Культура

Другой Бах

«Невод» - с открытия фестиваля музыки самого известного в мире немецкого композитора



21.03.2016 13:50:00 Алина Мигушина
0 3648
Какова судьба музыки Баха? Возможно, его творчество и вовсе забыто в 21-м веке? Отнюдь нет: множество людей и по сей день стремится отдать дань этому великому композитору. Сейчас Нижний Новгород также с теплотой и воодушевлением обращается к произведениям Баха в рамках фестиваля «Другая музыка. Бах». «Невод» не мог обойти стороной это событие и побывал на его официальном открытии, чтобы узнать, «с чем едят» музыку Баха в современном мире.

Иоганн Себастьян Бах – известнейший композитор, ознаменовавший музыку барокко. Так или иначе, все знакомятся с Бахом, даже не будучи заинтересованными в классике. Некоторые музыковеды утверждают, что И.С. Бах был забыт вскоре после своей смерти, что более успешными музыкантами стали его сыновья, а его место «короля органа» занял Мендельсон. Но мир знает дюжины вариаций и переложений произведений Баха. Современность интерпретирует его в таки жанры, как jazz, soul и даже rock. Примеряли на себя музыку Баха: Бобби МакФеррин, Жак Лусье, Бола Сети. Наиболее успешными считаются переложения Гленна Гульда. Мало кому известно, что баховская сюита ми-минор для лютни (струнный щипковый музыкальный инструмент) вдохновила Пола Маккартни на создание на написание композиции Blackbird, а Led Zeppelin – на Heartbreaker. Электронно-музыкальное сообщество также по временам обращается к Баху. Как после этого верить тому, что он забыт?


Беря во внимание то, что творчество Баха уже пересматривали очень именитые музыканты, скажем, что организаторы «Другой музыки» сделали весьма смелое заявление о себе. Фестиваль обещает быть многогранным. Синкретизм в плане подачи старинной музыки подкупает: композиции Баха нам представят и интерпретированными под современность, и вполне аутентичными. На открытии же предложили послушать камерный оркестр «Солисты Нижнего» под руководством Евгения Кириллова с их классическим исполнением Баха. В программе - сюита №3 ре-мажор и знаменитое «Искусство фуги».




Местом для проведения открытия фестиваля выбрали расположенный в Арсенале Государственный центр современного искусства. Баху, скорее, подошел бы старинный зал, выполненный в стиле барокко или рококо. Но организаторы с первого дня дают нам понять, что ставка сделана именно на то, чтобы ввести Баха в 21-й век, а не окружить аудиторию атмосферой прошлого. Арсенал здесь очень органичен.


И вот мы входим в центральный портал здания ГЦСИ. С самого порога - всё очень строго: вход только по приглашениям и аккредитациям. Спускаемся вниз, где улыбчивые работники гардероба со знанием дела уверенно заявляют, что «Искусство фуги» - очень сложное произведение и что немногие люди даже с высшим образованием могут его понять. Что же, нас это не испугало, и мы смело идём осматривать зал.


Невольно пожалеешь, что угол зрения у человека всего 180 градусов: охватить-то хочется всё и сразу! Но первыми в глаза бросаются причудливые парящие в воздухе человечки, застывшие в неестественных позах – инсталляция с выставки «Царство в сундуке». Места для гостей вытянулись в длинную полоску, вдалеке – сцена, освещенная мягким бирюзовым светом, заставленная пюпитрами с пока еще закрытыми партитурами. Вдоль стены музыканты небрежно оставили несколько начищенных до блеска инструментов. Сверху – второй уровень, словно балкон в театре.


Потихоньку подтягиваются гости. Они, не спеша, чинно рассаживаются на свои места. Сразу видно: эта публика к культурному отдыху привыкла. Никаких громких смешков и пустых разговоров: здесь «болтают» о признанной классике. Тише воды – даже дети. Никто не хотел выделяться и нарядом: дресс-код у всех вполне повседневный. Люди целенаправленно пришли сюда познакомиться с концепцией фестиваля - детищем Павла Милославского и Кристины Фиш.


Многие в зале – в очках. В руках у одного серьёзного мужчины – книжка, пожелтевшая от времени, на ней – уже знакомые нам слова: «Искусство фуги». «Искусство фуги» - последнее и сложнейшее произведение  Иоганна Себастьяна Баха, которое «Солисты Нижнего» исполнят во второй части своего выступления. Фуга эта интересна тем, что в её оригинальной партитуре композитор не указал, для какого инструмента она предназначена. Нам предложили инструментовку выдающийся российского альтиста и дирижёра Рудольфа Баршая.




И вот на сцену поднимаются музыканты и организаторы. Из уст Павла Милославского и Кристины Фиш узнаем, что фактически данный фестиваль стартовал еще 15-го марта, когда пассажиры трамвая №2 могли послушать Баха в исполнении брасс-квинтета «Феникс». А еще, как оказалось, вместе с «Другой музыкой» открываются Дни Германии в Нижнем Новгороде.


По взмаху руки дирижёра оркестр начинает играть. Лица музыкантов «Солистов Нижнего» мгновенно приобретают серьёзный вид, а ведь еще минуту назад на них сияли беззаботные улыбки. И льётся звук, нагруженный всяческими мелизмами, украшениями. Музыка Баха, словно расцветающая ветвь дерева: простая мелодия обогащается сложными элементами. Несмотря на всю серьёзность, слушается Бах легко. В его музыке чувствуется гармония. Царящая вокруг атмосфера умиротворяет. Те самые парящие над залом «человечки», словно тоже слушают и успокаиваются, приобретая более естественный вид.


Так, тщательно вслушиваясь, зал и просидел всё выступление. В программе фестиваля присутствуют интерпретации, любопытные перфомансы и полемические беседы, которые, несомненно, заинтересуют увлечённых музыкой людей. Но джаз, кукольные оперы, учёные лекции – все это, оставили на потом: гостям открытия фестиваля дали насладиться гармонией звука классического исполнения музыки самого известного в мире немецкого композитора.

 


Фото автора.

   

     

0 комментариев
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)