Выставки

Контраст образов. Выставка «Брейгели»

Обзор выставки от журналистки «Невода» Алины Мигушиной, которая подготовит вас к посещению «Брейгелей»


07.04.2016 11:53:47 Алина Мигушина
0 3503

Что посоветовать нижегородцу, желающему посетить уникальное место? «Поехать в далекое путешествие!» - заявит толпа. Nevvod же предлагает отправиться в XVII век и прочувствовать атмосферу позднего Северного Возрождения. Наконец-то стало возможным воплотить в жизнь давний грандиозный проект выставки картин великих фламандцев – династии Брейгелей. Фамилия эта скрывает за собой много таинственного, искусствоведы до сих пор лишь догадываются о деталях жизни и творчества Брейгелей. Nevvod побывал на пресс-показе в НГХМ и теперь спешит поделиться своими впечатлениями. 

 
С 6 апреля по 15 мая в художественном музее на Верхневолжской набережной ( в «Доме купца Сироткина») будет проходить выставка «Брейгели». «Брейгели» - это экспозиция картин Питера Брейгеля-младшего (сына Питера Брейгеля, «Мужицкого») и Яна Брейгеля-младшего (внука Брейгеля «Мужицкого»). Константин Мауергауз – частный коллекционер, который и предоставил эти поистине драгоценные экспонаты. В арсенал фламандской коллекции Мауергауза, помимо работ младших Брейгелей, входят картины Яна Брейгеля-старшего (сына Брейгеля «Мужицкого»), а также - многих художников из окружения великой династии. Выставка коллекции Мауергауза уже с успехом прошла в 2015 году под названием «Младшие Брейгели» в Москве. Интересно, что данное частное собрание вобрало в себя столько произведений Брейгелей, сколько не смогли заполучить Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина.


На нижегородской выставке акцент сделан именно на контрасте между младшими Брейгелями. Вылетев практически из одного гнезда, будучи окруженными традицией написания картин своего великого предка, Ян-младший и Питер-младший практически не коррелируют друг с другом в стилевом и идейном наполнении работ. Начнем с того, что за увлеченность потусторонней тематикой Питер Брейгель-младший получил прозвище «Адский». Ян Брейгель-младший - сын Яна-старшего по прозвищу «Райский» или «Бархатный» - многое перенял у отца: нежность палитры, мифологизм, цветочное оформление, – все это дает повод назвать «Райским» и Яна-младшего.




Несомненно, общей архицелью творчества потомков являлась популяризация картин Брейгеля «Мужицкого». В течение своей жизни Брейгель-старший не получил должного признания. Его гениальность искусствоведы «обнаружили» лишь в XIX веке Ажиотаж вокруг этой фамилии начался и вовсе после выставки в Амстердаме 1934 года. В России до сих пор нет картин Брейгеля-старшего. В нужные времена он просто был не в моде. Если бы Брейгеля «Мужицкого» полюбили в Европе уже в XVIII веке, то и Елизавета Петровна, и Екатерина Великая наверняка приобрели бы оригиналы его картин. К счастью, сейчас мы имеем возможность посетить выставку «Брейгели» и хотя бы косвенно, через сына и внука, познакомиться с Брейгелем-старшим. Впрочем, картины младших Брейгелей представляют огромную ценность и сами по себе.


«Брейгели» расположились в небольшом зале художественного музея. Ничто в интерьере не отвлекает посетителя: декор лишь подчеркивает утонченность экспозиции. Левая сторона принадлежит Яну-младшему, правая – Питеру-младшему. Проделывая, казалось бы, совсем небольшой путь вдоль экспозиции, зритель успевает испытать разные чувства. Ниже Nevvod делится личными впечатлениями. 

  

Так, при рассмотрении «Путешествующих торговцев...» Яна-младшего на коже буквально ощущается прохлада северного речного воздуха. Суета крестьянских реалий лишь недолго удерживает на себе взгляд – легкие, эфирные речные суда, нежно-бирюзовая гамма завораживают куда сильнее. Далее мы подходим к «Спящей Диане» того же Яна-младшего, и вот оно – Возрождение, каким мы привыкли его понимать: мягкие изгибы женского тела, струящиеся хитоны и хитрые взгляды сатиров... Картины Яна-старшего и Яна-младшего действительно сильно рознятся по эмоциональному наполнению с картинами Питера-старшего и Питера-младшего. Словно одно кряжистое дерево раздвоилось и теперь имеет два противоположных ответвления. Проходим еще немного и видим знакомые очертания - это «Аллегории» Яна-младшего. Эти полотна притягивают и удерживают зрителя своей загадочностью, метафоричностью. Искушенный зритель и тот невольно станет анализировать «Аллегории». 




Яна-младшего и Питера-младшего в зале музея разделяет витрина с образцами изысканной кабинетной живописи. Богачи Антверпена, разумеется, обращались к мастеру этого жанра, Питеру Брейгелю-младшему с тем, чтобы их дома украсили его «картинки». На выставке представлены следующие миниатюры: «Фламандская пословица», «Пьяница на яйце» и «Мужчина обнимает даму...» Эти названия, должно быть, настроили читателя на совсем иную, нежели у Яна Брейгеля-младшего, стилистику. Теперь мы готовы совершить променад вдоль экспозиции Питера-младшего.


Питер Брейгель-младший использовал технологию переводного письма: с помощью калек он копировал многие картины своего отца. Со временем у сына сформировались свои личные художественные взгляды, но тематика осталась прежней. Видно, что деталям он придает большее значение, нежели Брейгель «Мужицкий» (хотя и его картины богаты элементами). Питер-младший пишет укрупнено, но сохраняет стилистику отца. Иногда сюжеты младшего словно являются вырезанными фрагментами из масштабных работ старшего. Питер-младший глубже осмысляет философию жизни и греховность человека. Возможно, поэтому он тщательно выписывает черты лиц, эмоции (нередко с гиперболой). Подобное можно увидеть на картине «Пьющий король», где монарх и его окружение имеют лица, близкие к звериным, картина словно говорит о безобразности пьянки. Из экспозиции Питера-младшего можно выделить картины, построенные по принципу батальных: мы наблюдаем сверху и видим сразу и много. В сценах битв этот прием помогает показать подробности сражения, стратегии. Брейгели же используют его в совсем ином ключе. Им важно отобразить детали жизни, в особенности ее недостатки, пороки, а также постараться выявить корень проблемы.


Мы могли бы продолжить описание, но это никогда не заменит ваших личных впечатлений. Одна возможность постоять рядом с «пришельцами» из другой эпохи, является весомым аргументом к посещению выставки «Брейгели». Каждая деталь полотен, каждая потертость заслуживает внимания, ведь в них - история искусства. Без сомнений, на этой выставке каждый найдет для себя то, что ему близко и интересно.


Брейгели-48.jpg


В заключении хотелось бы обратиться к высказываниям министра культуры Нижегородской области, Сергея Горина, который был одним из первых посетителей «Брейгелей». По его словам, музейная сфера в нашем городе развивается, как никогда. За год посещаемость художественного музея увеличилась на целых 15 процентов. Люди испытывают всё большую потребность в эрудиции, им всё интереснее проводить время интеллигентно. Министр заверил в том, что грядут масштабные культурные проекты. Разумеется, Nevvod постарается информировать своих читателей о них и освещать важные для культурной жизни города мероприятия.


Фото автора

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 2766
Выставки Искусство, говорящее само за себя. «Красная Атлантида» Приоткрываем дверь в мир ушедшей эпохи Советского Союза на открытии выставки «Красная Атлантида» в НГХМ
0 2867
Выставки Шоу-мастеркласс по художественной ковке Александра Галимова Мы проведем для вас прямое включение с этого закрытого мероприятия
0 2544
Выставки Мастерство реставрации и современные технологии Знакомимся с реставрационным искусством и узнаем, почему в скором времени будет крайне полезно брать в музеи смартфон
0 4242
Выставки Символизм и современное искусство Выставка Олега Вдовина в галерее Futuro
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)