Люди

Гурам Амарян - первый езидский стендап-комик

О том, как пройти путь от КВН до Stand Up, не стать налоговиком, шутить про терроризм и облегчить юмором болезнь



24.04.2017 12:04:10 Наталья Бадьина
0 10344

Если в США жанр стендап существует и активно развивается еще с середины XX века, то в России данное направление получило свою долю популярности за последние пять лет. Сейчас во всех крупных городах нашей страны есть «Открытый микрофон», где любой стендап-комик может себя испытать. Но всем ли под силу смешить, с чего следует начать и как в итоге не облажаться, но набраться опыта «Неводу» рассказал Гурам Амарян.


- Как так получилось? Езид по национальности, родился в Тбилиси, но переехали с семьей жить в Нижний Новгород?


- Мой отец – барабанщик. Мы жили в Грузии, но он постоянно ездил на несколько месяцев в Москву, потому что было много заказов для их музыкальной группы. В какой-то момент мой отец понял, что больше времени проводит на выездах, чем с семьей. Поэтому решил, что проще нас перевезти в Россию.


Да и вообще, в нашей семье так сложилось, что мы – кочевой народ, каждое поколение живет в новое стране. Думаю, я тоже куда-нибудь уеду.


- Ты начал заниматься КВНом еще в школе, в 10 классе, поступив в университет, продолжил это дело. Так почему не остался в КВН, а перешел в Stand Up?


- Чтобы чего-то добиться в КВН, нужны деньги, спонсоры, недостаточно быть только смешным и трудоспособным. Необходима помощь извне, а у меня такой помощи никогда не было. Поэтому я пошел на кастинг «Comedy Баттл», не надеясь ни на что, а после начал заниматься стендапом и стал принимать участие в «Открытом микрофоне».


- О «Comedy Баттл». Ты был участником дуэта «Софья-Алешка». Сложно ли работать в паре?


- Мне было комфортно. Но так получилось, что после первого этапа, (а между первым и вторым этапом у нас было около двух месяцев) мы расслабились. Тогда для нас учеба была на первом месте. Мы с Гаяне редко виделись. Я думал, что раз в неделю буду писать шутки, и этого достаточно. Но дальше второго тура мы не прошли. И сейчас я понимаю, что это было логичным итогом.


- А если сравнить участие в команде, как это было в КВН, парное выступление и сольное, то какое считаешь лучшим вариантом?


- Я бы выбрал сольное выступление, потому что в КВН много людей. В любой команде есть те, кто делают гораздо меньше, чем остальные, но они должны быть там. Никому не в обиду, но мы с Гаяне писали материал на 70-80 процентов, и в паре было удобнее – не надо собирать 8 человек. Когда Гаяне вышла замуж, у нее появились свои заботы, я решил, что можно попробовать выступать и одному. Конечно, в одиночку сложно писать. Сейчас мы со стендап-комиками вместе придумываем тексты, но все равно ответственность лежит только на тебе.


1.jpg


- А по поводу обучения в вузе. Ты выбрал кафедру налогообложения, даже звучит уж слишком отдаленно от юмора. Почему принял такое решение?


- Когда я хотел поступать в университет, думал, что быть налоговиком – это круто – буду ходить с погонами. Мне казалось, что я несколько лет проработаю в налоговой, научусь извиваться во всем этом. А потом стану налоговым консультантом и смогу помогать многомиллионным корпорациям сохранить их деньги, за что они будут платить мне крупные суммы. Но это всё не работает. Чем больше я учился в университете, тем больше понимал, что мне это не интересно и что юмор мне гораздо ближе.


- Серьезно решил заняться юмором после участия в шоу «Рассмеши комика», так? Почему раньше не пришел к этому? Считал, что юмор может быть только хобби?


- Просто в то время я смог показать родителям, что смогу заработать на юморе. Когда я занимался КВНом, они думали, что я трачу время впустую. Считали, что пока я молодой, что повеселюсь, а потом начну работать. Но вот я смог заработать на юморе, и в то же время у меня начался первые эфир в «Comedy Баттл». Тогда родители поняли, что я расту и развиваюсь, иду дальше вузовского КВН на ННТВ. Это произошло весной 2014 года - я решил, что буду заниматься юмором.


- А сейчас стендап - твоя основная деятельность?


- Да, и чем-то другим заниматься не планирую.


- Ты принимаешь участие в «Открытом микрофоне» на ТНТ. Влияет ли конкурентная обстановка на написание текстов?


- Я очень рад, что пошел в «Открытый микрофон». Раньше я попросту меньше писал. Выделял на работу с шутками каждый день час-два, иногда даже меньше. Выступал 2-3 раза в неделю в Нижнем, этого казалось достаточно. А в «Открытом микрофоне» было 80 участников, и надо было пройти в чью-то команду. Каждый следующий этап проходил через короткий промежуток времени, необходимо быстро написать еще шуток, поэтому мозг начинал работать по-другому. Вообще, когда «горит», выдаешь больше идей. Я сидел и выдавливал из себя материал, который оказался неплохим.




- Более опытные стендап-комики дают советы?


- Да, и наставники, и другие стендап-комики. Я, например, в хороших отношениях со Славой Комиссаренко, который часто помогает мне советами. Стендап-комики любого уровня дают тебе два самых важных совета: больше писать и больше выступать. Ты будешь писать шутки плохо, выступать несмешно, лажать, понимать это, но потом писать иначе. И в итоге придешь к своему стилю.

 

- Чувствуешь, что становишься более опытным стендап-комиком?


- Да, но сейчас, пожалуй, только в том, что чувствую себя на сцене увереннее. Но мне все равно бывает тяжело. Еще сейчас я чуть больше понимаю в том, что я делаю, в том, что я пишу. Я соображаю – зайдет шутка или будет тишина. Но опять же бывают и очень сильные промахи.


- В стендапе уже есть первый черный комик – Тимур Каргинов. Ты себя позиционируешь как первый езидский комик. Не боишься сравнения?


- Нет, да и я не подражаю Тимуру или кому-либо еще. Я делаю свою комедию и не хочу ни с кем конкурировать. Если смотреть на Тимура, то у нас совершенно разная подача, и наши темы редко пересекаются. Я просто делаю свой стендап, и он пока такой: не на лучшем уровне, есть куда расти. Но конкуренции я не чувствую.


- Среди опытных стендап-комиков есть те, на кого хочется равняться?


- Если брать Stand Up на ТНТ, то у каждого из стендап-комиков есть чему научиться. У меня нет фаворитов.


- Для себя лично выделяешь темы-табу для стендапа?


- Мне кажется, нет таких тем. Не важна тема, важна твоя позиция в шутке и сам контекст. Например, нельзя шутить про рак, но его можно упомянуть в шутке, и это будет смешно. Это не юмор над болезнью. Даже расизм – прикольно рассказывать о том, что он есть, о нашем поведении со стороны, но при этом использовать шутки в правильном ключе. Сам я много шучу про терроризм. Это не значит, что я шучу над пострадавшими, наоборот, я высмеиваю наше отношение, неправильную борьбу. И это моя личная позиция.


- А какие темы всегда хорошо «заходят»?


- У меня лучше всего «заходят» шутки про терроризм. Я очень много пишу на эту тему, за что меня часто ругают. Сейчас даже написал монолог про то, что меня ругают, что я много пишу про терроризм.


Конечно, заходит пошлость, грязь, если с этим не перегибать, потому что тут ходишь по грани. Это темы, о которых люди боятся говорить. Но вот кто-то пошутил, и реакция всегда бурная. «А вот так можно было?!». Люди немного шокируются, но тем сильнее их реакция.


SF45Z1nizaM.jpg


- Насколько реальны ситуации, про которые ты рассказываешь в своих выступлениях?


- На 80 процентов. Начало обычно правда: то, что случалось со мной или с моими друзьями. Если я пишу про маркерную доску, про девушек, которые у меня были, то у меня действительно была маркерная доска и я делал список девушек. Но дальше я придумывал историю, как это могло быть, это выдумка, но она интересная. То есть берешь ситуацию и расписываешь ее, чтобы было смешно.


- С чего следует начать новичку стендап-комику?


- С понимания того, что будешь очень много ошибаться, будешь часто думать о том, что занимаешься не тем, что надо найти работу. Надо быть готовым к ощущению, что ничего не добьешься, и надо уметь с этим справляться. Понимать это, писать и выступать. Найти в своем городе «Открытый микрофон», приходить туда и показывать шутки, пока не получится смешно.


- Можно ли научиться стендапу, или это должно быть хотя бы отчасти врожденное?


- Если ты никогда не занимался юмором, то стоит почитать иностранные переведенные книги об этом жанре выступлений. Можно даже вычленить схему построения шутки из этого. Но это только на начальном этапе, потом уже вырабатывается своё понимание, как это должно быть.


- Но любой может попробовать себя в стендапе?


- Да, абсолютно. Потому что у каждого есть своя жизненная история. Если у тебя есть хоть какие-то переживания, и ты о них расскажешь, это станет смешно. Нужна личная боль.


- Говорят, что смех – лучшее лекарство от всех бед. Есть даже вид психотерапии – гелотология – лечение смехом. А ты как считаешь, может ли юмор лечить?


- Есть такие вещи, которые смехом не вылечишь. Но смех помогает отвлечься, не думать о своей болезни. Может, пока ты лечишься, то отвлекаешься на юмор, а в это время уже и сама болезнь проходит.  


Фото: Алена Пермякова

 

 

0 комментариев
наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)