― Традиционный вопрос: как начинался творческий путь?
― Я из провинциального города П, где учился в техническом вузе по специальности электротехнолог. Но чувствовал, что занимаюсь не тем, чем хотелось бы. И я решил кардинально поменять свою жизнь.
В то время в Нижнем Новгороде я рассматривал два отделения: дизайн ― на тот момент непонятное для меня слово, и архитектура ― которая показалась мне фундаментальной, значимой ― и я выбрал этот путь. Вступив на него, опять же не до конца был уверен, что это моё. Но люди, которые учились на дизайне и архитектуре, их занятия, то, как они проводили свободное время, ― оказалось для меня гораздо ближе. Здесь я раскрылся. Понял, что дорога верная, остается ее немного скорректировать.
Продолжительное время я не понимал, что такое архитектура, как ее создавать. До 3 курса не был уверен, что стану архитектором. Все решил случай ― я решил участвовать во всероссийском конкурсе «Дом для звезды». Занял на нем первое место, а потом было «Венецианское биеннале», друг за другом пошли другие конкурсы. Участие и победа в них дали мне веру в себя. Я считаю, что самое важное ― это поверить в себя, и тогда ты сможешь открыть в себе новые горизонты.
― Как отреагировали окружающие люди на резкую смену направления?
― Я всегда избирательно учился, занимался тем, что мне нравилось, ― по таким предметам у меня были хорошие оценки. А на все остальное забивал. Но это, наверное, черта характера. Если меня что-то увлекает, то я полностью ухожу в процесс.
У меня есть старшая сестра. Родители контролировали ее, следили, чтобы та училась на «отлично». А мне, как мальчику, дали полную свободу. Когда я заявлял - хочу туда или хочу поступить таким образом - родители легко соглашались с моими решениями. Не было никакого давления, мне давали свободу, за что я очень благодарен. Так я сам научился делать выбор.
― Сейчас много разговоров ходит о бесполезности обучения в вузе. Ты открыл своё архитектурное бюро еще будучи студентом. Насколько студенчество, годы учебы в ННГАСУ, оказались полезными?
― Мне нравилась жизнь в вузе. Не обучение, а сам процесс жизни. Это было весело, интересно, мне нравились люди, с которыми я учился, с некоторыми мы дружны, и я горжусь этой дружбой.
А что касается обучения, то есть статистика, что вуз дает 20% знаний, которые применяешь в дальнейшей профессии, всё остальное приходит с опытом, с практикой. Конечно, в последнее время многие ругают наше образование. Но если у тебя есть желание, то ты возьмешь необходимые тебе знания. Будешь слушать лекции, участвовать в конкурсах, проходить стажировки – набираться опыта и уверенности.
Для меня был прорыв, когда я ездил в Венецию. Мне показали совершенно другой подход к проектированию. К примеру, мы начали делать объект, 2 дня над ним свободно работали, а потом руководитель подошел, смял наш проектик, выбросил его и сказал: «А теперь начнем с анализа». 70 % времени мы анализировали участок, людей, для которых создается объект, что было до и что планируется после и многое другое. До этого мы проектировали бездумно, просто делали красивое формообразование.
― Расскажи про свой первый архитектурный объект.
― Первый построенный и значимый для меня объект ― Premio Centre. Считаю, что он мне попался слишком молодому. Но он получился и даже занял некоторые премии. Сейчас смотрю на Premio и понимаю, что его можно было сделать по-другому. И мой преподаватель, кстати, говорил, что если, глядя на объект, знаешь, как его сделать лучше, значит, ты растешь. Видимо, расту….
Я так проверяю качество работы. Лично для меня, если спустя 3-4 года объект не раздражает, когда проходит замылиность, то проект удался. Думаю, что в основном объекты, которые мы делали, спустя некоторое время смотрятся хорошо.
Еще, думаю, сомнительно делать модные объекты в архитектуре.
― Мода ― это проходящее.
― Да, она скоротечна. Дизайн живет довольно короткое время, там это допустимо. Архитектура живет дольше. Делаю ставку на самобытность, хотя модными приемчиками грешу…
― Сколько к настоящему времени на счету построенных объектов?
― Довольно много сделано и архитектуры, и дизайна, но хочется верить, что все основные проекты впереди.
― Есть среди объектов любимый или тот, который имеет для тебя особое значение?
― Все любимые, все выстраданные, почти как дети. В каждый объект вкладываешь душу. Я всегда переживаю, когда заказчики отходят от проекта, или строители пытаются что-то в проекте заменить. Если, к примеру, у вас сдвинуть глаз влево всего лишь на 1 сантиметр, то, возможно, вас уже не узнают в толпе.
Последний, который нам трудно дался, это торговый центр на Советской площади. Изначально название было «Атлантида», поэтому там появились акценты в виде скульптур Атлантов. Советский район города задал отсыл к советскому конструктивизму, к простым, но монументальным формам. За три месяца до открытия инвесторы поменяли название на «Жар-Птицу». Фасады стали замусориваться рекламными баннерами с хохломой, вывесками в русском народном стиле, какой-то странной жар-птицей, больше напоминающей курицу. Все доводы и письма в неразумности нового названия с такой архитектурой оказались тщетными. Часть, конечно, получилось отстоять, к примеру, скульптуры хотели «одеть» в кокошники. Сыграл шутку, конечно, и кризис. Поначалу не планировалось такое количество рекламных конструкций на фасаде. Но многие крупные арендаторы отказывались садиться в торговый центр без крышной рекламы. Несмотря на все эти засады, здание получилось интересным, особенно мне нравится там интерьер.
― На что, прежде всего, ориентируешься при проектировании?
― Как-то я, гуляя по парку, думал, что такое архитектура для меня? И пришла мысль, что архитектура - это ответ! Ответ на вопросы формой.
Ответ среде, куда сажается объект; ответ заказчику с его интересами; ответ городу с его регламентами; ответ жителям и, наконец, ответ самому себе. И когда ты отвечаешь на все эти вопросы, некий образ будущего объекта складывается в паззл.
― В твоем архитектурном бюро собрана молодая команда. Каким образом набираешь к себе людей: талант, умения?
― Смотря на какую задачу я ищу сотрудника. Но все, кто со мной работает, однозначно талантливые люди. Еще для меня очень важна личная составляющая – порядочность человека.
― Ты наверняка сталкивался с начинающими архитекторами, дизайнерами. Как думаешь, чего они в первую очередь хотят? Изменить свой город к лучшему, добившись успеха здесь, перебраться в более крупный город или уехать за границу?
― Не знаю чего хотят. Успешными и востребованными, наверное, быть, а дальше уже от человека зависит, все же разные. Считаю, что всё в нашей профессии держится на трех составляющих: желание, талант и умение найти своего заказчика, плюс всё это помноженное на удачу. Тогда не имеет значения, где работать. При этих составляющих всё получится, и без разницы - в каком городе, в какой стране.
― Оцени архитектуру Нижнего Новгорода в целом. Есть объекты, которые нравятся или не нравятся?
― Я не берусь никого осуждать и критиковать. Доведенный проект ― это огромный труд. Если у кого-то что-то не получилось, это не всегда вина архитектора. Но могу сказать, что из недавно появившихся есть очень приличные объекты.
Вся проблема в том, что на архитектуру уходит очень маленькая часть бюджета. Инвесторы хотят максимально выжить прибыль с объекта, поэтому мы пытаемся сделать архитектуру дешевыми способами. Но есть и конкуренция между инвесторами, благодаря которой архитектура развивается.
― Все упирается в финансы. А насколько вообще затратно сделать хороший объект?
― Квадратный метр от 30 тысяч, цена поднимается в зависимости от материалов, наполнения, места. С опытом я нашел приемы, которыми можно делать недорогую, но приличную архитектуру. Притом же установка на экономность дисциплинирует, дает импульс к творческой изобретательности.
― А для тебя самого работа в большей степени – способ заработка или увлечение всей жизни?
― Как сказал Оскар Нимейер в своем интервью, когда ему было 100 лет: «Архитектура важна, но жизнь важнее». Мне эти слова показались настоящими. Я уверен, что жизнь важнее. Друзья, родители, время ― это никогда не вернется.
― Есть ли люди, которые повлияли на твой творческий путь?
― Было много людей, которые будто стояли на перекрестке. Ты не знал, куда повернуть, а они направляли, иногда даже не осознавая этого.
― Если человек хочет стать архитектором, с чего ему следует начать?
―Наверное, с вопроса к себе: Хочешь? Попробуй!
― А если уже выучился на архитектора?
― Искать своего заказчика. А перед этим я бы посоветовал пройти практику у маститых архитекторов. Я, к сожалению, пропустил этот этап. Перепрыгнул его, а потом понял, что чего-то упустил.
Но все идет так, как идет.
Фото: Анастасия Жирнова и из личного архива Станислава Горшунова