С 25 октября в ГЦСИ Арсенале стартовал новый проект киноклуба – «Фильмы, которые нельзя не смотреть». Всего планируется провести 7 встреч. Ведущим выступил журналист, кинодраматург, член Союза кинематографистов и Союза журналистов России – Георгий Молокин.
Открытие проекта было торжественным. Взойдя по лестнице на второй этаж, посетителей ждали живая музыка на рояле, а в другом зале – фуршет. Ведущий, а также организаторы мероприятия были одеты в смокинги с бабочками. Все это напоминало атмосферу общества конца 19 – начала 20 века.
На первой встрече в зале собралось много народу. Возраст зрителей был совершенно разный: от студентов до пенсионеров. Также присутствовали председатель киноклуба «Время», директор Нижегородского центра немецкой и европейской культуры – Павел Милославский, бывший министр культуры Нижегородской области, депутат Законодательного собрания Нижегородской области – Александр Блудышев, режиссер Алексей Успенский и другие, которые принимали участие в выборе репертуара фильмов.
Начало весьма удивило. Георгий Молокин поднялся на сцену под музыкальное сопровождение тапёра. Лекция про становление кинематографа была очень увлекательна: это была не только речь ведущего, но и показ первых короткометражных фильмов под живую фортепианную музыку. И, я думаю, все гости мероприятия запомнили дату – 28 декабря 1895 г. В этом году произошло много событий в мировой истории. Но самое важное – в этот день в самом центре Парижа на бульваре Капуцинов в салоне «Гран-кафе» состоялся первый коммерческий сеанс. Это вызвало огромный интерес в обществе. Братья Люмьеры представили публике первые фильмы, которые длились не более минуты.
Предлагаю вашему вниманию видеоролик с несколькими короткометражными фильмами 1895 г.
Самый известный критик того времени Стасов В.В. писал: «Это гениальное из всех гениальных изобретений человечества. Наступает новая эра, которая обеспечит человечеству бессмертие. Когда уйдут эти поколения людей, мы и наши далекие-далекие потомки будем видеть этих людей. Тем самым режиссер обеспечил им бессмертие».
Когда эти короткометражные фильмы показали в России, Максим Горький высказал свою точку зрения: «Наступают жуткие времена. Грядут пошлость, всякие порнографии».
И оба они были правы. Сейчас в кино доминируют спецэффекты и компьютерная графика, и не остается места для самого важного – то, ради чего создается кино. Кинематограф разучился рассказывать человеческие истории в простой интонации. Режиссеры стали забывать одну важную истину: «Очень много можно сказать без слов». И Мишель Хазанавичус попытался сделать такой фильм. «Артист» 2010 г. получил 5 оскаров и навел много шума в среде кинематографистов, критиков и общественности.
Смотреть фильм было непривычно. Но это длилось не более 5 минут, так как сюжет быстро захватывает внимание. И даже были моменты, когда я не замечала никого: вот есть я и экран. А вы можете себе представить, что немое кино может вызвать эмоции? До этого момента я и не думала, что это возможно. На протяжении всего сеанса я испытывала и радость, грусть, и отчаяние, доходившее до слез, и волнение. Это было чем-то новым и необычным для меня. После просмотра фильма, возникают очень много мыслей, с которыми хочется поделиться. И Георгий Молокин как раз призывает зрителей к обсуждению просмотренных фильмов: делиться своими впечатлениями с другими людьми, устраивать полемики.
К сожалению, на первой встрече это получилось немного скомкано, так как программа была очень объемной. Но Молокин пообещал, что на последующих встречах будет больше общения со зрителями и приглашал всех на следующие показы. Я также советую вам сходить на это мероприятие и по-другому взглянуть на мир кинематографа.