История

Завод им. А.С. Попова: за 100 лет от автобусов к радио

Зульфия Хасанова ― о том, как складывалась судьба завода за целый век

20.05.2016 15:48:45 Зульфия Хасанова
0 5473

В феврале 1916 года из Риги в Нижний Новгород был эвакуирован железо-конструкционный завод «Молот». Именно тогда и начал свою историю будущий Горьковский завод связи имени А.С. Попова.

 

«Поперек конвейера перед фарами первых собранных автомобилей протянулась алая лента с лозунгом: «На социалистических колесах вперед по пути к социализму!» Под звуки заводского гудка, гром оркестра и радостные крики «ура!» шофер первой машины плавно спускает ее с конвейера и выводит на заводской двор. За ней сходят еще девять машин. Блестя свежей краской и лаком, они встали в ряд. Рабочие облепили их, гладили кабины, разглядывали машины как диковинку. Радостным возгласам не было конца. С огромным интересом всюду pacсматривали первые нижегородские автомобили». Так советская пресса описывала событие, произошедшее 1 февраля 1930 года на заводе «Гудок Октября», расположенном в Канавино, тогдашнем пригороде Нижнего Новгорода. Из ворот завода вышли первые нижегородские автомобили.

 

Вы удивитесь, почему автомобили и какой «Гудок октября»? Это же завод радиоаппаратуры. Да, но так было не всегда…

 

К началу 1928 года по численности автомобильного парка (менее 20 тысяч автомобилей) СССР уступал даже таким небольшим государствам, как Финляндия, Польша, Румыния и Португалия.


Для широкой автомобилизации страны необходимы были сотни тысяч машин в год, имевшиеся же два автозавода в стране давали лишь 3-4 тысячи автомобилей в год. Импорт был не реален и не мог существенно решить эту проблему, а мощности отечественных предприятий явно не соответствовали резко возросшему спросу на автомобили, главным образом грузовые. Выход заключался в создании современных заводов, работающих по высокопроизводительной технологии, хорошо освоенной заводами США.


cRaZWvt1PXs.jpg


Дорожные условия глубинных районов США напоминали русские. Это хорошо подтверждалось опытом эксплуатации американских автомобилей, ввезенных в СССР. К 1929 году американские автомобили составляли треть советского автопарка, а самыми распространенными были автомобили «Форд», завоевавшие в мире всеобщую популярность своей простотой, надежностью и дешевизной.


Эта дешевизна сыграла важную роль в выборе именно «Форда» в качестве основы самого массового советского довоенного грузовика. Чем масштабнее выпуск, тем ниже себестоимость – в 1927 году средняя стоимость легковой модели «Форд» равнялась 738 долларам США (около 1500 тогдашних рублей), а минимальная – 380 долларам (около 760 рублей). В то же время стоимость легковых автомобилей в Германии составляла 3500-6500 рублей.

31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. «Автострой» получал от «Форд Мотор Компани» техническую помощь: планы, патенты, чертежи, необходимые для постройки и пуска нового завода, – право на изготовление у себя моделей «Форд» и ежегодное обучение в США 50 инженеров, техников и мастеров. В свою очередь, советская сторона обязалась сообщать Форду все улучшения в модели, введенные нашими инженерами. Техническое сотрудничество определялось на срок в девять лет. Со стороны СССР договор был подписан заместителем председателя ВСНХ СССР В. Межлауком и председателем «Амторга» С.Г. Броном, а с американской стороны – самим Генри Фордом.


В качестве оплаты советская сторона должна была приобрести в течение четырех лет 72 тысячи комплектов деталей. Таким образом, договор с Фордом давал возможность сразу же начать сборку автомобилей, не дожидаясь окончания строительства Нижегородского автозавода.

Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-AA. Местом для строительства завода производительностью 100 тысяч автомобилей в год был выбран Нижний Новгород.

Место для строительства нового автозавода выбрали в районе деревни Монастырка под Нижним Новгородом, срок строительства определили в три года, то есть завод должен был вступить в строй в начале 1932 года. 


FC5dhp-5UiE.jpg

Почему выбрали именно Нижний Новгород? Наличие квалифицированной рабочей силы, расположение города на слиянии рек Волги и Оки, что обеспечивало дешевизну подвоза сырья и отправку готовой продукции водным путем, близость уральской металлургической базы, удаленность от государственных границ – вот доводы, предопределившие выбор.

Не дожидаясь окончания строительства, было принято решение организовать сборку автомобилей из американских машинокомплектов. В качестве одной из площадок для сборочного завода был выбран посёлок Канавино Нижегородской губернии (ныне в составе Нижнего Новгорода).

Один из автосборочных заводов было решено разместить вблизи строящегося автогиганта. Выбор пал на Канавино, где был расположен завод сельхозтехники «Гудок Октября». В июле 1929 года директор завода «Гудок Октября» получил указание построить корпус завода и выделить его в самостоятельное производство.

В ходе реализации договора с Фордом завод был переоборудован в автосборочный и получил название «Первый автосборочный завод» (Вторым автосборочным станет завод имени КИМа в Москве). Точнее – на этом предприятии был организован автосборочный цех с конвейерной сборкой. Из США морским путем через Мурманск уже начали поступать машинокомплекты. Завод был полностью подготовлен для сборки американских грузовиков в начале 1930 года, и 1 февраля страна получила первые автомобили, изготовленные в Нижнем Новгороде.


1 февраля 1930 года из ворот завода вышли 10 грузовиков Ford-AA. С 1931 года часть грузовиков оснащалась задними двухосными тележками фирмы Timken. Трёхосные грузовики получили обозначение Ford-Timken. В 1932 году был пущен в строй Нижегородский (позже Горьковский) автозавод. 1-й автосборочный фактически становится его филиалом (но юридически это было оформлено только 1 января 1940 года). В начале года завод дособирает последние Форды, после чего занимается подготовкой кадров для ГАЗа.

В последующие годы разрабатываются различные автобусы, фургоны, санитарные автомобили. Выполнялись также разовые заказы на изготовление автомобилей специального назначения, производился капитальный ремонт кузовов. 

ag5QOGl1E68.jpg


Во время Великой Отечественной войны завод продолжал выпуск штабных и санитарных автобусов, причём объёмы производства были увеличены. Кроме того было освоено производство полевых кухонь и походных кузниц.

В соответствии с Постановлением СНК СССР от 17.02.1946 завод становится самостоятельным предприятием и получает название Горьковский автобусный завод (ГЗА). В то время это был единственный в СССР специализированный завод по производству автобусов. В 1949 году создаются несколько моделей капотных и бескапотных автобусов на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Для производства выбирают капотный автобус ГЗА-651 и санитарный ГЗА-653. Их выпуск начинается в конце 1950 года.

15 декабря 1951 года выходит Постановление СМ СССР о перепрофилировании ГЗА на выпуск средств связи. Всё оборудование, оснастку и документацию на производство автобусов было предписано передать на Павловский завод им. Жданова.

 

С января 1952 года ГЗА становится Горьковским заводом радиоаппаратуры. В 1975 году ему присвоено имя А.С. Попова.

И производство радиоаппаратуры тоже было выбрано не случайно. Ведь радиовещание возникло именно в Нижнем Новгороде. С нашим городом связана жизнь и деятельность знаменитого русского учёного, изобретателя радио Александра Степановича Попова - несколько лет он заведовал электростанцией при Всероссийской Нижегородской ярмарке. 


8INtvhz25ug.jpg

В 1918 году в нашем городе была организована знаменитая радиолаборатория, и уже 27 февраля 1919 года Нижегородской радиолаборатории удалось вместо «морзянки» запустить в эфир человеческий голос: «Алло, говорит нижегородская радиолаборатория!». Регулярное вещание началось 27 декабря 1924 года, а через год нижегородская станция первой в стране начала ретрансляцию широковещательных передач из Москвы.

 

На заводе появилось конструкторское бюро, и спустя некоторое время будущий Горьковский завод аппаратуры связи им. А.С. Попова одним из первых в стране стал работать на госзаказ.

 

Начался выпуск авиационных средств связи. Надежность и простота эксплуатации сделали возможным их применение в различных летательных аппаратах. С 1956 года завод стал производить радиостанции воздушного и наземного базирования для управления авиацией.

В 1975 году за успешное выполнение государственных заданий постановлением Совета Министров РСФСР Горьковскому заводу аппаратуры связи было присвоено имя выдающегося изобретателя радио Александра Степановича Попова.

Сегодня предприятие обладает широким спектром возможностей в области производства радиоэлектронных приборов. Горьковский завод аппаратуры связи имени А. С. Попова осуществляет производство, техническое обслуживание, ремонт и модернизацию авиационных и наземных радиостанций, авиационных модулей комплексов радиосвязи, самолетных переговорных устройств, аппаратуры речевого оповещения.

Почти 85 процентов всего парка самолетов РФ и стран СНГ оснащены изделиями завода аппаратуры связи имени А. С. Попова!

 

А кроме радио появилась на заводе и отрасль физиотерапии в 2001-2002-ом годах, и сегодня эта отрасль  для предприятия не менее стратегически важна, чем другие. Физиотерапия является одной из альтернативных форм лечения, признанной официальной медициной. Широкое распространение физиотерапевтические приборы получают и в быту: сейчас предприятие выпускает приборы, лечение которыми возможно в домашних условиях.

Сейчас территория завода производит немного унылое впечатление, там появились арендаторы, не связанные с производством завода – медицинская клиника, типографии, склады и так далее.

 

Но завод жив, производство не остановилось, благодаря труду и любви работников завода. А редакция «Невода» в юбилей желает ГЗАСу им. А.С. Попова дальнейшего развития и новой, не менее насыщенной истории, длинною в столетия. 

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 5164
История Каким люди представляли мир? Смотрим старинные карты Статья о старинных картах и открытиях, изменивших представление человечества о мире
0 4625
История Почему 536 год был худшим для жизни Перевод статьи о самом темном году в истории, подготовленный нашей журналисткой Алёной Фалько
0 18326
История Экскурсия по Ковалихе От кузнецов до мистики. Интересная история улицы Ковалихинской  
0 9766
История 145 лет истории Речного училища Первого апреля 2017 года Нижегородскому речному училищу им. И.П. Кулибина исполняется 145 лет
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)