В тот вечер в VACЯ+1 чувствовался какой-то особенный уют. В центре стояло кресло, покрытое красной атласной тканью, рядом ㅡ балетный станок, а вокруг ㅡ стулья. На таких камерных спектаклях зрители занимают места за полчаса до начала. Их организует «Театральный цех» — площадка, объединившая актёров Театра драмы, «Комедiи» и «ТЮЗа». «Спасти камер-юнкера Пушкина», «У ковчега в восемь» и «Бешеную балерину» актёры отыгрывают регулярно, а в марте зрителям представят спектакли «Саша, вынеси мусор» и «Мясо снегиря».
Сегодня я увижу «Бешеную балерину», которую впервые показали в апреле прошлого года. Изначально «Бешеная балерина» — одна из четырёх новелл фильма «Кошечка», и в оригинале главную роль исполняет Михаил Ефремов.
Главную и единственную роль играет актёр театра «Комедiя» Константин Кибардин, он же Варечка. К нам выходит балерина. Она, никому не нужная обрюзгшая балерина с бульдогом по имени Айседора Дункан, выходит под очень знакомую мелодию (кажется, это была Хабанера из оперы «Кармен»), вальяжно садится на своё кресло-трон и начинает повествование. История, которую я слышу, незатейлива: балерина - за всю жизнь не станцевала ни одной главной партии. Это напоминает мне рассказ Вероники Дуано́, балерины Парижской Оперы, о своей карьере. Однако между двумя женщинами существует разница. Вероника, в отличие от Варечки понимает, что недостаточно талантлива для ведущих партий, и не требует от себя невозможного.
Варечка говорит о себе, своей жизни, пытается шутить, но сквозь шутки отчётливо слышатся слезы. Её красивая культурная речь на пике эмоций спотыкается о единственное нецензурное слово. Не успеваю я осознать услышанное, как мне в лицо с кресла-трона прилетает красная ткань — это Варечка от злости сожгла свой театр. Да, балерина бешеная. Только непонятно, Айседора Дункан действительно существует? Собаку не выпустили на сцену из соображений минимализма и безопасности? Или же это Варечкин личный Тайлер Дёрден?
Удивительно, но с самого начала зал сидит в полной тишине. Ни одного телефонного звонка за 55 минут действия. Кажется, это театральный рай.
Спектакль выглядит монологом, но всё же это диалог: Кибардин тонко чувствует зал и взаимодействует со зрителем. Танцует на коленях первого ряда. Радуется, что во время его монолога кто-то случайно чихает: «Вот, правду говорю!»
Несмотря на очевидный драматизм жизни балерины, мне её совершенно не жаль. Даже наоборот, я проникаюсь уважением к женщине, которая за сорок лет ни разу не отступила от своих принципов и ни разу в них не усомнилась. Меньше чем за час я досконально узнаю́ человека и привязываюсь к нему настолько, что не хочется уходить: финальная песня уже прозвучала, а я вместе со всем залом всё еще ожидаю продолжения — ну же, говори! А когда становится ясно, что спектакль действительно окончен, мы взрываемся аплодисментами.
Фото: Алёна Фирсова