Главный редактор 15.01.2019 11:03:09

Выставка «От камеры-обскуры до наших дней» откроется в Русском музее фотографии

Русский музей фотографии предлагает Вашему вниманию выставку, объединившую 5 участников фотостудии «МиГ», членов Союза фотохудожников России. В экспозиции показана история фотографии в необычном ключе: это классические и альтернативные техники съемки и фотопечати, изобретенные как в далеком прошлом, так и совсем недавно.

В наше время, когда стремительно развиваются цифровые технологии, ручная печать представляется чем-то завораживающим. Кажется, что магия появления отпечатка, прежде неразрывно связанная с фотографией, теперь окончательно сконцентрировалась в техниках, требующих ручной работы и полного погружения в этот неторопливый процесс. Сами названия фотографических техник, представленных на выставке, звучат таинственно: цианотипия, гумойл. Между тем, в основе этих техник, как и фотографии, лежат объективные химические процессы, и «волшебство» заключается в известной непредсказуемости результата, а также, зачастую, в абсолютной уникальности, неповторимости конечного отпечатка. 


Наталья Николаенко. Техника - цианотипия.jpg

Наталья Николаенко. Техника цианотипии

Другая особенность выставки «От камеры-обскуры до наших дней» читается в ее названии. При создании своих фоторабот авторы использовали не только цифровую технику, но и пленочные камеры, а также самодельные камеры типа «пинхол», представляющие собой простейший вариант камеры-обскуры, т.е. прообраза фотокамеры. Пинхол – это камера без объектива, с маленькой дырочкой размером около 1 мм. Съемка пинхолом дает неповторимое двойственное ощущение ирреальности и одновременно достоверности, запечатленного на снимке.

Цианотипия представлена в работах Анастасии Тиминой и Натальи Николаенко. Эта альтернативная бессеребряная техника, изобретенная в середине XIX века, в прошлом широко применялась для копирования чертежей. Она позволяет получить отпечатки в различных оттенках синего и голубого цветов, довольно часто используется тонирование чаем.

В технике гумойл (или гуммимасляная печать) созданы работы Светланы Густовой и Евгении Шливко. Этот фотопроцесс появился в конце прошлого века. Сложным способом обработанная и покрытая масляной краской фотография на хлопковой бумаге напоминает живопись или графику. 


Евгения Шливко. Фотография сделана камерой пинхол.jpg

Евгения Шливко. Фотография сделана камерой пинхол

Бромосеребряная фотография для многих наших современников стала историей. А совсем недавно едва ли не в каждом доме был фотоувеличитель, набор реактивов и, конечно, пленочный фотоаппарат. Сейчас все это служит целям фотохудожников. Так, напечатанные классическим способом фотографии Анастасии Тиминой были сняты немецкими камерами «Voigtländer» и «Zeiss Ikon».

Негатив, обычно бывший переходным изображением в процессе печати, также может иметь собственную визуальную ценность. Серия Евгении Шливко и Марии Шадриной, представляющая собой отпечатанные на фотобумаге негативы, так и называется «Негативные моменты».

Цифровая революция перевернула наши представления о фотографии, расширила возможности, ускорила процесс получения фотоснимка. Но ручная работа, уступая современным технологиям в скорости, имеет свои неоспоримые преимущества. Руки мастера, воплощая его идеи, откликаясь на внутреннее состояние в процессе творчества, создают или помогают передать особую атмосферу, чувство времени, ускользающее, но все же схваченное и старательно заключенное в границах снимка.

Выставка работает с 16 января по 12 февраля 2019 года. Адрес музея: ул. Пискунова, 9а; т/ф.: (831) 437-37-43

0 комментариев
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)