Выставки

Символизм и современное искусство

Выставка Олега Вдовина в галерее Futuro

20.08.2016 13:17:22 Алина Мигушина
0 4234

«Современное искусство» – явление, вызывающее споры у ценителей по всему миру и зачастую неоправданную шумиху. Оно противоречивое, заумное, сложное – так ли это? В Нижнем есть свои представители «модерн арта». Так, галерея Futuro на днях представила публике выставку нашего земляка, авангардного реалиста, Олега Вдовина. «Символизм. Практики интеграции» - такое название носит инсталляция. Какие же символы использует Олег Вдовин? О какой именно интеграции идет речь? Nevvod постарался проанализировать работы современного художника и ответить на данные вопросы. 


Олег Вдовин родился в Горьком, выучился в местном художественном училище и окончил бутафорский факультет НТУ им. Е.А. Евстигнеева. Своим учителем Олег Вдовин считает художника О.С. Мазманяна. На образ художественной мысли Вдовина повлияло его участие в реставрации Оранского Богородицкого мужского монастыря. Его картины хранятся как в частных, так и в публичных собраниях. Работы Вдовина можно увидеть на групповых и персональных выставках. Сегодня – в Futuro. 


Символизм – искусство на грани, направление, сочетающее в себе поэтичность, мифологизм и живописную утонченность. Символизм всегда очень метафоричен, а значит, заставляет думать. Многие понимают это направление, как нечто ушедшее, оставшееся в первой декаде 20 века. Тем не менее, здесь и сейчас, галерея Futuro предлагает нам познакомиться с частью современного символизма, творчеством Олега Вдовина. 


futuro_вдовин-2.jpg


30 представленных работ Вдовина образуют, как было заявлено в пресс-релизе, некий «дневник отдельно взятого художника». Стоит полагать, что главы дневника расскажут нам, как со временем изменялись взгляды Олега Вдовина на живопись и на жизнь в целом. «Символизм. Практики интеграции» - название многообещающее. Выставка, пожалуй, должна стать заметным городским событием. 


Галерея, как порядочная барышня, немного «опоздала» на встречу с гостями: уже 19.00, а двери еще заперты. Но это значит только то, что работники галереи очень стараются, делают последние приготовления и, должно быть, волнуются. Вместе с ними переживает и сам художник: как же публика отреагирует на его детище? 


Вот мы и заходим. Место впечатляет. Здесь - обилие стеклянных элементов и голые кирпичные стены, гламурная неоновая подсветка и изящная старинная лепнина. Словом, эклектика. 


В первом зале по приходе было тесно, как в автобусе в час пик. Народ набежал стремительно и образовал какое-то завихрение, не позволяющее пройти к картинам и информационным стендам. Видимо, всему виной был манящий стол с шампанским и сладостями. Через несколько минут ажиотаж стихнул, стало возможно спокойно размышлять над «Практиками интеграции» Вдовина.

  




В первом зале нас ждали всего несколько картин. Непонятно, по какому принципу их сюда поместили: они же совсем разные и по тематике, и по технике. Это были: геометрическая вариация «Без названия», «Голова», «Бегство в Египет» и «Синий человек». Первая издалека похожа на картинку с оптической иллюзией движения фигур, недвижным остается лишь еле заметный прямоугольник в центре композиции. «Голова» сходу заставляет сравнивать себя с «головами» П. Филонова: тот же «жутковатый» неживой взгляд и ощущение тайны. «Синего человека» со знаком вопроса, многозначительно задравшего палец вверх, хочется назвать произведением фовизма из-за цвета и ломаной позы. А вот «Бегство в Египет» больше напоминает импрессионизм: Иосиф, Мария с младенцем на руках и верный ослик в испуге сбегают по темной таящей опасность аллее, залитой холодным голубовато-зеленым светом. Нужное впечатление картина, определенно, производит. 


Большой зал собрал основную часть экспонатов. Много окон, обилие воздуха и высоченный потолок располагают к неспешной прогулке по инсталляции. Античные и библейские мотивы расположились в самой утонченной по стилю локации галереи. Нет смысла перечислять все работы, достаточно намекнуть на то, что Олег Вдовин, как любой уважающий себя художник, переосмысливает канонические сюжеты. Здесь, во втором зале, символов очень много. Только непонятно, где же то самое заявленное уникальное сочетание новой и старой символики. Богиню красоты и любви, Афродиту-Венеру, Вдовин изображает в классической раковине (символ благодатного морского дара) спиной к зрителю, добавляя в композицию элементы кубизма. Другая Афродита ― безлика. Так – на многих картинах Вдовина: лицо не обрисовано целиком, есть только намеки на нос, глаза или рот. Возможно, художник не считает это важным для общего впечатления? Вдовин упрощает элементы: люди могут быть изображены как тени («Двое») или как несколько простых планиметрических фигур («Тайная вечеря»).


Среди символов наиболее частотны Грааль Христа с вином или без, рыба, как символ Христа (ихтис – акроним имени Иисус), уже упомянутая раковина, черепаха, как символ мудрости. Картину Вдовина «Розовые обнаженные и черепаха» так и хочется сравнить с «Танцем» Анри Матисса (сходство техники и композиции). Хотя сюжет у Вдовина сложнее: молодые красавицы в ленивых, расслабленных позах как бы просят мудрости у старой черепахи.

 




Мистическую восьмерку (символ правосудия, перевернутая – символ бесконечности) Nevvod разглядел в картине «Бегущие в снегах» и сразу же вспомнил прекрасное стихотворение Валентина Устинова «Метельный храм». 


Отдельно хочется сказать о «Тайной вечери» Вдовина. Столь важный в искусстве сюжет изображали и Да Винчи, и Рафаэль, и Ге, и Дали. Бледновато на этом фоне смотрится картина Вдовина. Но у него тоже есть главное – ощущение благодати. Символический золотой свет, направленный на фигуру Христа. Последний ужин сына Божьего – место, где борются друг с другом чувства и эмоции. Суета и страх вокруг, и только Иисус остается благородно недвижимым. 


Последний зал, как и первый, собрал разноплановые работы Олега Вдовина, получилась сборная солянка. 

Натюрморты, портретные композиции и коллаж – всё здесь. Но только в этом зале можно найти сюрреалистические картины. Каким же еще термином можно определить работы, в которых нет четкого горизонта и статичные, по идее, беседка, фонарь и дерево «летают», образуя завихрение. Скамейка, например, стоит к зрителю «анфас», но притом в перспективе не сужается, а расширяется. «Лунный пейзаж. Сормовский парк» - об этой картине Вдовина идет речь. В третьем зале нас преследуют уже перечисленные выше символы.

 




Последняя работа из «Практик интеграции», которую мы затронем в этой статье, будет «Ню». На редкость нежный, чувственный и выразительный этюд. Картина, от которой трудно оторвать взгляд и мужчине, и женщине. Хочется постоять подольше и додумать лицо обнаженной девушки, каким оно могло бы быть? Возможно, как у «героинь» полотен Густава Климта? Или как у Пьера Ренуара? Именно с этими художниками у журналиста Nevvod ассоциируется слово «нежность». 


Какие же умозаключения мы можем сделать после этого любительского анализа выставки Олега Вдовина в Futuro? Прежде всего, что галереи тоже не чужды маркетинга. Уникальных сочетаний старой и новой символики мы, увы, так и не обнаружили. Зато смогли полюбоваться на действительно интересные работы, в которых угадывается внутренний мир самого художника. Заявленная «интеграция», по-видимому, прошла внутри творчества Вдовина. В ходе инсталляции сюжеты, техники, жанры изменяются, перетекают из одного в другое. Здесь мы видели и перегруженные композиции, и предельно упрощенные. Неизменными в работах художника остаются цвета-фавориты классической школы живописи: синий, красный и золотой. Так или иначе, они присутствуют почти в каждой картине. Символы, мифологизм, действительно, занимают важное место в творчестве Вдовина. На наш взгляд, на выставке не хватает образцов его реалистических работ. Но мы еще успеем с ними ознакомиться, наверняка еще будут другие выставки нашего земляка-символиста. А сейчас Nevvod может только посоветовать читателям посетить галерею и своими глазами увидеть текущую инсталляцию, разобраться во всем самостоятельно, оценить и понять картины Олега Вдовина по-своему, индивидуально, невзирая на чье-либо субъективное мнение.   
 

Фото автора

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 2759
Выставки Искусство, говорящее само за себя. «Красная Атлантида» Приоткрываем дверь в мир ушедшей эпохи Советского Союза на открытии выставки «Красная Атлантида» в НГХМ
0 2863
Выставки Шоу-мастеркласс по художественной ковке Александра Галимова Мы проведем для вас прямое включение с этого закрытого мероприятия
0 2536
Выставки Мастерство реставрации и современные технологии Знакомимся с реставрационным искусством и узнаем, почему в скором времени будет крайне полезно брать в музеи смартфон
0 2712
Выставки Искусство видеть сны Об открытии выставки Сергея Овсейкина в рамках проекта ibis Sreet art/Street food
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)