Каждый день по коридорам корпусов Университета проходят сотни студентов: физики, биологи, химики, программисты... В «храме науки», совсем неподалеку от лабораторий, в большом актовом зале репетирует Театр ННГУ. Здесь, на сцене, те же самые ребята живут и играют уже совсем по другим правилам. В этом году Театру Университета исполняется 20 лет. В преддверии праздничного спектакля мы пообщались с Игорем Николаевичем Авровым, руководителем Театра ННГУ.
Театр ННГУ – объединение творческих студентов, которые выражают себя через театральное искусство, во главе которого стоит Игорь Николаевич Авров. Уже на днях Театр покажет «Остров Инишмаан» – спектакль студенческого театра, получивший Гран-при VIII Международного фестиваля «Пространство юных». Именно его театр ННГУ покажет зрителям на своё двадцатилетие. Это непростая история, которая не оставит равнодушным ни одного зрителя.
- Театру ННГУ исполняется 20 лет. В честь этого 24 ноября на университетской сцене вы покажите спектакль «Остров Инишмаан». А какой спектакль был дебютным для вашего театра?
- Чужой ребенок Шкваркина, ретро комедия 30-х годов.
- Почему именно этот спектакль вы поставили первым? Чем он вас зацепил?
- Двадцать лет назад, когда впервые собрались 12 человек, которые только что стали частью нашего театра, мы спросили у них, что бы они хотели играть. Это был 97-й год, непростое время, и большинство хотело комедию, но не о современности. И это произведение замечательно подходило. Так что можно сказать, что первая пьеса была выбрана демократическим путём. Позже мы с Ириной Страховой, которая также является руководителем театра, сами подбирали произведения для спектаклей.
- Общаетесь ли вы с кем-то из первого состава актёров?
- Да, до сих пор с некоторыми мы поддерживаем отношения и даже дружим семьями.
- С чем связано ваше решение заниматься театром ННГУ?
- Это было не моё решение: председатель профкома предложил мне возглавить на тот момент единственный студенческий театр, и я с удовольствием согласился.
- Какой спектакль оказал на вас наибольшее влияние как на актера?
- Все спектакли, которые мы ставим в театре ННГУ, оказывают влияние на меня как на актёра. Я всегда говорю студентам, что в первую очередь я не режиссер, а актёр, который помогает им окунуться в те или иные обстоятельства, учит их доносить чувства и эмоции до зрителя.
- Бывали ли случаи, когда вам нужно было поставить пьесу, которая вам не нравилась?
- Бывало и такое. В таком случае мы дополняли её чем-то, что было нам по душе, проявляли фантазию, насколько это было возможно, не выходя за рамки материала.
- Менялось ли ваше понимание актёрского мастерства за годы работы в театре ННГУ и ТЮЗе?
- Да, разумеется. Долгое время у меня было своё представление об актерском мастерстве. В 2006 году был переломный момент, когда я хотел уйти из профессии, но остался. Это произошло благодаря режиссеру Вячеславу Кокорину, который не так давно ушёл из жизни, светлая память ему. Он перевернул с ног на голову моё актёрское сознание. Благодаря ему я понял, что фальшь – это то, чему нет места в театре. Именно это я доношу сейчас до своих ребят.
- Приходили ли ваши коллеги из ТЮЗа на спектакли театра ННГУ?
- Да, Владимир Золотарь, главный режиссер ТЮЗа, присутствовал на наших спектаклях. Более того, он давал ребятам советы и разговаривал с ними, обычными студентами, как с профессиональными актёрами. Этим мы действительно гордимся.
- Во время репетиционного процесса мнение актёра чаще проигрывает мнению режиссёра? Или наоборот?
- Хороший вопрос, спасибо за него. В начале, когда в театре ННГУ ставились первые спектакли, мы были молодыми актёрами, которые буквально 2-3 года работали в театре и сами мало что умели. И называть нас режиссерами было бы опрометчиво. Да и сами мы не считали себя руководителями, ведь тогда разница между нами и самым старшим актёром была всего 8 лет. В те временамы часто прислушивались к мнениям актёров, иногда даже давали им возможность самим решать, какими должны быть герои. Сейчас инициативы со стороны актёров стало меньше, иногда некоторые предлагаю что-то, но очень робко.
«Остров Инишмаан», 2016 год
- Вам хотелось бы, чтобы актёры чаще проявляли инициативу?
- Да, хочется, чтобы было больше инициативных ребят. Но стоит отметить, что ребята доверяют нам, а это очень важно. У нас, к счастью, есть что им дать, есть чему научить их. Когда ребята принимают это, у нас всё получается.
- Театр ННГУ отличается от обычного театра тем, что в нём постоянно меняется состав. Как это сказывается на работе?
- Я склонен видеть в этом только плюсы. Раньше, например, уходили замечательные люди, и на их место приходили не менее талантливые. Мы никогда не беспокоились об этом, так получалось само по себе. А сейчас же мы даже устраиваем кастинги. И в том, и в другом случае в наш театр приходили люди, которым интересно всё новое, они готовы впитывать информацию, и это замечательно.
- Что вы можете сказать о нынешнем составе театра?
- Сейчас складывается очень неплохой коллектив, который состоит из дебютантов (их мы набрали весной 2017 года) и старичков. Я вижу горящие глаза у ребят, и это нужно использовать, потому что, если мы потеряем это, то, скорее всего, уже не сможем вернуть.
- Как к театру ННГУ относится управление университета?
- Сейчас, после наших побед на фестивалях, в нас поверили и начали вкладывать. Нам доверяют, и это чувствуется. Конечно же, хотелось бы ещё больше внимания, ну или хотя бы, чтобы нам давали ключи от зала тогда, когда нам нужно репетировать. Сейчас я чувствую, что не всегда могу поделиться своим опытом с ребятами в необходимое время.
- Как вы считаете, какие личностные качества могут помешать актёру достичь успеха?
- На мой взгляд, людям мешают достичь успеха неправильные амбиции. «Я хочу стать звездой», – это то, о чём точно не должен думать актёр. Слава придёт, когда вы будете много работать. Я часто вспоминаю строчку из стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака: «Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Есть замечательная повесть «Хочу быть честным» Войновича, её полезно прочитать молодым, особенно тем, кто гонится за популярностью или первым успехом. Я часто советую её своим ребятам.
- В Лобачевском, помимо театра ННГУ, есть множество студенческих советов, которые ставят свои спектакли на разных мероприятиях, вроде Студенческой весны. Считаете ли вы подобные выступления малым проявлением театра?
- Безусловно. В этом году будет уже 20 лет, как я сужу Студенческую весну, и изначально это были просто концерты, но постепенно я начал прививать студентам желание создавать общую концепцию с идеей, сценарием и продуманными главными героями. Да, на данный момент выступление студенческих советов на подобных фестивалях выглядит, как театр малых форм, что мне очень нравится.
- Не могу не спросить о планах на будущее. Какие спектакли хотелось бы поставить, какие роли сыграть?
- Мы наметили поставить две пьесы с нынешним составом, скоро всё сами узнаете, пусть наши постановки пока что побудут под завесой тайны.
- В конце нашего интервью хотелось бы задать философский вопрос. Есть ли что-то, по вашему мнению, что является мерилом актёрского успеха? Может быть, определённая награда или победа на фестивале?
- Награда для настоящего актера – это не показатель успеха. Это, скорее, ответственность. Я всегда считал, что после победы на каком-либо фестивале нельзя почивать на лаврах и переставать работать. Конечно, можно и нужно порадоваться, но в меру. Именно это я воспитываю в своих ребятах. Недавно на фестивале в Ульяновске исполнитель главной роли «Острова Инишмаан» Сергей Ткачев получил «лучшего актёра». Он ощутил внутреннее удовлетворение, а внешне не придал этому значения. На мой взгляд, это и есть успех.
Фото: Юлия Краснова и из архивов Театра ННГУ