Культура

Характеры и портреты #1. Веничка Ерофеев – спившийся мыслитель

В новой рубрике мы расскажем вам об уникальных персонажах книг, фильмов, игр, как о настоящих людях. И нарисуем их портреты

02.07.2020 10:12:25 Варвара Высоцкая
0

Читая книги, смотря фильмы, мы сопереживаем персонажам так, как сопереживали бы друзьям или случайным прохожим на улице. Умение распознавать и чувствовать эмоции другого человека называется эмпатией, и именно склонность к ней обьясняет нашу влюбленность в персонажей литературы и кино. В рубрике «Характеры и портреты» наша корреспондентка Варвара Высоцкая расскажет вам о некоторых важных для неё персонажах, как о настоящих людях. 


Первый на очереди – Веничка Ерофеев из поэмы «Москва — Петушки». Материал иллюстрирован авторским рисунком по мотивам произведения. 

Венедикт Ерофеев – один из крупнейших литераторов советского времени и при этом один из наиболее разноплановых. Всё словотворчество автора соткано из противоречий. Поэма в прозе «Москва — Петушки», которую Ерофеев писал в течение двух месяцев для «прочтения в кругу близких друзей», стала культовым произведением литературы двадцатого века и одним из любимейших для нескольких поколений российской интеллигенции.

При этом лексика поэмы изрядно наперчена матом, пронизана темой алкогольного опьянения и сдобрена философией. Именно данные факторы оказывают существенное воздействие на речь, характер и поведение героев. В окружении Венички (главный герой носит имя автора) – пьяницы и женщины сложной судьбы, ведущие беседы о Тургеневе, Горьком и Герцене.

Сам Веничка – это, по сути, спившийся мыслитель. Текст поэмы давно уже разобран на цитаты, а его автор при жизни также не был обделён вниманием. По свидетельствам современников, худощавый, высокий, голубоглазый, немногословный и обладавший очаровательным баритоном Венедикт Ерофеев оказывался в центре любой компании.

Духовно-нравственная позиция В. Ерофеева и его героя совпадают. В образе Венички прослеживаются автобиографические черты, вследствие чего проведение границы между ним и автором становится очень трудным, почти невозможным. Даже других литераторов данный факт вводил в заблуждение. «Когда я первый раз читала рукопись "Москва-Петушки", я даже не поняла, что это художественное произведение. Думала, это его дневник. Так же он говорил, там были те же шутки, хитроумные афоризмы. Это был нормальный стиль его речи», – рассказывает Ольга Седакова в интервью для телеканала «Россия – Культура».

15 сентября 2012 года столичный камерный театр «Студия театрального искусства» (СТИ) представил спектакль по мотивам поэмы. «В тексте Венедикта Ерофеева такое словозвучие, такая канитель из слов — человек под воздействием алкоголя не может так мыслить и говорить. Вокруг все пьяны, кроме Венички. Его хмель не берет! Он пребывает в состоянии “окосения души” и предпочитает молчать, поскольку не может подстроиться под окружающий мир», – объясняет С. В. Женовач, художественный руководитель театра. 


IVNI3794.jpg

Кадр спектакля СТИ

Веничке на сцене внемлет каждый. С первых же фраз он становится таким близким и доступным для понимания. И спектакль, и поэма повествуют нам о самом страшном – об одиночестве. Хоть Веничку и окружает множество героев, его персонаж все равно, наверное, самый одинокий человек на планете. И даже мысли о любимой женщине с рыжими ресницами и о младенце, который выговаривает букву «Ю» и ждет от него за это орехов, не помогает Веничке отделаться от этого взрывающего сердце одиночества...

Герой уезжает от ребенка в Петушки к своей «гармонической суке» именно потому, что там он находит возможность забыться. И эта зарисовка про страсть в Петушках абсолютно неповторима. Эротика, как и мат, вписана в спектакль чрезвычайно органично. В отличие от поэмы Ерофеева здесь нет грязи. Здесь не опрокидывают стаканы, а грациозно их поднимают.


Рисунок автора

0 комментариев

Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)