников? Попробуем сделать что-то свежее, небывалое, не потеряв при этом память.
- Если демонтировать все эти исторические объекты не будут – где планируется взять средства на их реставрацию?
- Почему вы говорите про реставрацию? Есть и другие варианты: переформатирование объекта, включение его в виде фрагмента во что-то новое. Если придумать увлекательное дело для всех, деньги найдутся.
- Последние новости – областное правительство готово сохранить портовые краны, но только если им будет предоставлен эскизный проект. Активисты, выступающие в защиту данных исторически значимых объектов, готовы его предоставить?
- Бодриевский (руководитель Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области – прим.ред.) высказал претензию, что никто до сих пор не показал никаких эскизов. А разве у нас есть механизм обсуждения альтернативных проектов?
- Но вы согласны предоставить им эскизный проект в будущем?
- Конечно, в виде итога открытого конкурса, жюрить который будут не местные чиновники, а эксперты, не аффилированные с администрацией. Конкурс необходим для того, чтобы понять, что может быть с этой территорией дальше. Городу нужна не мемориальная зона, а живая, творческая и открытая. На этой неделе у нас пройдет несколько разных встреч с группами заинтересованных граждан. Почему мы должны молчать, если у нас отнимают то, за что мы любим город?
В заключении хочется вспомнить поговорку: «Ломать – не строить». Может быть, кому-то пакгаузы и портовые краны сейчас и мешают, но как-бы не пришлось в будущем жалеть, что они безвозвратно уничтожены.... Исторических памятников остается все меньше и меньше – время непреклонно. Мы должны хранить и защищать каждую крупицу нашей истории, иначе вскоре не останется вообще ничего, и нечего нам будет показать своим детям и внукам, чтобы проиллюстрировать им рассказы о былых временах.
Фото предоставлены группой ВКонтакте: Подъёмные силы. Стрелка. КсавьеЖюйо