Вот почему я считаю 9 мая самым важным праздником. Это великий день памяти героизма народов, сражавшихся с фашизмом за то, чтобы мы – будущие поколения могли жить, и чтобы у нас было мирное небо над головой. Сколько усилий, сколько крови, сколько жизней было отдано нашими дедами и прадедами за Великую Победу! Ради победы трудились все, от мала до велика. К примеру, в многодетной семье моей бабушки четверо старших братьев сражались на фронте, сама бабушка, будучи студенткой фармацевтического училища, вместе со своими однокашницами рыла окопы на подступах к городу, ее сестра работала на строительстве военного аэропорта, а самый младший брат выстаивал ночи у станка.
Очень хорошо, что многие люди помнят и чтут этот непосильный труд наших предков, ходят на парады Победы, повязывают георгиевские ленточки, смотрят салют, слушают военные песни. К сожалению, некоторые вспоминают о Великой Отечественной войне только 9 мая. А ведь об этой Победе нужно помнить всегда и передавать эту память новым поколениям, иначе связь разорвется. Участников Великой Отечественной, которые могут рассказать какой ужасной была эта война, и каково это было – сражаться на ее фронтах с каждым годом становится все меньше…. До сих пор жалею, что в детстве мало интересовался Великой Отечественной войной, не понимал значимости Победы, не поговорил о ней с дедом, с бабушкой, а теперь стало уже слишком поздно… Мой дед – Зотов Николай Федорович с детства мечтал стать учителем математики, в его время это была почетная и уважаемая профессия. Но война помешала осуществиться его мечте. Дед был призван в армию в 1943 году; когда он принимал военную присягу, ему еще не исполнилось восемнадцати лет. Он служил в 861 зенитно-артиллерийском полку, который защищал подступы к Минску. Закончил войну в звании ефрейтора – командиром радио-технического отделения зенитной установки. На фронте дед был дважды ранен осколками – в голову, руку, плечо и ногу.
Дед очень мало рассказывал мне о войне, почти ничего. Видимо, для него это были очень тяжелые воспоминания, и ему хотелось забыть все и начать жизнь с чистого листа. Я помню, дед рассказывал мне, что на войне они, молодые ребята, мечтали, как бы согреться, поесть и выспаться – порой им приходилось спать на голых бревнах и не есть по несколько дней. Но он не считал военный труд – добросовестный, самоотверженный, бескорыстный и честный – подвигом. За этот труд он был награжден Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» и многими другими медалями и орденами. Особенно гордился дед орденом «Отечественной войны», который получил за храбрость, стойкость и мужество в ознаменование 40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне. Все медали и ордена мы с мамой бережно храним – для потомков. Помню, когда мы собирались на парад ветеранов каждую весну, он надевал свой пиджак с орденами и медалями. Это производило огромное впечатление на меня – его внука, да и на всех окружающих.
Дед очень любил рассказывать о том, как его за верную службу наградили недельным отпуском, с какими приключениями он, еще совсем мальчишка, добирался домой – к маме. Он любил военные песни, слушал их и даже сам пел их мне, когда укладывал спать – как колыбельные. Помню, он часто водил меня на прогулку – в парк, к зенитной пушке, рассказывал, как он стрелял по фашистским самолетам. Дед с детства много читал, до старости интересовался историей и политикой государства. Любимым его героем был маршал Жуков.
Дед часто вспоминал, как все радовались известию об окончании войны. Он был участником торжественного парада Победы в Минске, а вечером девятого мая 1945 года его зенитная установка стреляла уже в мирное небо – был салют Победы. Всем им, прошедшим войну солдатам, хотелось скорее вернуться домой – к мирной спокойной жизни. Но служба его еще не закончилась – для обеспечения военной безопасности страны их полк не был расформирован до 1950 года, дед служил в армии еще 5 лет.
В послевоенное время дед также честно и самоотверженно трудился. Чтобы помочь семье – устроился на Горьковский автомобильный завод – распредмастером. Одновременно с работой ему приходилось учиться в Горьковском политехническом институте им. Жданова на технолога машиностроения. Ему приходилось очень тяжело – болела раненная голова, но он успешно учился и работал, и успевал еще ходить в кино и читать художественную литературу. Однажды он показал мне внушительный список прочитанных им книг, просмотренных фильмов и сборник выписанных из любимых произведений цитат. Все это мы бережно храним в семейном архиве.
Дед проработал на заводе 37 лет – работал инженером по бризу, старшим инженером-технологом и начальником технологического отдела Завода Мостов Грузовых автомобилей. Дед очень гордился званием лучшего технолога и рационализатора объединения. За одно из своих многочисленных (более 100) рацпредложений он получил авторское свидетельство за изобретение.
Многие директора, их заместители, главные инженеры и технологи, начальники технических бюро ЗМГА – Киселев А. А., Крюков А. А., Цветков Ю.А. Травин В. С. , Яшина Л.К., Артемьева Л. К., Саврасов. А.В., Калачева Н. И. начинали работать в его бюро. Они с благодарностью и уважением вспоминают о нем как о своем наставнике и учителе. Мама вспоминает, что к нам домой часто приходили студенты Автомеханического техникума, дед руководил их производственной практикой на заводе, помогал составлять чертежи и отчеты.
Для меня дед был самым главным учителем в жизни. С самого раннего детства я старался подражать ему во всем – рано вставать, делать зарядку, когда он что-то писал, я садился рядом, брал листочек бумаги и начинал выводить на нем непонятные каракули. Позже я научился от деда добросовестно выполнять свои обязанности, не обманывать, делать все в срок, всегда выполнять свои обещания и не бросать слов на ветер. Дедушка умел делать буквально все – будучи уже в преклонном возрасте он, чтобы помочь семье, ходил за покупками, носил тяжелые сумки, мыл и подметал полы, стирал белье, готовил, чинил все сломанные вещи. Перед самой его смертью мы вместе с ним (мне было тогда 10 лет) починили кастрюлю, у которой отломилось ручка. Конечно же, это была не самая важная вещь, и ее можно было просто выбросить, но дедушка старался до самого конца быть полезным нам, своей семье, помочь хоть этим. И это было очень важно для меня, я понял, что настоящий мужчина должен уметь делать все сам, и теперь, как и дед в свое время, стараюсь выполнять всю мужскую работу по дому, не прибегая к помощи мастеров. История жизни моей бабушки – Лидии Дмитриевны Зотовой (в девичестве Хиженковой) не менее интересна. Она росла в многодетной семье – у нее было пятеро братьев и одна сестра. Их семья была очень дружной, старшие дети помогали младшим в учебе, а родителям – по хозяйству. Кроме того, старшие братья с четырнадцати лет работали вместе с отцом на заводе. По воспоминаниям бабушки, все пятеро братьев были мастерами на все руки – в свободное время они выпиливали сестрам игрушечную мебель для кукол, причем некоторые вещи были точными миниатюрными копиями настоящих. Об их семье даже писали в газете, (о том, что ее мать признали матерью-героиней) но, к сожалению, время не пощадило тонкий газетный лист, который она бережно хранила до самой смерти.
В начале войны бабушка окончила Горьковское Фармацевтическое училище. Во время учебы она вместе с сокурсницами ездила рыть окопы в область, для защиты города Горького на случай наступления фашистских захватчиков. С 1941 по 1943 город Горький подвергался массированным авиаударам. Молодежь дежурила на крышах домов, с риском для жизни забрасывали песком зажигательные бомбы. Во время одной из таких бомбардировок - 22 июня 1943 года был смертельно ранен в подъезде своего дома глава семейства – бабушкин отец Дмитрий Степанович Хиженков. Осколок попал ему в живот, и врачи не смогли его спасти – он умер на операционном столе.
Самый старший из бабушкиных братьев Александр с самого начала войны служил артиллеристом. Будучи тяжело раненым в 1941 году находился на излечении в Горьком, не долечившись, добровольцем опять ушел на фронт и погиб в 1943 году под Курском. Другой брат – Василий – служил летчиком на тяжелом бомбардировщике, не вернулся с задания - пропал без вести. После войны бабушка пыталась узнать хоть что-то о том, где и как он погиб, но все ее розыски оказались безуспешными. Средний брат – Константин, дослужился до звания подполковника НКВД, боролся со шпионажем в Москве. Четвертый сын – Иван, тоже был участником войны, и остался жив. Пятый сын - Вячеслав всю свою жизнь связал с автозаводом, работал мастером в литейном цехе, на самом трудном производстве. Старшая сестра Антонина строила военный аэродром в городе Горьком.
Четверо сыновей были на фронте, дочери работали далеко от дома в тылу, муж погиб – и бабушкина мать Прасковья Васильевна Хиженкова осталась в Горьком с младшим сыном Вячеславом, который, чтоб поддержать мать и прокормится, в 15 лет устроился работать на хлебозавод.
В 1943 году, когда бабушке еще не исполнилось 19 лет, ее откомандировали на Дальний Восток, в город-порт Ванино, и назначили заведующей аптекой. Бабушка вспоминала – кругом были ужасы войны, гибли люди, жили впроголодь, но все равно как-то находили силы жить, бороться, трудиться, помогать друг другу, даже не смотря на смерть родных и близких. Верили, что скоро настанет победа, что все эти ужасы окончатся, мечтали о мирной спокойной жизни.
Победу бабушка встретила на Дальнем Востоке в звании лейтенанта запаса медицинской службы. В Горький она вернулась только в 1949 году, и всю свою жизнь работала в аптеке. В нашей семье остались только немые свидетели тех событий – документы, фотографии, письма с фронта.
Письма, пожелтевшие, с истертыми буквами, лежат аккуратной стопочкой в бабушкиной шкатулке. Достаю последнее – с датой 9.07.1941 г. В нем старший брат бабушки – Василий - военный летчик, защищавший московское небо в сорок первом, прощается со своей семьей – родителями, сестрами и братьями, молодой женой и маленьким сыном: «Мне с завтрашнего дня приступать к боевой работе. Буду летать на врага. Защищать вас. Согласен отвоевать за всех вас, лишь бы вас никто не трогал». Совсем простые слова – «Берегите детей, учитесь, а мы просто так не сдадимся – будем драться до последнего – пока не разобьем. Так стоит вопрос!». Читаешь и понимаешь – какое мужество и силу воли, решимость и любовь надо иметь, чтобы так по-простому, без пафоса и жалоб заранее прощаться с семьей. Рядом с письмами лежит документ – свидетельство о том, что Василий не вернулся из боевого вылета, пропал без вести, а рядом лежит похоронка на старшего брата – артиллериста, Александра. Я очень благодарен бабушке и маме за то, что они бережно сохранили эти бесценные документы, ведь эти письма – тонкая нить, которая связывает поколения моей семьи.
Но у кого-то нет и этого и многие дети растут, не имея представления о тех, благодаря кому они могут жить, не испытывая к ним никакой благодарности. Каждое девятое мая у нас в школе проводилась торжественная линейка; мы вставали перед памятником погибшим на фронте выпускникам, звучала траурная музыка, старшеклассники возлагали к памятнику венок, и ведущая перечисляла имена и фамилии погибших. Затем говорилось несколько общих слов о Великой Отечественной войне, проходила минута молчания, а после линейки нас - школьников отпускали по домам, и мы с веселыми криками разбегались кто куда, напрочь забыв об этом памятнике и погибших на фронте выпускниках. Их имена и фамилии ничего не говорили нам, и были так же холодны, как та гранитная плита, на которой они были высечены. Другое дело, если бы на нескольких уроках нам подробно рассказали о каждом из погибших, чем они интересовались, что любили, во что верили и о чем мечтали. Тогда в нашем воображении предстали бы реальные люди, когда-то бывшие такими же школьниками, как и мы, судьба которых распорядилась так, что они прямо с выпускного вынуждены были уйти на фронт. Возможно, мы бы смогли представить себя на их месте, и подумать – каково это было – уйти воевать прямо со школьной скамьи? Уйти от своих матерей, родных и близких, друг от друга, покинуть свой родной дом, город и отправится в страшную неизвестность, где холодно и голодно, где смерть идет за тобой по пятам, и где нужно не прятаться, а сражаться с врагом во имя своей Родины. Если бы все молодые люди смогли бы представить это, я уверен, что ни один из них никогда не пошел бы в «скинхеды», и не стал рисовать свастики на стенах домов. Многим из них наоборот захотелось бы больше узнать о своих передках, сражавшихся с фашизмом. Есть всеобщая память – о героизме, о подвигах всего народа, а есть личная – более крепкая и эмоциональная, основанная на родственных связях с теми людьми, которые воевали на фронтах Великой Отечественной. Наверное, если бы каждый человек смог, как я, подержать в руках конвертик-письмо с фронта с простыми незатейливыми словами о готовности умереть за родных, с пятнами от бабушкиных слез, которые она роняла, часто перечитывая его – он бы еще глубже осознал все то, что выстрадали его предки, и никогда и ни за что не забыл бы об этом.
Я считаю, что все жители нашей страны должны помнить о Великой Отечественной войне, помнить всегда, а не только 9 мая. Память – это наше самое важное оружие против фашизма, который не был побежден до конца, и как ползучая гадина спрятался, ожидая удобного момента, чтобы опять напасть исподтишка – как это случилось на Украине.