Люди

Иван Горшков: «Найти и улучшить!»

Беседа об искусстве на дружеской волне – интервью с художником года по версии COSMOSCOW, Иваном Горшковым

30.10.2017 19:18:06 Виктория Пактовская
0 3449

Нижний полон событий. Но лишь небольшая их часть составляет поистине драгоценные возможности увидеть что-то беспрецедентное, приобщиться к чему-то кардинально новому и, конечно, пообщаться вживую с творцами этих самых уникальных вещей и явлений. Nevvod буквально налету схватил такую летящую яркой кометой возможность и лично встретился с художником года по версии COSMOSCOW, Иваном Горшковым. О жизни, искусстве, формировании творческого «Я» и, конечно же, о впечатлениях Ивана от международной ярмарки искусства COSMOSCOW читайте в нашем интервью.

В прошлую пятницу, 27 октября, в художественной галереи на базе ЮЛА Pizza, состоялся закрытый показ работ воронежского художника Ивана Горшкова. Эти экспонаты завораживают личным творческим подходом Ивана, удивляют своим колоритом и действительно смелыми решениями. Художник дарит особенную жизнь, казалось бы, самым обычным вещам, сочетает несочетаемое и притом остается добродушным и искренним человеком. Иван представлял свои работы в Воронеже, Выксе, Москве, Берлине и этот список можно продолжать ещё долго, но важно, что теперь к этим городам присоединился Нижний Новгород!

Иван показал нам свои знаменитые работы, заботливо посоветовал, где искать вдохновение, и без прикрас, по-дружески рассказал о поиске себя и своего стиля:

- Что для вас важнее в искусстве: содержание или форма?

- В общем-то, форма и содержание, конечно, связанны между собой. Я отношусь к категории художников, которые работают над формой. Но форма, на мой взгляд, транслирует как раз таки содержание: цвет, все формальные, пластические возможности демонстрируют позицию работы с формой, что в неё вкладывал автор. Интересно, когда формальными средствами можно создать произведение, которое было бы глубоким, интересным, своевременным, мудрым и, развивая эту мысль, я думаю, что в этом рождается некое чудо. Потому что от искусства все хотят чуда. Будь то академики, современные художники, зрители…Чудо как раз и состоит в том, когда простыми средствами достигается сильный эффект. Это волшебство рождается в моменте создания.

Возвращаясь к вопросу о форме, хочу отметить, что сейчас каждый художник работает с определенной традицией. Если он думает о том, что делает, он должен понимать: что бы он ни делал, это, прежде всего, работа и поддержка определенной творческой традиции. Например, традиции эпохи Возрождения, русского авангарда или московского концептуализма… Все эти разговоры о том, что «все уже сделано, в искусстве кризис, уже все сказано». Всё, что ты делаешь, будет к чему-то отсылать, о чем-то напоминать. Здравомыслящий художник должен осознавать, с какой традицией он работает, потому что искусство всегда продолжает историю искусства, а хорошее искусство развивает традицию. 




- Кто был вашим наставником? Как вы нашли свой стиль?

- Первое сильное впечатление в подростковом возрасте на меня произвел Эдвард Мунк. Этот экспрессионист условил моё творческое развитие на определенном этапе. Но, говоря про наставников, конечно же, в первую очередь я сын художника Сергея Горшкова. Без всяких сомнений, мой отец повлиял на мою судьбу как никто другой. Его личный пример сыграл для меня огромную роль. Глядя на него, его работы, образ жизни, я и решил стать художником.

- Что вы думаете о командной работе в сфере искусства?

- Понятие «командной работы» каждый может представить по-разному. Огромную роль в современном искусстве играет профессиональное сообщество. Для меня лично, как для художника, как для профессионала, это как отдых. Без общения с коллегами, со всей этой творческой средой сложно домыслить какую-то работу, развитие и жизнь. Для меня это просто необходимо. Думаю, что у меня и у многих других художников, которые занимаются только искусством, жизнь организована вокруг этой структуры (выставки, коллеги, художники, споры о каких-то элементах культуры). Кто-то называет это «тусовкой», другие «art community». Но суть в том, что очень важно видеть перед собой единомышленников и общаться с ними. Ключевой поворот в жизни любого художника – встретить единомышленника. Ведь именно при общении с людьми, которые увлечены тем же делом, что и ты, человек ступает на новую ступень своего духовного развития, смотрит на вещи под другим углом, оспаривает или корректирует мнения и идеи.

Бывают и другие примеры художников, которые предпочитают затворнический образ жизни и достигают результатов, но это, по моему мнению, можно назвать исключением. Потому что здоровое общение – признак здорового культурного сообщества. Выставки, вернисажи… Зачем устраиваются вернисажи? Все эти напитки, болтовня… Потому что это даёт людям возможность и повод встретиться, поговорить. Во время таких событий происходят какие-либо полезные сдвиги в позитивную сторону творчества. Невозможно создавать хорошее искусство, если ты не знаешь жизни и не поддерживаешь связь с нею.

Переводя разговор на тему Нижнего Новгорода и командной работы, хочу сказать, что заметил в вашем городе хорошее развитие сферы стрит-арта. Уличные художники объединяются в свои «группировки» и равные по навыкам ребята занимаются общим делом. Это действительно здорово. Помнится, на заре моей творческой деятельности я тоже был частью арт-группы. Хорошо, когда люди находят понимание: это счастье, когда у тебя есть друзья, с которыми ты можешь делиться идеями, делать совместные проекты. Очень полезно практиковать такой обмен опытом и знаниями. Благодаря этому ты всегда думаешь, хорошо ты выполняешь свою работу или плохо, принимаешь решения. И если у тебя есть люди, которым ты доверяешь, которых уважаешь и с кем можешь обсудить что-либо – это счастье.

- Как вы относитесь к наемному художественному труду? И участию подмастерье в создании и воплощении авторского замысла своего мастера?   

- Очень многие художники пользуются трудом подмастерьев, учеников или просто наёмных ремесленников. Современное искусство несет в себе немыслимые идеи, которые, в силу времени или возможностей автор не всегда сможет воплотить в одиночку. Бывает даже так, что исполнитель не всегда воплощает доскональный образ, поставленный художником, привнося что-то новое. Это кажется интересным и заставляет автора иначе посмотреть на свою работу и, возможно, смело изменить что-то в процессе.

- Думаете ли вы о будущей выставке, когда работаете над очередным проектом?

- Многие работы изготавливаются изначально для какой-либо выставки. У некоторых художников все расписано на три года вперед, какие именно работы они должны воплотить в жизнь. Кураторы конкурсов и выставок иногда даже дают тему для работы. Поэтому чаще всего работа создается для какого-либо проекта. Но, кстати говоря, работы, представленные здесь, в ЮЛЕ, были сделаны не к дедлайну, не к чему-то конкретному, а просто мне было интересно разработать что-то новое и воплотить это в жизнь. Для меня подмастерья могут стать генератором случайных решений, которые могут поменять взгляды на многое и дать толчок к совершенству.

- Что играет наиболее важную роль в творчестве: сознание или подсознание?

- Я сторонник рационального подхода. Могу объяснить все решения на примере своих работ. Но, разумеется, чаще всего то самое чудо, которое делает работу значимой, находится в пересечении случайных обстоятельств. Часто бывает так, что если ты готовишь досконально продуманную работу, она получается «так себе». Появляется чувство неудовлетворенности, особенно если работаешь с формой. Чуда не происходит. 




И я однажды понял: нужно сделать большие усилия. Взять в пример пейзажистов. Зачем они идут рисовать в поле и проводят там много времени? Специально встают до захода солнца и ждут его часами? Они хотят поймать мгновенье, которое позже смогут запечатлеть. Художник не может придумать этот момент, он его ищет. И я не исключение. Правда, пользуюсь другими технологиями и методами, работаю с другой традицией. Я тоже ищу обстоятельства, хотя не иду в луга и поля, наоборот, я выстраиваю машину, генератор случайностей. Мне удалось сделать вывод, что уходит много сил на генерирование этих самых случайностей, и при этом, нужно уметь отделить зерна от плевел.  

- Расскажите, как вы подходите к выбору материала для своих произведений?

- Здесь мы касаемся такого важного для меня вопроса, как метод работы. Лучше всего взять пример с природных процессов. Тут можно вернуться к «генератору», где художник выявляет действия, образы, формы в произведении и одновременно анализирует ход событий, направляя русла этого потока. Чтобы искусство получалось хорошим, оно должно происходить закономерно и естественно. Если делать только по эскизам, чертежам, получается «замучено» и пресно. Поэтому нужно выстроить работу так, чтобы все лилось само собой, и в этом смысле я решил применить способ бесконечного переделывания. То есть нужно создавать проблемы и самому их решать: создавать сложные ситуации и принимать неожиданные решения.

Когда я занялся наклейками с фотожабами, то придумал такой слоган: «Найти и улучшить». И понял, что это будет моим девизом, неким названием моей творческой строки. «Найти и улучшить» несет в себе мысль того, что нужно бороться. Некая пародия на «найти и уничтожить». Это некий приказ, вызов себе найти и уничтожить несовершенства. Если ты видишь, что это не идеально, не падаешь перед этим на колени и не плачешь перед этой работой, значит, нужно найти «что» и понять «как». С тех пор, как я принял для себя этот девиз, я понял, что есть большая удача начать работу плохо. Если ты начал работу хорошо, часто закрадывается червь сомнений: «Не испорчу ли я удачные места?» И менять что-либо уже очень жалко. В итоге, скованный страхом, ты доделываешь работу на троечку. И это, на мой взгляд, ошибка начинающих художников. Другое дело, когда работа началась плохо: это вызов, ты должен его принять и справиться с ситуацией. Тебе предоставляется шанс хорошенько разобраться. Если человек может разобраться, значит, у него есть шанс на хорошую работу, и у него появляются силы улучшать её до тех пор, пока он не останется довольным.

Некоторые художники прерывают работу, если все изначально из вон рук плохо. Это в корне не правильно! В искусстве нужно принять вызов и одержать победу, чтобы доказать, что тебя нелегко сломить и творишь ты не зря. Появляются шансы на новые открытия. Когда нет проблем, открывать-то нечего.

- Когда вы осознали и приняли себя как художника? Был ли это импульс или, напротив, осознанная дорога, которую вы себе выбрали? 

- Конечно, в семье художника, ещё в детстве я много рисовал, делал разные поделки и «играл в искусство», скажем так. Переломным моментом стала для меня встреча с единомышленниками. Если бы я их тогда не встретил, возможно, моя жизнь могла повернуться иначе. Возможно, я бы тут даже не стоял и не был тем, кем являюсь сейчас. Просто так для меня сложилась судьба. Важно оказаться в такой позитивной среде и получать эмоциональную поддержку, перспективы, мотивацию.

- А с чего начался ваш творческий путь?

- Мой главный жизненный проект заключается в том, чтобы посвятить свою жизнь искусству и прожить с ним бок о бок. Конечно, мой путь начался с семьи, детских увлечений, затем традиционной академической художественной школы и встречи с единомышленниками. Каждое событие влияло на меня, как на художника, и я рад, что случилось именно так, а не как-то иначе.

- Сейчас и не скажешь, что вы «закалялись» в академической художественной школе. Что толкнуло вас на путь экспрессионизма?

- Мы уже говорили, что я стартовал на Мунке, его стиль импонировал мне больше всех среди живописцев. Это большая логическая цепочка, и это доказывает то, что в нашей жизни все происходит очень своевременно.

Очень часто бывает, что если тебя не взяли на выставку, не дали премию, то значит, сейчас тебе этого не нужно. В такие моменты я вспоминаю себя несколько лет назад подающего заявки на какие-то конкурсы и терпящего неудачи. Тогда я думал: «Блин, как плохо, что не вышло!» А сейчас я понимаю: слава богу, что тогда не вышло! Если бы мне тогда дали премию, сейчас мне было бы стыдно за те работы. Действительно, они были не ахти. Мои неудачи всегда толкали меня к борьбе с самим собой и совершенствованию своего стиля. Отсюда следует вывод, что нужно всегда развиваться и совершенствоваться. От художника всегда требуется создавать хорошее искусство. Как говорится, «делай, что должен, а остальное – будь, что будет». 




- Вы художник года по версии международной ярмарки искусства COSMOSCOW. Было ли получение такого звания для вас неожиданностью? Какие эмоции вы испытали?

- Для меня это было большое событие! Здесь, понятное дело, не победа на конкурсе. Это не означает, что я самый лучший художник года. Просто каждый год выбирают художника, под девизом которого пройдет следующая ярмарка. Разумеется, что то, что они меня выбрали – это огромное признание, самое большое в моей творческой жизни событие. Да, это было для меня абсолютно неожиданно. Обычно бывает так, что ты подаешь заявки, пишешь письма, и ничего не происходит, а тут в одночасье тебе звонят и говорят, что ты художник года! А я даже не думал об этом! Но я приму это как хороший знак того, что всё не напрасно. Такие моменты становятся подтверждением того, что ты выбрал правильный путь и верно по нему следуешь. 


Фото: Алина Мигушина и Тимофей Пересторонин

0 комментариев
наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)