Литературный доктор

Освежающий сознание Фаулз

Встречайте очередную попытку нашего литературного доктора поправить ваше здоровье

10.11.2016 15:59:40 Татьяна Обухова
0 699

Пожалуй, сегодня наша книжно-лечебная рубрика обойдется без скучных назиданий и тяжелой медикаментозной артиллерии и лишь проведет легкую профилактическую процедуру. Ну что, начнем?


Джон Фаулз своим читателям в основном известен как романист, творящий в духе магического реализма. Обнаженные нимфы, древнегреческие аллюзии, психологическое давление, верховенство эмоциональности и чувственности, разговоры об искусстве – все эти элементы и многие другие, которыми так умело оперирует Фаулз, дарят нам ту волшебную и томительную обстановку его произведений «Волхв» (вершина!), «Коллекционер», «Башня из черного дерева». Но это не все, чем способен потчевать нас литературный маэстро из Великобритании. Еще одну грань его богатого творчества открывает нам «Любовница французского лейтенанта», написанная после двух культовых вышеупомянутых романов.

фаулз.jpg


Можно сказать, что этот роман представляет собой некий частный дискурс в историю викторианской Англии, когда аристократия все еще правит балом, но презрительно подвигается, дабы на место рядом с собой пустить новоявленных капиталистов. Богатых и влиятельных, но все же капиталистов. В те времена в высших кругах это еще не особенно почиталось, происхождение человека и его титул  имели решающее значение, но все же большие деньги – это большие деньги. Хоть этот социально-исторический оттенок и раскрывается на сугубо личном уровне, его общенациональные масштабы не почувствовать нельзя. Происходит перелом в сознании как англичанина в целом, так и мужчины и женщины в частности.


Главный герой, 32-летний Чарльз – по-своему типичный молодой человек для того времени. Его юность прошла в лучших традициях времяпрепровождения богатого аристократа: «познал женщину» в каком-то публичном доме, много путешествовал, «знал женщин», ходил на званые ужины и в итоге встретил в одной из гостиных наименее глупую и наименее пустую 20-летнюю девушку из всех, на которой и решил жениться. Вся его дальнейшая жизнь – такая вот классицистическая и примитивная борьба между желанием и долгом с модернистским исходом. Можно сказать, что это и борьба английского и человеческого.


Об Эрнестине – той самой чарльзовой избранницы – много не скажешь, такая уж она "сложная" личность.  Хорошая, воспитанная, сентиментальная, капризная, ревнивая девчонка, особой глубиной не одаренная и не проявляющая никакого интереса, кажется, к тому, чем увлечен ее жених. В общем, ее запланированный союз со все-таки рефлексирующим и разносторонним Чарльзом был заранее обречен на провал. И ох уж этот всеобъемлющий страх молодых воспитанных девушек перед всем телесным! Как им не хватает страстности, как не хватает истинной женственности (в жестах, во взгляде, в движениях и в словах, а не в платьях, корсетах и дурацких прическах) и осознания своего женского тела. Отсюда проистекает то, что им не хватает и эмоциональности и способности понять противоположный пол. В самом горячем объяснении между молодыми Эрнестина иногда правильно себя вела и говорила хорошие вещи, хоть и сделала выбор потом в пользу капризных угроз и архитрагического обморока. Да, вот и получилось много текста…


Самая-самая главная же героиня – это Сара. Ее биографию вы сможете прочесть в самом романе, коснемся лучше ее внутреннего мира. Главная фишка, которую Фаулз припрятал уже во второй половине романа, нами, конечно, раскрыта не будет. Кто такая Сара? И как ответить на этот вопрос, опустив все социальные аспекты? Сара Вудраф – это настоящая женщина, Женщина с большой буквы, которую, однако, больше хочется назвать девушкой. Именно Сара – ядро всего романа, ядро его атмосферы, ядро бурного сюжета, ядро даже социальной составляющей. Это магнетическая личность; мыслящая, проницательная, гордая, страстная девушка, которая осознает и свое интеллектуальное равенство с Чарльзом, как представителем мужского пола и аристократии, и свою сексуальность, и свою силу. Она не очень церемонится с правилами поведения в обществе и следует своим желаниям, подчас «греховным» в понимании того времени.


Практически до самого финала Сара кажется необычайно таинственной и странной. Но потом мы встречаемся с ней в том самом социальном ключе и немного лучше понимаем, что это за женщина. Викторианскую мораль, как вы уже поняли,  она послала ко всем чертям и встала на куда менее лицемерный путь. В каком-то смысле образ Сары был слишком нов для той Англии, слишком передовыми и пока вообще непонятными казались ее соображения. А собака-то зарыта была в пресловутой эмансипации женщин. Желание не выходить замуж, быть независимой от мужчины, иметь право на интеллектуальное равенство и все такое прочее.


На этом однозначность кончается. Если бы мы захотели проспойлерить вам концовку романа, то ничего бы у нас не получилось, потому что их целых три. Фаулз, предлагая нам три варианта финала, вводит элемент свободы воли в жизнь своих героев и показывает нам, что автор-постмодернист не вполне всевластен над своими детищами. А нам и хорошо – можно выбрать любой финал и наслаждаться им. Там есть над чем подумать и даже над чем поплакать.


В общем, «Любовница французского лейтенанта» – это как освежающий компресс, встряхивающий и бодрящий, который наш литературный доктор желает заботливо приложить к вашим лбам. Он на энное количество времени отвлечет вас от вашей реальности, заставит подумать о чем-то нематериальном и просто улучшит ваше общее литературное самочувствие.

 

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 674
Литературный доктор Витаминный заряд Для полного интеллектуального и культурного здоровья человеку иногда требуется прием специальных витаминов для оздоровления и профилактики всяких литературных и других заболевании
0 729
Литературный доктор Читайте, пациенты! Как вылечить книжную недостаточность?
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)