Каждый год на свет появляется всё больше и больше антиутопий - по книгам, подростковые, постапокалиптические. Самым ярким примером этого жанра последнего времени являются серии фильмов «Голодные игры» и «Дивергент». Рвущие кассу антиутопические ленты - «золотая жила» современного кинематографа, в которую легко попасть, но где трудно удержаться. Примером этому служит недавняя непонятная «Мафия», созданная российскими киноделами.
В этот раз в антиутопическом кино дебютировал Дрейк Доримус, известный по лентам «Как сумасшедший» и «Полной грудью». Режиссёр неоднократно участвовал в фестивале «Санденс» и даже взял гран-при в 2011 году. В 2015 году на Венецианский кинофестиваль Доримус привёз своё новое творение – «Равные» и взял приз за лучший, по мнению критиков, саундтрек.
Зрители по всему миру смогли оценить фильм еще 5 сентября, а вот российский прокат запозднился почти на год. Отзывы о «Равных» резко разделились на две группы - абсолютное неудовлетворение и полный восторг.
Фильм рассказывает об идеальном мире без чувств, где эмоции являются смертельной болезнью, так называемым «Синдромом общественной сознательности», сокращённо SOS. Главный герой фильма - Сайлос (Николас Холт) - обнаруживает у себя симптомы этой болезни. Николас Холт блестяще справился со своей ролью. Он не показывал эмоции до момента появления в кадре Нии (Кристен Стюарт). В этом фильме Кристен вернулась к истокам своей карьеры - неэмоциональной Белле из «Сумерек». Нет-нет, если вы подумали, что она так и была со знаменитым, ничего не выражающим лицом весь фильм, то вы ошиблись. На этот раз в нужной ситуации она всё же задействовала мимику.
В фильме «Равные» мы получаем антиутопических «Ромео и Джульетту», в каком-то смысле обошедших самого Шекспира. Здесь дело не в людях, которые против того, чтобы Сайлос и Ния были вместе, их отношения запрещены из-за заболевания, которое можно и нужно лечить, следовательно - забыть все чувства.
Награда, полученная в Венеции год назад за саундтрек, оправдана. Под спокойную музыку Дастина О'Халлорана и Саши Ринга не хочется танцевать или спасать мир, но именно в контексте этого фильма композиция уместна. Другого варианта сочетания и не нужно.
Нельзя оставить без внимания и операторскую работу. Местами она выполнена отлично - крупные планы отдельных частей тела и расфокусировка делают фильм очень трогательным. Но постоянно движущаяся камера не всегда уместна. В половине планов стоило бы сделать камеру неподвижной, в одном случае стоило ускорить действие, в другом - вообще часть вырезать. От этого концепция и смысл бы не изменились, но фильм смотрелся бы намного легче и не казался таким затянутым.
«Равные» - трогательная антиутопия, подходящая для весьма флегматичных людей, которым не принципиальна динамичность кадра.
В кинотеатрах сети Синема парк с 14 июля.