Культура

Современный Раскольников – почему бы и нет?

Продолжаем рубрику «Характеры и портреты». Сегодня порассуждаем о современном образе Родиона Раскольникова и нарисуем его портрет

19.07.2020 16:12:11 Варвара Высоцкая
0

Предыдущий выпуск рубрики: об Элли Уильямс, читайте по ссылке.

Практически все читали в школе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского. Тяжелый, но такой необходимый роман. Именно тогда, в школьные годы, он воспринимался по-другому. Что-то мы не знали, что-то не понимали, а что-то, возможно, не дочитали. Сейчас же я предлагаю вам вместе со мной заново окунуться в мир классики и вспомнить бессмертное произведение, открывая в нём новые грани.

Выход в свет «Преступления и наказания» способствовал появлению многочисленных произведений-«спутников», которые в различных вариациях воспроизводили мотивы и образы произведения Достоевского. Так, всплеск интереса к роману был отмечен во Франции в 1880-х годах, когда зрителям театра «Одеон» была представлена его сценическая версия. Через два года сценическая версия романа была представлена зрителям Германии, и уже в 1979 году спектакль «Преступление и наказание» был поставлен в Театре на Таганке. В одной лишь Москве есть возможность посетить 12 постановок по мотивам романа, не говоря уже о всей России.

В данной статье мне бы хотелось выделить уникальный в своём роде мюзикл «Преступление и наказание», удостоенный российской национальной театральной премии «Золотая Маска» сезона 2016 / 2017 в номинациях «Оперетта-мюзикл/женская роль» и «Работа композитора в музыкальном театре». Уникальные образы главных героев, потрясающая массовка, шикарные решения художников, костюмеров, декораторов и бутафоров – всё это про спектакль столь самобытного Андрея Кончаловского.

Тем не менее, забегая вперёд, отмечу, что для тех, кто хотел бы увидеть данный спектакль в качестве этакой «экранизации» произведения обязательной школьной программы, – не тратьте своё время. Постановка вовсе не «на любителя». Она рассчитана исключительно «на ценителя», на тех, кто готов смотреть шире и читать между строк. Современное прочтение классики не бывает лёгким, поэтому современного Раскольникова оценят люди с гибким умом, открытые к неординарным прочтениям романа


j-FBBLNHtNs.jpg

Спектакль прекрасен по своей эмоциональной напряженности, игре актеров и умело поднятым на поверхность человеческим порокам. Романтических нот здесь нет и быть не может. Соня Мармеладова – блудница, не желающая сочувствия к себе, а Раскольников – современный студент, которому претит грязь общества и прожигание жизни. Совершенно узнаваемый, живой и понятный парень, такой родной со всеми своими метаниями, дивным сочетанием комплекса Бога с комплексом неполноценности – настолько естественным выглядит рождение его теории и все, что за этим последовало. Я его узнала. Это может быть один из моих знакомых. Это может быть любой человек на улице или в метро. С ним запросто можно столкнуться в реальной жизни при любых обстоятельствах. Он сегодняшний, живой и настоящий. И при этом Раскольников. На первый взгляд, сложно даже представить, что подобное позволительно проворачивать с кем-то из героев Достоевского, но Кончаловский с этим успешно справился.  

Итак, если вы рассчитываете остаться в легком и веселом расположении духа после просмотра – советую остановить свой выбор на спектакле в более классической интерпретации. Да, постановка действительно адаптирована под наше время, и «знакомиться» с Достоевским через неё не следует, однако взглянуть на Раскольникова с другой стороны, в рамках современной жизни, – почему бы и нет?

Иллюстрации автора

0 комментариев

Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)