Культура

«Ты чё какой похнюпый?»

Творческий вечер Захара Прилепина в трёх актах: моноспектакль «Ты чё какой похнюпый?», книга «Семь жизней» и новый альбом «На океан»

02.06.2016 16:08:49 Екатерина Тарасова
0 1618

«Вова, ты никогда не думал… что каждый год… ты переживаешь день своей смерти? — спросил я. Может быть, он сегодня? Мы каждый год его проживаем… Вова!» - эта фраза из рассказа Захара Прилепина «Колёса» нашла отклик в душе многих людей одним светлым вечером вторника. На просторах нижегородского центра культуры «Рекорд» 31 мая прошёл творческий вечер Захара Прилепина, состоящий их трёх актов: моноспектакля «Ты чё какой похнюпый?», презентации книги «Семь жизней» и нового альбома «На океан», при участии группы «Элефанк». Зрители признаются, что самой высокой и драматичной нотой всего вечера стала именно театральная постановка, о ней в первую очередь и пойдёт речь.

 

«Рекорд» шумел. Все книги писателя раскупили сразу. Пёстрая толпа зрителей медленно заползала в зал: здесь были и заядлые театралы, и «нижегородская богема», и трогательные парочки, и одинокие крикливые критики, и целые семейства, жаждущие зрелищ. Вечер начался с моноспектакля режиссёра Владимира Деля «Ты чё такой похнюпый?» по мотивам рассказа Захара Прилепина «Колёса» (из книги «Грех»). Премьера постановки состоялась в 2015 году на сцене театра «Предел» города Скопин Рязанской области. Этот спектакль успел стать Лауреатом XXII Международного театрального фестиваля «Рождественский парад – 2015» в Санкт-Петербурге в номинации «Лучший моноспектакль». 

 

«Ты чё какой похнюпый?» – правдивая история о страдающей русской душе, которая, несмотря на неистовую внутреннюю боль и удушение, внешнюю грязь и разочарование, устремляется к светлому и высокому. Захар Прилепин неоднократно отмечал, что спектакль имеет своих реальных персонажей - жертв из «лихих 90-х» в Дзержинске. Но в теме «пропащей» русской души писатель не стал первопроходцем, достаточно вспомнить пьесу М.Горького «На дне», цикл Есенина «Москва-Кабацкая» или постмодернистскую поэму В.В. Ерофеева «Москва-Петрушки».


G7jrfAxSdGc.jpg

 

Действие держится на одном актёре - Михаиле Сиворине. Его великолепная пластика, мимика, жесты вгоняли публику то в жар, то в холод. Достаточно было первых пяти минут, чтобы начать верить актёру. Гнетущее ощущение такой трагической человеческой реальности выстраивается интуитивно, на сцене минимум декораций. Среди нескольких стульев на суд зрителей предстаёт человек с потерянным взглядом, спивающийся и безработный, весь в белом, с сосновой доской и позвякивающим «новогодним» пакетом в руках.  «…И вот я очутился на кладбище» - без единой фальшивой ноты  начинает он. Герой не выглядит ни печальным, ни уставшим. Он – «похнюпый», безнадежно потерянный, «с отвисшими безвольными щеками, мягкими губами и сонными веками». Перед зрителями разворачивается своеобразная исповедь в прямом эфире, фильм из безликих кадров-воспоминаний героя, где вся его жизнь – как один промозглый день. Никто не знает его имени, его возраста. Но у всех возникает немой вопрос: почему этот открытый, талантливый и тонко чувствующий парень оказывается на дне жизни? В пьесе главный герой пытается понять, в какой же момент всё пошло под откос. Пытается проанализировать это вечное жизненное противоречие: почему так, а не иначе? Но жизнь не поддаётся логическому объяснению, всё летит в пропасть как-то само собой, одним легчайшим и вполне естественным движением.

 

Две бутылки водки на сцене – это Вадик и Вова, друзья-собутыльники главного героя. Из «ежедневных чудес» у этих товарищей – вытряхивать мелочь из карманов своих старых курток, набирать копейки на бутылку водки. Опьянение не приносит им радости: они носят это как тяжкую долю «вместе с ознобом и сумраком». Водка – это неотъемлемая часть бытия героя, это его данность, то, что позволяет ему проверять себя на прочность, проверять до какого предела он сможет опуститься в своём жалком существовании. Но за внешним отвращением к главному герою и его жалкой жизни, в этой похабности можно увидеть нежные проблески глубоких раздумий, полных тончайших переживаний. Огромные пространства души и мысли главного героя вынуждены жалко существовать в  микроскопических масштабах повседневной жизни пьяницы. Жизнь душит своими прокисшими диванами в прокуренных комнатёнках, грязными подворотнями, оплеванными подъездами, ночными ларьками, дешевыми кафе на поминках и кладбищем. Но, несмотря на безнадежность всего происходящего и окружающего, герой продолжает испытывать тусклые проблески радости. Что для него счастье? Кусок хлеба и ломоть колбасы после рюмки водки, запах наваристого борща в прихожей с мороза… Парень искренен в своих порывах и невероятно открыт: «Я готов полюбить человека за одно верно найденное слово!». Вспышками обрушивается на героя то нежная сентиментальность под трогательный  романс «В лунном сиянии», то неистовая веселость под трек «нулевых» Rock This Party.


ujM65_SwmVI.jpg

 

Чувства зрителей на протяжении всего спектакля были крайне противоречивыми: кто-то испытал явное отвращение и презрение, кто-то находился в неком ступоре, ошеломлении, даже в бессилии, у кого-то наворачивались светлые слёзы. Но финал спектакля для многих стал своеобразным катарсисом: мир, с горьким комком в горле, с бешеной и сдавливающей всю грудь пустотой в один момент рассеялся…

 

После моноспектакля состоялся II Акт - презентация нового сборника Захара Прилепина «Семь жизней». Это десять рассказов о самом важном, прежде всего, о жизненном выборе. Надо отметить, что «Семь жизней» стала первой книгой, где появляется изображение современного Донбасса.

 

Завершился вечер очень драматичным музыкальным действом – концертом Захара Прилепина и группы «Элефанк», исполняющими песни из нового альбома «На океан» (название - отсылка к роману Леонида Леонова «Дорога на океан»). Многослойные, глубокие тексты в сочетании с минорными рэп-интонациями и «живыми» инструментами звучат предельно честно, немного жестоко и гнетуще, как и сама жизнь.

 

Надеемся, что на протяжении всего творческого вечера Захара Прилепина, многие смогли прочувствовать не только суровую реальность со всеми её человеческими противоречиями, но и нечто светлое и высокое, ради чего стоит иметь мужество «быть».  


Фото автора

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 21
Кино Фестиваль Kinocom Fest 1.1. Советы от мастеров Зачем нужны кинообъединения? Почему дипломированный артист театра и кино обычно в кино не попадает и как все же там оказаться?
0 71
Культура «Дух Баухауса» Мы посмотрели «Дух Баухауса» из программы Beat Weekend 2019. Прочитав этот материал, вы поймете, для вас фильм или нет. И если да, то скорее приобретайте билеты!
0 113
Культура Эстетика Studio 54. Как одевались завсегдатаи знаменитого клуба? Подборка ярких образов резидентов клуба Studio 54 и эстетика самой богемной дискотеки 1970-80х
0 104
Кино Studio 54 – клуб эскапизма «Студия 54» – рай для знаменитостей 1980-х. Клуб, в котором понятия нормы и приличия растворялись в кокаиновых облаках, громкой музыке диско и эпатаже…
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)