Интервью

Нижегородский краевед

Сегодня мы встретились с Иваном Богомоловым – автором краеведческих фильмов о Нижнем Новгороде

10.04.2017 13:26:36 Николай Зотов
0 5509

 - Как вам пришла идея снимать фильмы о Нижнем Новгороде?

 

- Началось все в 2005 году. Тогда я еще учился в десятом классе, и у нас был дополнительный курс – гид-переводчик. В рамках этого курса я узнал о путеводителе по Нижнему Новгороду, который выпускало издательство «Деком». Мне было жалко, что рассказы в нем интересные, а фотографий мало. Потом, в рамках этого же курса, мы решили делать гид-переводчик на немецком языке. Идея состояла в том, чтобы показывать в нем фотографии и коротко о них рассказывать: снимки меняют друг друга, и краткий рассказ продолжается – то про один дом, то про другой. С этого все и началось. Потом я начал изучать семейный архив, пошел от известного к неизвестному – от того, что уже было опубликовано и каждый человек мог прочитать, к тому, что я сам начал изучать, к подробностям, открыл для себя много нового.  

 

- У вас есть какие-то планы? Увидим ли мы новые фильмы о Нижнем Новгороде в будущем?

 

- Да, планы есть. Для меня сейчас главное – закончить цикл фильмов об улице Горького.  Сейчас у меня уже сделано три фильма, и я продумываю потихоньку, монтирую четвертый выпуск. В обозримом будущем мне хочется сделать цикл «Город Горький в воспоминаниях», опираясь в основном на семейный архив. Плюс еще, может быть, кто-то поделится дополнительными материалами. Хочется все это обобщить, пока время не ушло – сами видите, город меняется быстро.

 

- Расскажите, пожалуйста, о тех людях, которые помогали вам в создании фильмов.

 

- В первую очередь – это мои родители. Они относятся к моему творчеству с пониманием. Получается, что значительная часть средств, которые я зарабатываю, тратится на то, чтобы создавать фильмы. Еще к помощникам я отношу тех, кто дает мне сами материалы для съемок – например, старые фотографии, открытки. В число этих людей входит Лев Гаврилович Тельнов – очень известный и уважаемый коллекционер, у него большое собрание открыток не только дореволюционных, но и советских. Большую помощь мне оказывают люди, с которыми меня совершенно случайно свела судьба и которые мне помогают в съемках – например, операторы-любители: Артур Верещака, Сергей Чурашов, Андрей Александрович Курылев (он снимает с воздуха – в фильмах можно увидеть уникальные кадры - вид на город с неба. Эти кадры можно приближать, рассматривать детали). Я узнал об Андрее через интернет, и мы с ним начали сотрудничать, я просил его снимать в определенных точках, рядом с улицей Горького, и он эти съемки выполнял. Его видео украсили весь фильм. Еще мне помогало научно-исследовательское предприятие «Этнос», у которого уже есть хорошие исследования, но оно не очень популярно, а хотелось бы их работы донести до широкого слушателя, нижегородцев, людей интересующихся. Судя по реакции, мои фильмы своей цели достигают.



 

- Собираетесь участвовать в конкурсах на какие-либо гранты?

 

- Я не исключаю этого. Но дело в том, что у меня сейчас очень большая занятость, и времени физически не хватает. Пока я рассчитываю справиться сам, доделать этот цикл, а дальше – скорее всего, буду как-то искать дополнительной помощи, тем более что я попутно стараюсь двигаться, искать, пока мало что обнаруживается, но новые знакомства завязываются.

 

- Вам сложно было создавать фильмы?

 

- Конечно, сложно, но с другой стороны – просто. Самая главная сложность – придумать, о чем пойдет рассказ и сделать так, чтобы, как я люблю говорить, «видеополотно выстроилось». Полотно – это связанная ткань, и в фильме видео, музыка, рассказ, как нити в этой ткани, сплетены в единое целое, все плавно вытекает одно из другого, и при этом четко связано с основной темой, которая заявлена в начале фильма. Если этого нет, то фильм не получится. Поэтому мои фильмы долго монтируются – у меня в среднем уходит год на то, чтобы оформить главную мысль, иногда даже больше года. Столь долгая работа связана с тем, что необходимо все продумать – в голове не сразу складывается общая картинка, и часто уже по ходу монтажа, по ходу работы возникают какие-то новые мысли, идеи, и в итоге получается связная картина, настолько интересная, что даже сам не ожидаешь, что так здорово получится. Поэтому вот так – с одной стороны просто, когда идет сама работа, но чтобы она пошла, предварительно прилагаются еще большие усилия – поисковые в библиотеке, потом продумывание, как все сопоставить – фотографии, видео.

 

- Какими источниками информации вы пользуйтесь?

 

- Раньше я ограничивался только библиотекой, но в последнее время очень много информации нахожу в интернете. Правда, интернету на 100% доверять нельзя – информация может быть непроверенная, поэтому оттуда беру фотографии (если известен их автор, я обязательно его указываю, стараюсь давать ссылки), карты. Есть шикарный ресурс «Это место.ру»  Здесь опубликовано очень много старинных карт, планов. Еще я знаю сайт «Открытый текст». Там публикуется мой знакомый – Алексей Иванович Давыдов, он специализируется на истории архитектуры, и у него выходят статьи с иллюстрациями. Алексей Иванович мне тоже помогает.   


20140809064727_MTS_snapshot_00_23_2017_04_04_18_40_42.jpg

 

- На какую аудиторию рассчитаны ваши фильмы?

 

- Изначально я рассчитывал на людей среднего возраста, интеллигентов, которые интересуются городом, а потом решил – надо постараться рассказывать так, чтобы было интересно более широкому кругу. Но это нелегко сделать – чтобы совсем сверхпопулярно было – нужно создавать очень короткие ролики и злоупотреблять современными словечками. У меня же есть определенный вкус, определенный уровень, на котором хочется держаться. Я не исключаю того, что, возможно, на основе этого цикла я сделаю небольшие видеозаписи, где постараюсь еще более популярно раскрыть ту или иную тему. Пока у меня столько замыслов, что хочется сосредоточиться на чем-то одном, иначе вообще ничего не получится.

 

- Какая главная цель ваших фильмов?

 

- Популяризация – сделать мои знания доступными для как можно более широкого круга людей. Еще одна цель – сохранить память о прошлом, потому что, например, исследования Алексея Ивановича Давыдова, научно-исследовательского предприятия «Этнос» никуда не денутся, а вот информация, которая у меня подспудно собирается, может пропасть. Поэтому после фильмов об улице Горького я решил делать фильмы про город Горький в воспоминаниях. Здесь я буду ориентироваться на рассказы конкретных людей, и если я их не запишу, если мне не удастся их сохранить, то они могут вообще исчезнуть. На Facebook есть большое сообщество «Город Горький – его уже нет». Там объединяется много людей – те, кому есть, что показать из своих архивов фотографий, а также те, кто пишет свои впечатления молодости по этим снимкам, что тоже очень важно. Таким образом, у меня есть площадка, где я могу договариваться с людьми через интернет о личных встречах. Я продумываю, по каким темам расспрашивать людей, и позже непосредственно начну работу над фильмами.

 

Еще я снимаю в память о дедушке, которого сейчас уже нет, в память о папе, потому что мне очень важно сохранить о них добрую память. На их архивы я опираюсь в первую очередь.

 

- Были ли какие-нибудь интересные моменты во время съемок?

 

- Конечно, были. Интересным был эпизод на площади Горького. Вы можете увидеть во втором и третьем выпусках, что съемка идет преимущественно из автобуса. Мы проезжали мимо дома, который уже обнесли забором и начали сносить. (Это здание находилось напротив памятника Горькому - двухэтажное, длинное, тянущееся вдоль улицы Новой. Сейчас на его месте выстроили новое, которое повторяет сталинку, стоящую рядом. Там, по рассказам старожилов, раньше был Совнархоз, а сейчас это бизнес-центр.) Так вот, во дворе этого дома стоит еще одно интересное старое здание, которое очень трудно сфотографировать – оно очень плотно окружено другими постройками. Я бы не заметил его, если бы не сносили те старые постройки. А так его удалось сфотографировать с площади Горького.

 

Еще один запоминающийся эпизод – когда мне одна из пожилых жительниц улицы Горького рассказывала свои воспоминания – я их планирую вставить в очередной выпуск. Интересных моментов немного, но они есть.

 

- В ваших фильмах много говориться об уничтоженных или находящихся в плачевном состоянии исторических зданиях Нижнего Новгорода. Как бы вы предложили решить данную проблему?

 

- Проблема эта сложная. Сложность заключается в том, что люди, от которых зависит сохранение этих зданий, заинтересованы в том, чтобы построить на их месте высокие, большие дома и получать с них доход. Если говорить про старые каменные строения, то при желании их можно сохранить. Я хоть и не архитектор, но знаю, что в основном в таких домах деревянные перекрытия, и если их заменить, тогда такой дом можно спасти и смело использовать дальше. Но, к сожалению, людей, которые заинтересованы в этом, очень мало, и даже если они объединяются (есть движение «Спасград» в Нижнем Новгороде), их деятельность, как правило, все равно не результативна. Они снимают замечательные видеосюжеты, которые рассказывают про ценность этих домов, а дальше... Они успевают зафиксировать то, что есть – перед сносом, или начальный этап сноса, а потом хозяин-застройщик, который распоряжается этой территорией, делает так, как считает нужным – строит новый дом. Я считаю, что если сохранить память об исторических зданиях хотя бы в фильмах – это будет очень важно. Обычные фотографии не дают полного представления об историческом месте, а фильм позволяет использовать несколько изображений, показывать разные ракурсы, сочетать старые и современные съёмки. Таким образом, фильмы вмещают в себя максимум информации и помогают следующим поколениям представить, что же было здесь раньше.

 

Остается пожелать Ивану творческих успехов, надеемся, что сможем увидеть еще многие его фильмы!


Фото и видео: из личного архива Ивана Богомолова

 

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 2901
Интервью «Каждый день сопереживаю и резонирую» Интервью с Анеттой Орловой. Как справляться с эмоциями, как построить отношения и почему тяжелая болезнь стала причиной перемен к лучшему в жизни Анетты?
0 3364
Интервью От швейной фабрики до арт-пространства Управляющий фабрики «Восход» Арсений Цепкин о том, как из бывшей швейной фабрики выросло новое арт-пространство
0 3567
Интервью «Лошади всё равно, какие мы и сколько зарабатываем. Это безусловное принятие подкупает» Что такое иппотерапия и как она вызывает привыкание? Чем лошадь может помочь человеку и как они становятся друзьями? Об этом в нашем интервью со специалистом по иппотерапии Мариной Лукиной
0 4615
Интервью Вам не нужны уроки макияжа – вам нужен хороший визажист! Интервью с талантливым визажистом Милой Сазоновой. Об аэромакияже, естественности и запоминающихся работах со звездами
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)