«Когда я в 1912 году нарисовал «Красного коня», – вспоминал художник Кузьма Петров-Водкин, – то говорили: это предчувствие войны. А когда началась революция, то говорили, что она предугадана мной».
В другой раз он заметил, имея в виду свою пророческую картину: «Я понял, что это был наш праздник – предрассвет революции…»
Так называемая «Первая русская революция» (1905–1907 гг.) была генеральной репетицией Великой русской революции 1917 г. Её очевидцам и свидетелям среди деятелей культуры Серебряного века в облике революции виделись радостные и гармоничные черты: торжество духовной свободы, любви, гуманизма, нравственной чистоты и безграничные перспективы творчества культуры, преобразующей мир и в муках рождающей Новую Россию. Именно так ощущали начало ХХ века М. Горький и Н. Бердяев, В. Розанов и Д. Мережковский, А. Блок и В. Брюсов, А. Белый и Л. Андреев, Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин, М. Врубель и В. Серов, К. Станиславский и Вс. Мейерхольд (и многие другие), придавая Русской революции символическое, нравственно-эстетическое и религиозно-мистическое значение.
Восторг и ужас от приближения революции и ее грандиозных преобразований сливались воедино в тревожно-экстатическом ожидании желанных и страшных перемен. Поражение революции вызвало у философов и поэтов, художников и музыкантов ощущение пустоты, разочарования, апатии, несбывшихся надежд. Но на пороге истории уже стояла Первая мировая война…
Подробности:
- на сайте: http://www.ncca.ru/events.text?filial=3&id=4313
- по телефону: 8 (831) 422-45-54
чтобы можно было оставлять комментарии