Формула героя фэнтези

Формула героя фэнтези

Что составляет формулу идеального героя жанра фэнтези? Разобраться в этом вопросе поможет данная статья

02.10.2017 21:03
1 2677


Каждому из нас с детства знакомы различные серии книг жанра фэнтези. Многие читают фэнтези, чтобы окунуться в волшебный мир, совершенно не похожий на реальность. Другие читают фэнтези, потому что ищут свой прототип идеального героя и хотят вдохновиться его отвагой и храбростью. Так чем же так привлекателен этот жанр и почему он охватывает столь широкую аудиторию молодежи? 


Книги этого жанра, предназначенные для читателей от 15 лет до 25 лет, нашли своё место в категории Young-adultfiction и представляет собой широкий спектр самых разнообразных видов и поджанров: от графических новелл до романов. Данная литература, в основном, описывает пути становления или развития личностей персонажей, познания ими мира и самих себя, что перемежается с приключениями и/или испытаниями. Пожалуй, именно этим и привлекателен жанр для молодежной аудитории: уникальные персонажи, которые так или иначе являются «избранными», яркие характеры, которым хочется подражать и черпать от них только самое лучшее и, наконец, смелость на пути к цели и триумфальное её достижение. 


Мир фэнтези безграничен, и каждый автор создает свой собственный уникальный мир, где герои имеют свои роли и истинное предназначение. Но прочитав более пяти книг или серий разных авторов, вы волей-неволей начнете замечать некоторое сходство между главными героями. Это можно назвать выявлением «формулы идеального героя», которая дублируется из романа в роман. Пусть каждый герой и имеет «свою изюминку», но факт остается фактом: каждый персонаж вносит в мировоззрение читателя определенную лепту. Например, впечатляет своими поступками, взглядам на жизнь и смелостью. Словом, он поступает так, как чаще всего не решился бы сам читатель. Тогда назревает вопрос: «Хорошо это или плохо? Стоит ли современному читателю из категории
young-adult перенимать какие-либо качества несуществующих героев?»


фэн5.jpg 


Чтобы разобраться в этом вопросе, мы выделили топ-10 самых на данный момент полярных фэнтезикниг: 


Джоан Роулинг, «Гарри Поттер» – самый обычный 10-летний мальчуган живет у своих дяди и тети, которые не любят его. В самый обычный день Гарри узнает, что он – волшебник, и ему теперь придется учиться в Школе Чародейства и Волшебства «Хогвартс». Когда он попадает в волшебный мир, оказывается, что о Поттере знают буквально все – как единственного волшебника, оставшегося живым после встречи с лордом Волан-де-Мортом.Самое печальное, что от рук тёмного лорда погибают родители Гарри.


Риггз Ренсом, «Дом странных детей» 
шестнадцатилетний Джейкоб с детства привык к рассказам своего деда о его юности на далеком уэльском острове в приюте для «странных детей»: о чудовищах с тройными языками, о невидимом мальчике, о летающей девочке… Единственным побочным эффектом этих выдумок были ночные кошмары, мучившие подростка. Но однажды кошмар ворвался в его жизнь, убив деда наяву… 


Кристофер Паолини, «Эрагон»
таинственная находка изменила жизнь Эрагона, обыкновенного мальчика из страны Алагейзия. Чтобы отомстить за близких, он покидает родные места. В поисках Эллесмеры, города эльфов, он попадает в фантастические земли, наполненные красотой и опасностью, сражается с колдунами и чудовищами, спускается к сердцу горы в королевство гномов. Через боль потерь и бесценные дары судьбы Эрагон пройдёт путь от мальчика до мужчины, станет сильным, не зависящим ни от королей, ни от вождей. В сплетении судьбы, магии и любви ему суждено возродить былое величие Всадников и бросить вызов Империи. На суше и под водой, в небе и под землёй с ним всегда его верный дракон Сапфира. 

Кассандра Клэр, «Орудия смерти» 
15-летняя Клэри Фрей даже не подозревала, что станет свидетелем убийства. Убийцами оказались странные люди, покрытые татуировками, а тело убитого испарилось прямо на глазах напуганной девушки. Тогда она даже не подозревала, что в ней течет кровь детей небес – сумеречных охотников.


Стефани Майер, «Сумерки»  семнадцатилетняя девушка Белла переезжает к отцу в небольшой городок Форкс. Она влюбляется в загадочного одноклассника, который, как оказалось, происходит из семьи вампиров, отказавшихся от нападения на людей. Влюбиться в вампира. Это страшно? Это романтично, это прекрасно и мучительно, но это не может кончиться добром, особенно в вечном противостоянии вампирских кланов, где малейшее отличие от окружающих уже превращает вас во врага. 


Рик Риордан, «Перси Джексон»  Перси Джексон, двенадцатилетний американский школьник, едва не становится жертвой учительницы по математике. Хорошо, что ручка, которую дал ему мистер Браннер, учитель латинского языка, превращается в настоящий меч и поражает обезумевшую математичку. Но на этом беды Перси Джексона не кончаются. На побережье, куда они уезжают с мамой, на них нападает чудовище Минотавр. И друг Перси по школе, Гроувер, неожиданно пришедший на помощь, оказывается не мальчиком, а сатиром. Но главные приключения начинаются позже, когда они с Гроувером добираются до Лагеря полукровок… 


Сергей Лукьяненко, «Дозоры»  на ночных улицах опасно. Но речь не о преступниках и маньяках. На ночных улицах живет другая опасность те, что называют себя Иными. Вампиры и оборотни, колдуньи и ведьмаки. Те, что выходят на охоту, когда садится солнце. Те, чья сила велика, с кем не справиться обычным оружием. Но по следу «ночных охотников»веками следуют охотники другие Ночной Дозор. Они сражаются с порождениями мрака и побеждают их, но при этом свято блюдут древний Договор, заключенный между Светлыми и Темными... 


Кассандра Клэр, «Адские механизмы» – Тесс Грей пересекает океан в поисках своего брата, и в Лондоне времен правления королевы Виктории она обнаруживает Нижний мир, где по улицам бродят вампиры, могущественные чародеи, оборотни и другие создания. Письмо брата оказывается ловушкой, и девушку похищают Темные сестры из тайной организации «Клуб Преисподняя», которые используют ее сверхъестественную способность превращаться в любого человека, узнавая чужие мысли и чувства. Спасенная из плена Сумеречным охотником, Тесс попадает в сети коварных интриганов и с ужасом понимает, что над всеми нефилимами нависла смертельная опасность. Перед девушкой стоит сложный выбор: найти и освободить брата или вместе с Сумеречными охотниками вступить в битву за спасение мира. Тесс предстоит понять, что любовь бывает опаснее самого страшного колдовства.


Наталья Щерба, «Часодеи» Василиса обычная земная девочка, живущая с бабушкой, неожиданно узнает, что ее отец влиятельный маг Эфлары (мира, построенного на особой часовой магии). Попав в страну часодеев, фей и лютов, Василиса оказывается в центре опасной игры. Даже друзья не могут понять, кто же она сама? Неумеха, ничего не знающая о своем происхождении? Шпионка, засланная отцом, чтобы заполучить трон? Или могущественная часовщица, которая умеет управлять временем и может спасти Землю и Эфлару от грядущего столкновения? 


Крестин Гир, «Таймлесс» – шестнадцатилетняя Гвендолин Шеферд – обычный подросток, но ровно до того момента, пока не обнаружит, что ей достался ген путешественника во времени. Теперь ей придется многое узнать, отправиться навстречу приключениям, побывать на краю гибели, разгадать «тайну Двенадцати», обрести новых друзей и познать муки первой любви. 



фэн4.jpg



Условно героев вышеприведенных книг можно поделить на две основные категории: 


- борющиеся с общественным мнением и существующим в книжной вселенной органом власти: 

 

Антон Городецкий, «Дозоры» вовлечен в сомнительные истории, становиться хитрой многоходовкой руководителей Дозоров. В то время в Москве начинают убивать Тёмных, и Городецкий является главным подозреваемым. Скрываясь от Дневного Дозора, он находит истинного виновника и узнаёт, что Светлые, как и Темные занимаются интригами. Позже Ночному Дозору позволено с помощью особого мела исправить Книгу Судеб. И здесь не обходится без противоборства Дозоров и многоплановых операций. 


Белла Свон, «Сумерки»
Белла с помощью расширения своего блока невосприимчивости может противостоять чтению мыслей, эффекту паралича и боли, этот факт лишает королевскую, среди вампиров, семью Вольтури их главного козыря, делая противников равными. 


Василиса Огнева, «Часодеи» первое время её отрицают как новоявленную часодейку, но девушка не сдается и доказывает обратное. Становится орудием мести против неприятеля отца. 


Гвендолин Шеферд, «Таймлесс»
 вопреки тому, что говорилось в ложе Хранителей, совсем не похоже, что отступники пытаются сами «замкнуть круг крови», напротив, они настаивают, что круг ни в коем случае не должен быть замкнут. В отличие от Гидеона, воспитанного в абсолютном доверии к ложе и её предводителям, у Гвендолин сразу возникает масса вопросов. Она встречается с самим графом Сен-Жерменом, но тот не развеивает её сомнения, а лишь требует беспрекословного повиновения. Гвендолин не желает быть слепым орудием ложи и убеждает Гидеона помочь ей. Вместе они находят первую часть пророчества, предрекающего Гвендолин смерть. Тем не менее, выжив, девушка начинает понимать, в чём состоит «магия Ворона», которой она, по убеждению многих, должна быть наделена.


- борющиеся с превосходящим по силе противником: 


Гарри Поттер, серия одноименных книг единственный в истории выживший после заклятия смерти, становится образом героя-избавителя, после восстания Волдеморта, побеждает соперника и оправдывает своё звание.


Кларисса Фрэй, «Орудия Смерти» Кларисса обладает знанием всех рун, известных и давно забытых, которые помогают в борьбе против нечисти. Побеждает всех соперников, которые покушались на орудия смерти и жизни её друзей. 


Джейкоб Портман, «Дом странных детей» главный персонаж, может видеть пустоты, которые охотятся на странных детей. Джейкоб смог поговорить и контролировать пустоты, и начал развивать их в Библиотеке Душ. 


Эрагон, серия одноименных книг таинственная находка изменяет его жизнь. Появление на свет Сапфиры привело ко многим последствиям. После того как умирает дядя Герроу, раненый раззаками, Эрагон ставит перед собой цель – отомстить ужасным тварям за смерть человека, заменившего ему отца и мать. И он, в конце концов, достигает своей цели. 


Тереза Грэй, «Адские механизмы» в кулоне Терезы заключена частица души ангела Итуриэля, под защитой которого она находится, в момент решающей схватки девушка принимает обличие ангела и убивает создателя Адских механизмов, чем спасает мир от несокрушимых роботов. 


Перси Джексон, серия одноименных книг после того, как Гера отобрала у него воспоминания, он был вынужден жить на улице и сражаться с монстрами. 



фэн6.jpg



После рассмотрения героев одно становится точно ясно: главный персонаж обязательно обладает уникальной чертой и историей, поэтому именно он/она становится «ключом» к решению главной загадки или «основным средством» для спасения мира от нависшей над ним опасности. 


Также при более детальном знакомстве, становится понятно, что у каждого персонажа возникает конфликт с родителями, друзьями, обществом и полный багаж внутренних противоречий и сомнений. Задумайтесь, а не близко ли это каждому из нас? Пусть в фэнтези их проблемы более глобальны и утрированы, но не стоит отрицать, что большинство из них приближены к реальности и затрагивают струны души читателя. 


В глаза бросается постоянные общие черты персонажей этого жанра – особенность (важное отличие от остальных) и героизм. В каждой сюжетной линии, которую создает автор, образ героя раскрывается по-разному. Одни жертвуют собой во благо своих любимых, другие умело применяют свои навыки и хладнокровно принимают верные решения.


Таким образом, мы можем утвердить начальную формулу идеального героя в современной юношеской литературе фэнтезийного жанра. 
Герой – тот, кто смело идет навстречу опасности, защищая тех, кто ему дорог. Как правило, желание оберегать и защищать распространяется более глобально – герой старается изменить мир к лучшему и помочь бессильным. Он выделяется из толпы, имеет свою особенность, некую «избранность» в ключе собственной истории. На протяжении истории происходит развитие личности и победа над самим собой, своими комплексами и противоречиями. Героя окружают проблемы со стороны друзей, общества и семьи. Но вокруг него создается сильная команда, которая поможет ему прийти к успеху. 


Подходя к логическому завершению статьи, мы возвращаемся к ещё одному важному вопросу. Чему же все-таки учит такая литература? Какой вклад она вносит в развитие современной молодежи и чем актуальна? Ответить на эти вопросы можно, как ни странно, другим вопросом, который задавал Дональд Маасс. Он предлагал писателям представить, что они едут в поезде. С кем им хочется оказаться в купе на ближайшие десять часов с ярким остроумным человеком или с унылым невротиком? 


Вопрос оказывается риторическим, не правда ли? Герои фэнтези привлекают нас своими необычными историями и каждый обладает своей индивидуальностью, которая формируется и меняется в течение всей истории. Не это ли напоминает каждому, как быстротечна жизнь и как меняются взгляды, суждения обычного человека, в зависимости от ситуации? Верно! Мы находим героев привлекательными, потому что срабатывает прием «визуализации». Читатель проецирует на себя чувства, переживания и обстоятельства героя. Вживаясь в удачный литературный образ, читатель чувствует себя умнее, сильнее, харизматичнее  его жизнь наполняется новыми красками. И эту иллюзию другого «я» уже не хочется отпускать. 



фэн3.jpg



Фэнтезийная юношеская литература пропагандирует нам торжество справедливости, предоставляются образы главных героев с верными друзьями, которые искреннее готовы помочь другим и с радостью узнают окружающий мир. Чаще всего, в произведениях данного жанра часто демонстрируется перспектива «второго шанса» и счастливого будущего. Такие книги мотивируют и заставляют читателя поверить в лучшее, а иногда учат видеть прекрасное в обыденном. Все мы стремимся к хорошему, черпая лучшее из любимых книг. 

 

1 комментариев
Комментарии

Нина Ляпунова Чудесная статья! Молодец! 02.10.2017 22:38


чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)