Театр

Маяковский в жёлтом

История о порыве, любви, жертвенности. Говорим с Константином Кибардиным – режиссёром нового спектакля о поэте Владимире Маяковском

Это история о порыве, любви, жертвенности и, в первую очередь, о человеке.
Я хочу показать именно это, по-другому я просто не вижу

В каком цвете должна быть представлена жизнь поэта-футуриста? Человека, который не принимал всё устоявшееся, признанное, но в итоге стал классиком.

Константин Кибардин, режиссер спектакля-размышления «Маяковский в жёлтом», приоткрывает завесу тайны жизни певца революции. Спектакль представлен в формате fashion media drama, с провокационными советскими лозунгами, минимализмом в стиле. Словом, каждая деталь в спектакле имеет значение.

- Как вы пришли к режиссуре?

- Мне всегда нравилось и хотелось заниматься режиссурой. Хотя изначально я закончил театральный институт в качестве актера. Но этого было мало, всегда хотелось что-то делать, писать, ставить самостоятельно. Так, в 2014 году, в Нижнем Новгороде я поставил «Бешеную балерину». Тогда я решил участвовать в фестивале от союза театральных деятелей и получил небольшой грант. И, естественно, я просто не мог не сделать этот спектакль.

Тогда критики не особо чествовали этот спектакль. А вот зрители наоборот, сказали: «Когда следующий? Давай ещё!». По итогу получилось, что среди всех спектаклей фестиваля – мой единственный живучий до сих пор.

Я не скажу, что я до конца режиссер спектакля «Маяковский в жёлтом», потому что здесь все-таки принимало участие большое количество людей. Они видят со стороны и подсказывают. Наверное, по итогу я не скажу, что создавал всё один. Всё потому, что режиссеров здесь много, не только я. Дело в том, что для того, чтобы быть полноценным режиссером, нужно видеть свой спектакль со стороны. А я работаю внутри, мне тяжело оценивать ситуацию, поэтому мне часто помогают. 


DSC_3645.JPG


Константин Кибардин в роли Владимира Маяковского в спектакле «Маяковский в жёлтом»

- Что стало самым сложным в организации спектакля?

- Всё. Важно иметь много друзей, людей, которые помогали бы во всех сферах. Кто-то должен быть ответственным за техническую часть, декорации, костюмы. Должна быть команда, где каждый человек знает, что от него требуется. То, что я делаю всё самостоятельно, – не совсем правильно. Важно всё скоординировать. С режиссурой мне очень помог Руслан Кутлыев. 

- Какими стали первые шаги навстречу «Маяковскому в жёлтом»? Что было первостепенным?

- Создать сценарий и набрать актеров. Много подбирал и пробовал актеров из ТЮЗа и «Комедии», «Драмы». Поменялся практически весь состав, кроме парней, что удивительно. Вышло так, что изначально была подобрана команда девушек, потом, спустя несколько месяцев, начали появляться парни. Я тогда подумал, «какие девчонки надежные», но по итогу весь состав девушек сменился. Конечный состав я нашел за полгода.

В этом спектакле участвуют актеры «Комедии». Я бы даже отнес их к свободным художникам, которые ушли из этого театра. Например, я и главная героиня раньше играли там. Также есть один актер ТЮЗа, выпускник театрального училища, две студентки консерватории с третьего курса. Я вообще не боюсь работать с студентами. Более того, у нас даже есть актер, который в повседневной жизни работает программистом! И он играет на сцене. Актеров в спектакле восемь, а героев девять. Всё они переодеваются во время спектакля и получается тринадцать образов. 


DSC_3775.JPG

- Откуда появилась идея спектакля? Почему именно Маяковский?

- Это давно сидело у меня в голове. Не могу сказать, как именно родился образ, потому что это происходит независимо и как-то «вне меня». Когда я был ещё пацаном, мне совершенно не нравилась советская тематика. Честно говоря, я Маяковского даже не любил. Но когда я переехал в Нижний Новгород, образ Маяковского жил в моей голове восемь-девять лет.

Так-то я ещё в институте читал его стихи, потому что они мне подходят. Именно с института я начал постепенно его принимать и действительно понимать. Когда я наконец-таки смог его принять, то его история жизни начала мне нравиться, даже захватывать. Стала нравиться его жизнь, отношения. Я стал смотреть на него не как на что-то неприятное советское, а как на что-то живое, человеческое. Стал максимально понимать его как творческого человека.

Меня тоже часто захлестывают эмоции, я могу делать необдуманные поступки. Поэтому Маяковского может сыграть только тот, кто понимает его чувства и поступки. Я бы хотел видеть этот спектакль со стороны, поэтому если найдётся высокий, харизматичный Актер, он станет новым Маяковским. Тяжело режиссировать, продюсировать и играть одновременно. 


DSC_4020.JPG

- Маяковский в сознании нашего народа предстаёт в различных ипостасях: для кого-то он жесткий человек, «двигатель революции», а для других он ранимый, глубоко несчастный человек. Какого Маяковского видит ваш зритель?

- Я не делаю его бездушным, хотя в определенных моментах он действительно был таким. В центре внимания представлены его отношения с женщинами. С теми, кого он боготворил, благодаря которым писал свои поэмы и лучшие стихотворения. Словом, о тех, кто был его Музой, влиял на него. Акцент на любви к женщинам, на человечности Маяковского. Совершенно не случайно его самые приятные стихи – о женщинах. Это история о порыве, любви, жертвенности и, в первую очередь, о человеке. Я хочу показать именно это, по-другому я просто не вижу. Если это интересно, значит «надо».

- Почему по вашему замыслу Владимир Маяковский предстает не в красном или в черном, а именно в желтом цвете?

- На мой взгляд, в случае с Маяковским, желтый цвет – это цвет вызова. Потому что мало кто знает, но первое, во что он одевался, это была желтая кофта в полоску. Это было очень вульгарно, вызывающе, вызывало споры и негатив в обществе. Словом, пошла мощная реакция. Люди возмущались «как же так можно одеваться»? И я хотел сделать то же самое, добиться эффекта этого вызова.

- Как вы решились на новое прочтение биографии известнейшего поэта?

- Я очень долго изучал его жизнь и творчество. Когда искал идеи для воплощения своего замысла на сцене, то вдохновлялся работами других режиссеров. Например, работами Бутусова. Кто-то может сказать, что я что-то скопировал, ну и пусть. Это же искусство, а оно принадлежит всем. Обратившись к чему-то созданному, можно усовершенствовать это или прочитать иначе. 


DSC_3657.JPG

Я хочу, чтобы зритель максимально принял участие в этом. Чтобы почувствовал себя одним из действующих лиц того времени. Чтобы зритель покинул зал с мыслью, что Владимир Маяковский – тоже человек. Показать, как на самом деле можно любить, как любил сам Маяковский. Ведь если Маяковский любил, то он покупал не одну розу, а скупал целый киоск; не один одеколон, а весь магазин. Словом, настоящая мечта женщины: если любит, то до беспамятства, с полным обожанием и отдачей. Важно показать, какие чувства, страсти и эмоции могут скрываться в одном человеке.

- Как распознать ваш авторский почерк в данном спектакле?

- Я люблю трагикомедию, трагифарс. Когда рядом с комедией стоит трагедия, то ты понимаешь, что невозможно смотреть произведение и только страдать. Я хочу передать грусть через смех. Только время покажет, что выйдет из спектакля про Маяковского. Моноспектакль «Бешеная балерина» я изменял в течение пяти лет.

Я считаю, что любое произведение – как человек: со временем растет и развивается. Поэтому мне не очень нравится в театрах стабильность игры. Актеры превращаются в машины, они играют одно и то же. Моя природа этого не приемлет. 


DSC_3860.JPG

Театр привлекателен тем, что мы испытываем эмоции здесь и сейчас. Поэтому я говорю своим актерам, чтобы они принимали тот факт, что каждый спектакль им придется играть немного иначе. Не так, как это было в прошлый раз. Мой театр именно такой.

--------------------------------

Пока по подиуму вышагивают ожившие фигуры советского прошлого, с потолка спускаются манекены в белых балахонах, вождь дирижирует оркестром революции, эпоха Маяковского ускоряет свой бешеный темп. Герой своего времени ищет истину и счастье. Благодаря картинам спектакля, поэтапно складывается общее полотно судьбы Маяковского. Именно каждая деталь этого полотна создает общую картину и становится предвестником гибели поэта.

Красота и экспрессия «Маяковского в желтом» кроется в деталях.


0 комментариев

Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)