Культура

«Дух Баухауса»

Мы посмотрели «Дух Баухауса» из программы Beat Weekend 2019. Прочитав этот материал, вы поймете, для вас фильм или нет. И если да, то скорее приобретайте билеты!

10.10.2019 18:55:15 Алина Мигушина
0 132

За полуторачасовой хронометраж документалка «Bauhaus spirit» предлагает довольно много информации, с которой заинтересованные в тематике зрители уже местами знакомы, что-то им уже ясно как аксиома, а что-то ново и даже удивляет. В этой статье хочу обратить внимание на главные мысли Баухауса, зная о которых стоит идти смотреть данный фильм.

Идеальный дом – баланс красоты и инженерной мысли, экономичности материалов и комфортных размеров. Чистота, лаконичность, прагматичность и терраса на крыше. Спортзал. Киноэкран из бетона. Пекарня, аптека, парикмахерская поблизости. Дом как маленький город. Такое чудо архитектуры авторства Ле Корбюзье показывают нам в самом начале фильма «Bauhaus spirit».

Подобные дома, согласно идее школы Баухаус, должны наполнить кварталы городов и определить удобство жизни людей. Но уже в следующих сценах мы видим чудовищный контраст – трущобы Латинской Америки, где люди ютятся в лачугах, собранных из кусков мусора и с трудом добытых строительных материалов. Лачугах, незаконно построенных и которые постоянно сносят специальные бригады. И вновь вопреки всему люди отстраивают эти скудные домишки своими руками – потому что нет другого выхода. 


101.png

Чудесная инженерная мысль, способная изменить мир к лучшему, принципы которой заложил Баухаус в начале 20 века, развивается и сейчас. Развивается в прогрессии – ведь теперь уже не столь важно спроектировать один уникальный дом и показать всем, как можно строить в новом мире – с творческим подходом и математической точностью. Куда важнее застроить такими домами целые районы. И здесь чудо-архитекторам, вдохновленным, в частности, идеями школы Баухаус, определенно есть что решать. 


12.png


Колумбия, где огромный процент людей живут в городах (ведь в деревнях они уже не могут свести концы с концами), утопает в бедняках, поселившихся друг на друге в шатких бараках. И этот мир может спасти прогрессивная урбанистика и инженерная мысль. Конечно, если найдутся деньги на реализацию проектов.

В фильме нам показывают примеры, что уже удалось спроектировать и построить для улучшения жизни людей в перенаселенном Медельине, где из-за отсутствия инфраструктуры роженицы умирали, не добравшись вовремя до врача. 


13.png

Но вернемся к Баухаусу. Что еще исповедовали в этой легендарной немецкой школе? В 1923 году Вальтер Гропиус, основатель школы Баухаус, разрабатывает концепцию строительных блоков, необходимых для реализации идеи дома, который растет. Блоки заранее изготавливаются на производстве, и дом собирается, подобно конструктору. 


102.png


Блоки, благодаря своим типовым, но все же разным формам, позволяют проектировщику здания рассмотреть возможности строительства с неожиданных сторон. Работая с готовыми формами, переставляя и вращая их, находя новые решения. Блоки у Баухауса на все сто процентов переняли послевоенные времена. Те же панельки являются очень-очень упрощенной, но все же реализацией идеи строительных блоков.


8.png 


В Баухаусе «новые люди учили новых людей». На роли преподавателей брали только передовых ученых и деятелей искусства. Например, В. Кандинский, И. Иттен, О. Шлеммер преподавали здесь. Вальтер Гропиус пристально следил за кадрами и новаторством процесса обучения. 

Не просто программа с набором учебников и практических занятий по проектированию, а целая духовная и эзотерическая концепция о познании сути материалов, сути движения в пространстве, восприятия пространства через линии, формы и цвета. И все это работает в совокупности. Именно поэтому ученики Баухауса всегда находились в процессе познания на собственном опыте – они танцевали, изучая движение, сооружали сценические костюмы, исходя из заданной темы для спектакля, находили общее между чертополохом и металлической цепью для пилы, взаимодействовали с различными материалами. 


7.png

Кстати, о сценических представлениях – у студентов Баухауса были тематические вечеринки со спектаклями. Таким образом часть обучения проходила внутри развлечения, в динамике, перемене положения тела и смене деятельности. Ведь «design is about body» – а учимся мы не только мозгом, но и всем телом.

Вальтер Гропиус открыл сценическую мастерскую в 1921 году, чтобы изучать ритм, структуру, композицию, объем… то, что влияет на восприятие пространства. И все это, чтобы впоследствии сооружать дома в духе Баухауса. 


2.png

Принципы школы Баухаус нашли свое продолжение в колледже Блэк Маунтин в Америке, основанном двумя преподавателями Баухауса, перебравшимися за океан. Посреди Великой депрессии здесь тоже, как и в школе в Дессау, искали что-то идеальное. Учили всему сразу – искусству, математике, ремеслам… После колледжа студенты сами выбирают, кем им быть – с таким-то духовным багажом и раскрытыми потенциалами. Из них не лепили что-то определенное, не вписывали их в рамки. Свобода обогащения знаниями и развитие талантов в конструктивной для того среде – модель обучения, очень далекая от наших реалий.

В фильме «Дух Баухауса» вам расскажут о том, когда и почему концепции немецкой школы были вынуждены трансформироваться, чтобы стать более релевантными в послевоенном мире прогресса. Еще вам покажут уникальные фото- и видеоматериалы о наследии и истории Баухауса; продемонстрируют самую маленькую квартиру в Берлине, размером всего 6,4 м2; расскажут, что такое Городской мозговой центр и какие проблемы он решает. И о многом другом. 


5.png

Фильм преподносит пищу для размышлений, вдохновляет, ставит по полочкам многочисленные факты о Баухаусе и дает свежий взгляд на современный мир с точки зрения архитектуры.


Расписание программы Beat Weekend 2019 и билеты на фильмы можно найти здесь: https://weekend.beatfilmfestival.ru/


А сейчас предлагаем вам посмотреть тизер «Bauhaus spirit»:


  


Иллюстрации: ost Bauhaus spirit 

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 129
Культура Откуда в тебе ностальгия по 1980-м? Объясняем, почему люди ностальгируют по 1980-м и вдохновляются ими. А также – причем здесь «ПРОЯВИСЬ!», фестиваль от нашего журнала
0 145
Интервью Моё истинное лицо – моё творчество Интервью с уличным художником Сёмой Бомсё, в преддверии его новой выставки. Об игре улиц, полиции, символизме и о том, как живет скрывающий лицо граффитист
0 301
Культура «Ритуал. Дом. Лес» Рада Ийя о своем новом художественном проекте «Ритуал. Дом. Лес». Женщины, развитие творческого пути и коллективная магия
0 104
Кино Фестиваль Kinocom Fest 1.1. Советы от мастеров Зачем нужны кинообъединения? Почему дипломированный артист театра и кино обычно в кино не попадает и как все же там оказаться?
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)