Люди

Сергей Васильевич Белковский

Беседа с замечательным преподавателем

31.05.2017 20:31:16 Николай Зотов
0 8234

Довольно сложно найти преподавателей, которых бы любили и уважали буквально все студенты. На опытный взгляд журнала Nevvod, Сергей Васильевич Белковский – кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Института филологии и журналистики (ИФИЖ) ННГУ – как раз из их числа. Его лекции не прогуливают, а, наоборот, стремятся на них попасть, чтобы получить дельные жизненные советы. Сергей Васильевич не ограничивается материалом конкретного курса: он рассказывает об истории, о политике, даже о точных науках, и после его занятий студенты выходят с впечатляющим объемом новой информации в головах. Мы решили побеседовать с этим замечательным преподавателем лично, чтобы перенять толику его безграничного опыта и, конечно, поделиться ею с вами.

 

Университет имени Лобачевского, корпус на Большой Покровской. Третий этаж, коридор. У одной из аудиторий толпятся студенты: одни активно перечитывают лекции в тетради, другие обсуждают какой-то сложный вопрос, группа «списывальщиков» жмется к двери аудитории, надеясь занять места на задних партах. Сразу понятно – студентам предстоит серьезная проверочная работа.

 

В коридоре появляется Сергей Васильевич Белковский. Он, как и всегда, одет строго по-деловому – в пиджачную пару, улыбается студентам, шутит. Возня у дверей сразу же прекращается: учащиеся уважают Сергея Васильевича за его мудрость, за огромные знания, которыми он всегда с удовольствием делится. Его система преподавания была и остается простой, но очень удобной: за весь семестр студенты пишут три-четыре контрольных работы, из результатов которых складывается итоговая оценка. Получается весьма эффективно – информацию нужно учить дозированно, небольшими порциями. Пройденный материал в этом случае запоминается гораздо лучше, чем когда студенты, по своему обыкновению, за пару дней до экзамена вызубривают сразу все билеты, которые перемешиваются в голове в ужасную кашу.   

 

Студентам, обучающимся в этом году на магистерской программе «Международная журналистика» (к числу которых относится и автор данной статьи) очень повезло, потому что Сергей Васильевич вел у них в этом семестре предмет «Освещение в СМИ международной проблематики». Перед его парой у них было «окно», но прогуливать занятия у Белковского из-за этого никто не собирался. Более того, «окно» высиживали даже студенты с других профилей, так что на парах Сергея Васильевича присутствующих было всегда больше, чем в списке посещаемости. На занятиях Сергея Васильевича никогда не бывает скучно: студенты могут вести с ним конструктивный диалог, задавать вопросы, на которые сразу же получают развернутые ответы. Обучающиеся ИФИЖ считают, что общение с Сергеем Васильевичем значительно обогащает их знания и улучшает навыки журналистского мышления.  

 

Итак, Сергей Васильевич проходит в аудиторию, следом заходят студенты-бакалавры, проходим и мы. Большая перемена – 40 минут – до начала пары еще есть время. Пока студенты готовятся к контрольной, мы с Сергеем Васильевичем начинаем нашу беседу.

 

– Пожалуй, многим студентам ИФИЖ известно, что у вас большой журналистский опыт. Расскажите, как вы решили заняться журналистской деятельностью?

 

– Однажды мой старший брат и его одноклассники делали стенгазету. Они раза два-три собирались у нас дома, и я там присутствовал (сам я еще в школу тогда не ходил). Мне было очень интересно и весело, и поэтому, когда во втором классе Клавдия Петровна (моя учительница) хотела меня назначить звеньевым, я сказал: «А можно я лучше буду главным редактором?» Она очень удивилась, но согласилась, я стал редактором стенгазеты и был им десять лет. Из нашей редколлегии вышло два главных редактора: один – городской газеты, другой – областной, один стал главным режиссером театра и один – профессиональным художником. Вот такая траектория. Потом она прервалась. В 1989 году курсанты и офицеры Зенитно-ракетного училища открытым голосованием выдвинули меня кандидатом в депутаты Горьковского областного Совета. В моей предвыборной программе был пункт о создании областной общественно-политической газеты. Этот пункт я выполнил в первые же месяцы после победы на выборах. Спустя несколько лет, уже в новой России, мне предложили стать там главным редактором.

 

– А как эта газета называлась?

 

– «Нижегородские новости», она и сейчас так называется.

 

– Каким же образом вы перешли в преподавание?

 

– В то время я работал руководителем пресс-службы губернатора. Однажды, когда здесь, в университете, один преподаватель заболел, меня попросили читать его курс на протяжении двух месяцев. Затем мне предложили по совместительству работать на кафедре. Я проработал так несколько лет, а потом прошел конкурсное избрание на должность доцента и был зачислен в штат.  



с_в-10.jpg

 


– Студенты нередко отмечают, что ваши лекции положительно отличаются от других. Есть ли у вас какая-то особая методика преподавания?


– Особая методика – это очень громко сказано. Есть набор разнообразных методических приемов, вы с ними знакомились в учебном процессе. Главные принципы, которые лежат в основе этих методических приемов: должно быть интересно и должно быть честно. Мне кажется, если не соблюдать эти два принципа, то от преподавания общественных наук может быть вред.

 

– Помогает ли вам в преподавательской деятельности ваше техническое и историческое образование?

 

– Еще у меня есть совсем уж техническое, но не вузовское образование, а обучение непосредственно в производственном процессе рабочей специальности электрик-слаботочник – по связи и автоматике на металлургическом заводе (тоже пришлось многому научиться). Учеба на радиофаке позволила мне понять, как устроен материальный мир: начиная от Вселенной, и заканчивая недрами атома, кварками и так далее. Историческое образование у меня в значительной степени ущербное, поскольку я учился в советское время, когда исторические науки были страшно идеологизированы. Тем более, что я специализировался на истории Великой Отечественной войны, где множество архивов было недоступно. Тем не менее, знание исторической фактуры позволило мне понять, что общество развивается или деградирует под действием двух типов причин: с одной стороны, определенных объективных закономерностей, с другой стороны, очень важную роль играет субъективный фактор. Еще я понял, что нельзя оценивать историю так же, как литературу – положительный герой, отрицательный (как у нас зачастую это делается). Я думаю, и к литературным героям это не применимо, а к великим историческим деятелям – тем более. Такой подход к социальной реальности я стараюсь проводить в учебных занятиях с будущими журналистами.

 

– То есть ваше образование помогает вам и в журналистской деятельности?      

 

– Совершенно верно. Я бы еще, конечно, получил бы и хорошее психологическое образование, изучил бы еще современную биологию... В общем, для журналиста очень важно умение думать, а для этого никакие знания не будут лишними.

 

– А как вы относитесь к вашей преподавательской работе?

 

– В основном, как к благотворительной деятельности. Положительные результаты – они проявятся через многие годы, как я понимаю. Поэтому я не тороплюсь формировать отношение к студентам через призму текущей успеваемости – это все в значительной степени условно. За многие годы я убедился, что некие мысли, которыми я делился со студентами, усваиваются и каким-то образом позитивно влияют на их мировосприятие, на их профессиональную деятельность. Поэтому, я думаю, мы с коллегами занимаемся тут полезным делом.

 

– Вы очень хорошо знакомы с местной журналистикой. Как вы считаете, каковы главные проблемы журналистики Нижнего Новгорода?

 

– Журналистика – социальный институт. Поскольку в нашем государстве выстроена вертикаль власти, то локальных журналистик, я думаю, почти нет. Поэтому нет локальных проблем именно нижегородской журналистики. Они такие же, как проблемы российской журналистики в целом. Может, ситуация в Нижнем обстоит немного получше, потому, что город крупный, много образованных людей, из которых могут рекрутироваться журналистские кадры, но проблемы – они, наверное, все-таки общие.

 

– Тогда какие главные проблемы общероссийской журналистики вы бы отметили?

 

– Российские проблемы журналистики, на мой взгляд, заключаются в том, что общественно-политическая журналистика, как социальный институт, не всегда выполняет свои функции. То есть влияние государства на журналистику гораздо больше, чем это должно быть в разумно устроенном государстве. Хотя то, что я говорю, может не относиться к огромным пластам журналистики: ведь есть журналистика, которая рассказывает о кулинарии, о садах, об огородах, об охоте, о воспитании детей. Есть журналистика спортивная, конфессиональная, журналистика для любителей чего-либо типа «За рулем» и так далее. Плюс еще районные газеты. В этих сегментах журналистская работа более приближена к тому, что должно быть в разумно организованном обществе. Но если мы возьмем главные каналы – это, прежде всего, телевидение, общенациональные газеты, то здесь влияние государства надо признать чрезмерным, что не идет на пользу ни читателям/зрителям/слушателям, ни журналистике.



С.В.Белковский2.jpg

 


– Сейчас популярно мнение о недостоверности информации во многих СМИ. А какие СМИ Нижнего Новгорода вы считаете объективными, заслуживающими доверия?

 

– Я затрудняюсь ответить на этот вопрос, потому что СМИ Нижнего Новгорода – это десятки сайтов, телепрограмм, газет и журналов. И чтобы ответить на вопрос так, как он задан, я должен знать эту реальность объективно и сравнивать, что они там пишут. Допустим, газета «Полезная площадь» – чтобы судить о ней, надо знать прекрасно рынок нижегородской недвижимости. Оценить объективность стороннему наблюдателю невозможно. Можно что-то в этом плане сказать о каких-то конкретных вещах, где имеешь знания, личный опыт, но это будет оценка не журналистики в общем, а только определенного материала.

 

– Хорошо, а какие нижегородские издания вы предпочитаете читать?

 

– Я смотрю то, на что хватает времени: новостные сайты, газеты типа «Нижегородской правды», смотрю «Нижегородские новости», «Автозаводец» «Красный сормович». «Ленсмену», иногда захожу на сайты районных газет. Правда, приведенной информации доверяю пятьдесят на пятьдесят. Мало доверяю «новостям из будущего». Какие радужные перспективы рисовались по поводу сотрудничества ГАЗа с иностранными автогигантами… Второе десятилетие регулярно рисуют дорогу-дублер проспекта Гагарина… Такой футурологический новостной поток занимает немалое место в наших СМИ. Но очень доверяю краткосрочным прогнозам погоды, хотя это не журналистский материал. Доверяю фотографиям и видео на новостных порталах. Доверяю информации об отставках и назначениях, то есть о самих событиях, но не о причинах их вызвавших.

 

– Как вы думаете, возможно ли, что в будущем вся журналистика России будет объективной, правдивой, честной?

 

– Объективной – нет. Основная масса людей и не ждет от журналистики объективности. Люди заходят на сайты, включают телевизоры, чтобы получить очередную дозу полезной информации и развлечений. Медиабизнес должен приносить прибыль, а для этого надо удовлетворять, в первую очередь, массовые потребности. Поставьте вместо «Давай поженимся» часовую передачу на тему экономики, выдержанную в лучших традициях качественной журналистики. И сравните рейтинги. Честность – это проблема. Честность журналиста перед читателем и честность перед владельцем СМИ – в идеале между этими понятиями не должно быть противоречия. В реальности же бывает иначе. Правдивость – это то, что выглядит правдой для автора публикации, но человеку свойственно ошибаться. То, что процесс будет идти в сторону формирования качественных общероссийских СМИ – это несомненно. Но качественные СМИ будут пользоваться спросом у незначительной части аудитории. То, что изучается у нас на журналистских дисциплинах, в конечном счете, будет востребовано, потому что социальная и правовая среда будет более благоприятна для развития качественной журналистики, нежели сейчас.

 

– Существует мнение, что скоро печатные издания исчезнут. Вы согласны с этим?

 

– Общее потребление газетной бумаги по экспоненте будет снижаться. Это глобальная тенденция. Но уже возникла и бурно развивается конвергентная журналистика (интеграция информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс, как-то онлайн-газета, веб-телевидение) прим. ред. Чрезвычайно востребованы умные журналисты, которые могут создавать мультимедийный контент. Журналистика – социальный институт, который не привязан исключительно к традиционной полиграфии. Не только молодежь, но и большая часть людей среднего и старшего возраста воспринимают информацию и на дисплее, и на бумаге – важно, чтобы это был журналистский труд, который бы удовлетворял потребности аудитории. Форма носителя – береста, газетная бумага, жидкокристаллический дисплей – это, конечно, влияет на восприятие, но все-таки вторично. Медиабизнес активно впитывает достижения цифровой эпохи, спрос на медиапродукцию только растет.

 

– А как вам мнение, что блогеры вытеснят профессиональную журналистику?

 

– Блогеры не прилетели с другой планеты. В СССР были десятки тысяч рабкоров и селькоров – это люди с журналистскими способностями, но в силу каких-то жизненных обстоятельств не ставшие профессиональными журналистами. Сейчас такого рода люди могут реализоваться в блогосфере. Особенно для аудитории школьного возраста и немного старше. Однако самые лучшие блогеры сейчас – это, как правило, профессиональные журналисты. Профессиональный журналист ушел в блог, где, как оказалось, можно больше зарабатывать (если журналист толковый, конечно). Многие журналисты совмещают и то, и другое. Редакции не препятствуют тому, что штатные журналисты ведут блоги – для этого у них нет юридических оснований, кроме того, это может быть дополнительная реклама газете – что там работает известный блогер.

 

– Значит, у журналистики все-таки есть будущее?

 

– Безусловно. Попробуйте представить себе жизнь без интернета, телевидения, радио, журналов, газет.

 

– Наконец, какой бы вы дали совет начинающим журналистам, студентам, которые только недавно вступили на широкое журналистское поприще?

 

– Совет не блещет оригинальностью – как можно больше читать. У нас гигантские технические возможности получения информации, а мотивированность многих людей, в том числе и работающих в СМИ, на получение этой информации оставляет желать лучшего. Читать российские новости, читать международные, читать умную аналитику, чувствовать, как стремительно изменяется этот прекрасный и яростный мир. Если будет стремление жить в потоке жизни, чувствовать себя общественной свободной личностью, то все остальное приложится в процессе повседневного труда.


Фото: Алина Мигушина 

0 комментариев
наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)